Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

По данным В 2020-2021 годах в России учителей-женщин в восемь раз больше, чем мужчин. Какие причины этого гендерного дисбаланса? Почему молодые специалисты мужского пола уходят из школы, хотя изначально стремились приносить добро и вечное? Ответы мы искали у тех, кто попробовал поработать там. Вячеслава ХотченковаРуководителя детского туризма, создателя проекта «Слава детям», члена Союза отцов РФ и Сергея Бокова, автора проекта «Воспитание по-мужски».

Огромное количество бумажной работы и истощение сотрудников.

Моя карьера в школе началась с приглашения рассказать о правилах поведения в лесу одному из классов – делится Вячеслав Хотченков. Потом я проводил дополнительные занятия на территории этой школы. Когда занятия стали регулярными, директор справедливо (как тогда казалось) заметила: пора сделать все официально. И я подумал: почему бы и нет.

Я быстро понял причину: из-за огромного количества бумаг, которые учитель обязан заполнять (а смысл которых до сих пор мне не ясен), у меня не хватало времени на подготовку к занятиям. Накапливалась усталость и раздражение. Понял, что это совсем не для меня: теряю время и деньги вместо того, чтобы развивать свой проект, где делаю то же самое, но в комфортных условиях и по собственному режиму.

В школьной обстановке многое выполняется формально, из-за утомления и безразличия. Учащиеся раздражают, а предложения молодых учителей изменить привычный порядок вещей встречают агрессией. Работать в такой атмосфере, не принимая её обезличенную реальность, почти невозможно. Кроме того, не всем мужчинам комфортно в женском (и часто старшем) коллективе.

Женщины-учителя высоко оценивают профессиональные навыки коллег-мужчин и считают, что мужчины необходимы в школах – даже с точки зрения статистики. больше половины. Учитывая, что ⅓ российских детей воспитывается Дети, не имеющие отцов или редко видевшие работающих до поздна родителей, лишены возможности усвоить образцы мужского поведения. В связи с этим в школе необходим сильный пол. Несмотря на это, благоприятную атмосферу для учебы создают далеко не везде.

Причина 2. Черствость коллег

«Документы оформлены неправильно. Исправьте и приносите заново», — абстрактно сообщила мне, будущей штатной единице школы, директор по персоналу, — вспоминает Вячеслав. — Что именно исправлять, было неясно. Но выражение лица будущей «коллеги» четко давало понять, что дело тут не в документах.

Даже не планировал ничего менять, пришел через неделю, и всё приняли. Бумажки остались прежними, те самые бессмысленные. Комментировать уже нечего. Хочется только подчеркнуть: такого безосновательного пренебрежения я давно не испытывал. Подобные переживания память уводит в далёкое советское прошлое — в какой-нибудь паспортный стол или ЖЭК.

Третья причина: замена понятий и представление школы как услуги.

Вячеслав Хотченков выражает беспокойство по поводу новой тенденции рассматривать школу как «сервис». Учитель не предоставляет услуги, а «клиент» — родитель — не должен быть единственным ориентиром. По этой причине в конфликтах директор часто встает на сторону родителей, так как положительные отзывы важны для участия в рейтингах.

Считают, что клиент-родитель имеет право критиковать методы педагогов. Вместе воспитывать учащихся — замечательно, я всегда за взаимодействие всех сторон. Но разъяснять специалистам, как им работать?!

В нашей стране богатая и почтенная история развития науки воспитания: Ушинский, Макаренко, Выготский, Сухомлинский… Воспитание новых поколений всегда считалось благородным долгом и одной из самых сложных задач. Авторитет Учителя, Воспитателя никогда не подвергался сомнению. Мне жаль, что сегодня мы забываем, что образование — это история формирования Личности, а не подготовка к ЕГЭ.

Четвертая причина — малая плата с требованием выполнить дополнительные задачи.

Больше половины россиян считаютИз-за распространенного мнения о том, что мужчина должен зарабатывать и обеспечивать семью, финансовое положение играет большую роль. Особенно это актуально в школах, где средняя зарплата учителей в России по итогам 2020 года… утверждает Среднемесячный доход граждан России по данным Росстата составил 43 664 рубля, в Москве — 98 197 рублей. Работники сферы IT, например… получают порядка 150 тысяч повсеместно.

Сергей Боков, автор проекта «Воспитание по-мужски», преподавал в школе восемь лет, пока после свадьбы не переехал из регионального центра недалеко от столицы. С женой он обратился в школу, директору которой предложили работу.

«Оклад я вам озвучивать не буду, — честно призналась руководительница, — но с дополнительными занятиями и учётом всех надбавок сумма получится вполне достойной ».

Сергей говорит: «Предложение было готово, но его приняли бы с трудом. Жизнь, даже в Подмосковье, дорога. Поэтому пришлось искать другую работу и получше оплачивать.»

Директора школ хорошо осведомлены о сложившейся ситуации, однако у них ограниченный набор инструментов для её улучшения. В попытках повысить уровень заработной платы до приемлемого, сотрудники испытывают чрезмерную нагрузку.

Причина 5. Отсутствие ценностей и развития

Сергей Боков признаётся, что после окончания института его увлекал идеей быть учителем. Ему улыбнулась удача: он попал в одну из лучших школ региона под руководством прогрессивного директора. Именно там Сергей отработал восемь счастливых лет: в этой школе не было культа бюрократии и можно было преподавать по новым интересным методикам.

Сергей вспоминает: «Минимальный набор отчётов мы сдавали, а остальное нам директор защищал. Нам было известно, что ему приходится нелегко в столкновении с вышестоящими органами, которые требовали бумаг, но ему важно было, чтобы у нас горели глаза. Мы тогда работали не за деньги, а за идею. Интересные задачи вдохновляли нас. Мы осваивали новые форматы подачи материала. Позже я ещё несколько раз пытался устроиться в школы, но видел, что у руководства совершенно иные приоритеты».

Стагнация в городских школах, устаревшие методы и нежелание перемен — возможно, главная причина оттока молодых специалистов. Отсутствие карьерного роста тоже играет роль: представить учителя-предметника директором через несколько лет, затруднительно.

Многие выпускники вузов стремятся преподавать, но отсутствие возможности внедрять инновации и дарить ученикам новые знания приводит к разочарованию. Тогда идут искать применение своей энергии в других сферах. В образовании им представляется лишь… горизонтальный ростПринять роль наставника, репетитора или преподавателя в онлайн школе.

Желание развития и поиска новых идей — отлично. К сожалению, по словам Вячеслава Хотченкова, для этого энтузиазма не нужно находиться в школьной среде.