Фото: img.freepik.com

Согласно данным Национального фитнес-сообщества, в 2023 году рынок фитнеса вырос на 11,6%, а к 2024 году увеличится на 18%. Эксперты отмечают рост популярности персональных тренировок, что ведет к повышению спроса на тренеров. Какие личностные качества необходимы для работы тренера и как понять, подходит ли эта профессия вам, рассказывает фитнес-инструктор и преподаватель. АкадемСити Светлана Корнеева.

Какие свойства нужно иметь тренеру?

Тренер – не только спортсмен высокого уровня, но и человек, который влияет на достижения своих клиентов и их желание вести активный образ жизни. Чтобы стать востребованным, тренеру наряду с профессиональными навыками необходимо развивать так называемые мягкие компетенции.

Фото из личного архива Светланы

1. Профессиональные навыки тренера

Тренеру нужно строить тренировку с учётом состояния клиента. Нельзя составить единые системы упражнений и действовать по ним постоянно. Даже если упражнения подобраны под заявку человека, в данный день его физическое состояние и настроение могут требовать иной нагрузки. Например, человеку хочется расслабления вместо запланированной высокоинтенсивной тренировки.

Книги и курсы полезны для тренера, но профессионализм приобретается на практике: работа с разными людьми и их физическими особенностями. Каждый новый клиент учит перестраиваться в процессе. Например, человеку с установленным штырем из-за травмы позвоночника нельзя выполнять упражнения на прогиб спины. Тренер учитывает это и подбирает такую нагрузку, которая не причинит вреда. Если клиент устал от работы и домашних дел и хочет упражнений в спокойном темпе, а не прыжков и планок, тренер прислушивается к этой потребности и меняет запланированную программу занятия.

Светлана Корнеева

2. Коммуникабельность и тактичность

В дополнение к знаниям и умениям тренеру важны личные качества. Тренер должен не только владеть техникой выполнения упражнений, но и разъяснить ее клиенту так, чтобы у него не было вопросов о том, как встать, сесть или повернуться. Ясная инструкция уменьшает вероятность того, что человек выполнит движение неправильно и получит травму.

Чтобы клиенты получали удовольствие от занятий, чувствовали себя комфортно и хотели возвращаться в зал, не следует сравнивать никого ни с кем. На групповых тренировках корректно использовать обобщения через местоимения «вы» и «мы». Например, если нужно исправить технику движения конкретного человека, лучше не обращаться к нему напрямую, а сказать: «Во время выпадов делаем шаг так, чтобы, когда мы опустились, оба колена образовали угол в 90 градусов». А при желании похвалить стоит обратиться ко всем участникам: «Вы молодцы!» — каждый посчитает, что это относится к нему, что позитивно скажется на мотивации.

3. Терпение и стрессоустойчивость

Терпение — важная черта тренера. Некоторые клиенты в стрессовой ситуации сохраняют спокойствие и формулируют мысли корректно, другие сразу же проявляют агрессию. Такое часто наблюдается на вечерних групповых тренировках со взрослыми, когда уставшие люди выплескивают негатив на окружающих. Тренеру важно контролировать эмоциональную обстановку в зале, поскольку это влияет на качество занятия. Когда человек злится или обижается, он мысленно погружается в конфликт и перестает следить за техникой, что может привести к травмам.

Став тренером, придётся учиться гибкости и находить подход к людям. Однажды в чужом клубе я заменяла тренера. Клиенты восприняли замену резко: одна женщина сразу заявила, что тренироваться со мной не будет. Можно обидеться, замкнуться или начать конфронтацию, но это ни к чему хорошему не приведёт. Я выслушала её и спокойно ответила, что она может поплавать, пройтись по дорожке или остаться, чему я буду рада. Тренировку я проведу независимо от желания клиента. Она осталась и в итоге не пожалела. Это напоминание: не принимайте на свой счёт нападки клиентов.

В группах для детей иногда возникают конфликты. В основном малыши ссорятся, если плохо знакомы друг с другом. Тогда я собираю всех в круг, беру игрушку и говорю: «Сегодня со мной помощница Эмми. Она будет вместе с нами на тренировке». После этого дети передают игрушку и по очереди представляются. Эта техника помогает им почувствовать себя частью коллектива, перестать мешать другим и старательно заниматься.

Светлана Корнеева

Людям, работающим с людьми, полезно применять дыхательную технику для поддержания равновесия в стрессовых ситуациях. Глубокий вдох и выдох восемь раз помогут сгладить эмоциональное состояние и вести себя адекватно.

4. Дисциплинированность и организованность

Тренеру нужно быть строгим к себе, поскольку здоровье и физическая форма являются примером для клиентов. То же самое касается специалистов других областей. Клиент обратится к косметологу за уходом не с проблемной кожей лица. У тренера ситуация аналогичная: если у него лишний вес или плохая осанка, клиентам будет казаться, что его компетенции под вопросом.

Тренировщик обязан строго придерживаться графика. Нельзя пропускать клиентскую встречу из-за опоздания предыдущего или затягивать ее лишнее время, чтобы добавить нагрузку. Кто-то может стесняться сообщать о необходимости прекратить тренировку, и это приведет к смещению в его расписании. Следовательно, продолжительность занятия должна соответствовать запланированному времени — ни меньше, ни больше.

В клубе для удобства расписания тренеры используют программу 1С «Фитнес клуб». В нее вносятся тренировки с учётом перерывов, чтобы успеть проститься с одним клиентом и вовремя начать занятие с другим.

Светлана Корнеева

5. Вовлеченность и умение мотивировать

Путь в спорте бывает сложен. Порой клиентам трудностей приходится преодолевать: силы угасают, мотивация пропадает. Важно, чтобы тренер оказывал поддержку, вдохновлял и контролировал нагрузку.

Клиенты часто стремятся на каждой тренировке сделать больше, чем на предыдущей. Бывает, что организм не справляется и выполняет меньше упражнений, чем вчера – это естественно. Важно обращать внимание на ощущения и реакции тела. Постоянное переутомление и выжимание из себя сил могут привести к тому, что в неподходящий момент организм остановится и заставит отдохнуть болезнью. Поэтому тренер внимательно следит за возможностями клиента, по мере необходимости корректирует нагрузку и постепенно ведёт к поставленной цели.

Я напоминаю клиентам: если что-то не получается, вернёмся к этому в следующий раз или попробуем другим способом. Не говорю, что кто-то не сможет выполнить задачу из-за возраста или физических данных. Когда кто-то ошибается, лучше мягко поправить: «Давайте попробуем это сделать по-другому, я покажу, как улучшить технику». Даже если у человека нет руки, мы выстраиваем программу так, чтобы ему было комфортно и уверенно. Это повышает самооценку и даёт силы заниматься дальше.

Светлана Корнеева

Фото из личного архива Светланы

Какими чертами характера и качествами должен обладать тренер для успешной работы с клиентами?

  1. Тренер должен обладать способностью разрабатывать тренировки, учитывая запросы и индивидуальные особенности каждого клиента, а также адаптировать их во время занятия в соответствии с потребностями и возможностями.
  2. Тренер, предоставляя обратную связь, должен быть умелым и вежливым в своем подходе.
  3. Тренеру необходимо уметь работать с различными клиентами, в том числе и конфликтными. Способность мягко пресекать провокации и агрессию помогает сохранять спокойствие в зале, что важно для безопасности тренировок.
  4. Тренер, обслуживающий нескольких клиентов с несовпадающими графиками тренировок, обязан умело управлять временем, корректируя распорядок для каждого.
  5. Заинтересованность и способность побуждать клиента. Поощрение со стороны тренера помогает клиенту преодолевать препятствия и заниматься дальше.