
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Пока законодатели обсуждают законопроект против буллингаДети ежедневно испытывают на себе негативное воздействие в учебных заведениях. канала Светлана Моторина делится информацией о действиях, которые возможно предпринять уже сегодня для предотвращения травли и формирования благоприятной эмоциональной обстановки в учебном заведении по модели 5 «П».
1. Педагог
Согласно ФГОС, задача учителя — научить предмету и привить ребенку мягкие навыки: умение понимать свои и чужие эмоции, договариваться, работать в команде и тому подобное.
Это действенный способ профилактики травли. Исследования показывают, что ребенок с развитыми навыками критического мышления ставит под сомнение необоснованное мнение большинства. А навыки коммуникации и ценность кооперации… позволяют Разработать действенные схемы сотрудничества в команде.
Преподаватели государственных образовательных учреждений сетуют на недостаток времени для проведения занятий по мягким навыкам, однако всё равно оказывают влияние на их развитие, независимо от осознанности этого процесса.
В коридоре между партами ребёнок разбросал рюкзак. Как поступить педагогу?
Примерно так можно продемонстрировать важность уважительного общения: «Можно ли мне переместить твои вещи, чтобы не мешало?».
Можно ли привить грубости: «Здесь разлегся, будто дома!»
Как педагог организовывает учебный процесс также имеет значение.
Примерно урок литературы можно провести как дискуссию, где учащиеся (и преподаватель) обосновывают своё мнение, слушают взгляды других, оценивают доводы и пересматривают свои суждения.
Возможно утверждать, что ребёнка здесь никто не консультировал, что право всегда у учителя, а существует лишь одно верное толкование высказывания автора.
Для развития у детей мягких навыков и качеств, препятствующих деструктивному поведению, педагогу самим должно быть присуще подобное.
2. Партнерство
Знаменитый психолог Жан Пиаже сказал:
Передать знания из одного человека в другой невозможно. Возможно создать обстановку, при которой человек сформирует собственное знание.
Исследования последних десятилетий показывают, Пиаже был прав: ученик не усваивает знания из чувства долга или страха. Диалог с учителем способен заинтересовать его — а это означает, что ребенку нужно иметь право голоса, чтобы стать полноправным участником образовательного процесса.
Педагог не единственный, кто может обучать детей: дети тоже могут чему-то научить учителя, а к некоторым истинам можно прийти совместными усилиями.
Как-то во время урока физики дети с учителем раскрутили модель зоотропа, но внимание их привлек пыльный шарик внутри установки. Учитель отреагировал на это, вместо того чтобы проигнорировать, начал собирать гипотезы о происхождении шарика и напомнил несколько тем по физике. Потому что любопытство, которое стимулирует познание, и развитие нестандартного мышления — самое ценное, что может дать педагог. А не даты и факты.
Педагог, руководствующийся интересами ребенка, и проявляющий свою готовность идти вслед за детской любознательностью, существенно снижает вероятность появления травли. показываютСкука и агрессия связаны между собой: детям может быть неинтересно, поэтому могут заниматься травлей.
3. Правила
Лучше всего, когда школа определяет свои ценности, создает на их основе правила и закрепляет их в уставе. Отлично, если этот устав не остаётся лишь бумажным документом в учительской, а реально воплощается в ежедневной жизни школы. Однако таких примеров немного.
Прекрасно, что учитель может самостоятельно определить ценности для своего класса и обсудить с учениками правила, способствующие соблюдению этих ценностей.
Пример:
- Задавай вопросы.
- Уважай учителя и одноклассников.
- Соблюдай границы: физические и личностные.
- Уважай чужую собственность.
- Тяни руку, чтобы ответить.
- Используй позитивный язык.
- Участвуй в дискуссии.
- Один разговаривает.
- Обменивайтесь концепциями, трепетно относитесь к мнениям других.
- Сотрудничай с одноклассниками.
- Будь отзывчивым.
- Поддерживай класс и рабочее место в порядке.
- Ходи (не бегай!) по коридору.
- Приходи вовремя.
- Соблюдай дресс-код.
4. Пространство
Образовательная среда класса, расположение парт и рассада учеников многое говорят о взглядах учителя.
Тридцать лет назад педагог и психолог Спенсер Кейган… прописал Технология кооперативного обучения получила название «сингапурской методикой» в России ошибочно из-за широкого ее применения в Сингапуре. В рамках этой технологии ученики обучаются в группах по четыре-шесть человек. Работают дети и в постоянных командах, существование которых продолжается несколько месяцев, и в случайных группах, которые учитель формирует хотя бы раз за урок. Столы в классе всегда располагаются таким образом, чтобы визуально разделять детей на группы.
Эффективность кооперативного обучения доказана многочисленными исследованиями — так же, как и положительное влияние Технологии направлены на профилактику травли. Стоит отметить, что Кейган построил собственную методику на работах Льва Выготского.
Вместе нынешние возможности детей станут личными возможностями завтрашнего дня.
Обучение в группах помогает предотвратить деструктивное поведение.
5. Приемы
Существуют специальные приемы, позволяющие педагогу достичь глубокого понимания предмета, развивать тактильные навыки и передавать ценности сотрудничества и взаимной помощи. В технологии Кооперативного обучения таких методик насчитывается несколько сот.
Например, преподавателю математики надлежит закрепить у учеников тему множеств.
Учитель может спросить у Кати, Петя, Нины и Миши: «Что такое множество?». Другие дети будут молчать, думать о другом, спать или про себя повторять «только не меня!». В результате время будет потрачено впустую, а знания о множествах — единственное, что останется.
Разделим детей на четверки, присвоив каждому члену номера от первого до четвёртого. Дадим инструкцию: «По моей команде, начиная с номера один, по очереди рассказывайте своей группе всё, что знаете о множествах. У каждого будет 30 секунд. Постарайтесь услышать ответы друг друга. Если кто-то затруднится, помогите ему. Задание выполнено, если ответит каждый. Начали!».
Учитель четыре раза запускает таймер на 30 секунд и перемещается между группами, иногда останавливаясь рядом с Катей, Петром, Ниной и Марией, чтобы услышать их ответы.
После окончания занятия можно проверить умение активно слушать вопросами: «Маша, что говорил Петя в твоей группе?», «Нина, было ли какое-то мнение, с которым ты не согласна?».
Этот метод помогает решить сразу несколько вопросов.
- Закрепили понимание определения.
- Улучшили умение давать исчерпывающие ответы на вопросы.
- Подчеркнули важность совместной работы, указав на необходимость помогать тем, кому тяжело, — именно это является превенцией кибербуллинга.
- Задание составлено таким образом, чтобы каждый отвечал самостоятельно, даже при наличии помощи.
- Развивали внимательность, способность слушать и запоминать сказанное собеседником.
- Подчеркнули значимость рефлексии после каждого этапа обучения.
- Не украли время ни у одного ученика.
- На прием и рефлексию потратили 7-10 минут, как и на прямой опрос.
Материалы по теме:
-
В школах преобладает травля, но не хватает слов о ней: как изменит ситуацию законопроект против насилия?
-
В России о преследованиях и самоубийствах в школах принято хранить молчание.
-
Школьный буллинг начинается с директора