Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая

Разработчик образовательных игр и директор «Лаборатории игр «В-агон» Михаил Вершинин предлагает полезную подборку.

1. «Морской бой»

Это развлечение для формирования предположений, знакомое каждому ученику школы.

Количество игроков: 2

Как играть:

Два поля размером 10 на 10 клеток рисует каждый участник игры. На одном поле игрок располагает своими «кораблями», а на другом отмечает свои «выстрелы», пытаясь определить местоположение кораблей соперника. Победителем становится тот, кто первым потопит все суда противника.

В чем польза:

  • Игрок ставит вперед несложные предположения о местонахождении кораблей и тут же подтверждает или опровергает их.
  • Формирует план размещения кораблей и во время игры наблюдает за его эффективностью.

«Морской бой» приносит не только развлечение, но и развивает навыки работы с координатами и тайной информацией, а также формирует дисциплинированность.

Игра привлекает младших и средних школьников, но понимание комбинаторики и теории вероятности ограничивает её возможности для игрока.

2. «Быки и коровы»

Эта игра рассчитана на более взрослую аудиторию.

Количество игроков: 2

Как играть:

В игре участвуют два человека. Каждый игрок думает о четырёх различных цифрах (ноль разрешен, но быть первым нельзя), а другой должен отгадать их за десять попыток.

В игре игроки по очереди называют четырехзначные числа. Если угадать число и его положение, нужно сказать «Бык». Если число верно, но стоит не на том месте, говорят «Корова».

В игре загадывается число, например «3219». Соперник предлагает своё число, например «2310». Результат: две «коровы» (цифры «2» и «3» на неверных позициях) и один «бык» («1» на верной позиции). По соотношению «быков» и «коров» угадывается задуманное число. Победителем становится тот, кто первым его определит.

В чем польза:

  • учит работе с гипотезами и их проверкой;
  • Формирует умение делать выводы из фактов, что важно для научных исследований.

Данный вид игры считают несколько сложнее «Морского боя». В ней, как и в прежней, спрятан определенный алгоритм. Отгадав его, игрок сможет с гарантией угадывать число противника. После этого игра потеряет интерес. Однако сам путь к этому алгоритму развивает критическое мышление.

3. «Реверси»

Это одна из самых простых настольных игр по правилам, но одновременно такая сложная, что по ней проводят чемпионаты мира. Человек может играть в неё всю жизнь и не познать все её возможности.

Количество игроков: 2

Как играть:

Игра рассчитана на двоих игроков. Поле игры представляет собой сетку из 64 клеток, где расставляются специальные фигурки разных цветов.

Вначале игры по диагонали на середину доски размещают четыре фишки — по две каждого цвета.

Игрок ставит свои фишки таким образом, чтобы между ними оказались фишки соперника. Тогда фишки противника перевертываются и становятся собственностью сделавшего ход игрока.

Побеждает игрок, который заберет наибольшую площадь поля до исчерпания хода.

В чем польза:

  • Изучение правил достаточно простое при хорошей подготовке.
  • Изучение игры показывает удивительные результаты.

В «Реверси» опытный игрок без раздумий победит новичка, иногда действуя прямо противоположно тому, как кажется новичку. Эта разница еще больше, чем в шахматах или го. Учебник по игре «Реверси» называется «Минута на обучение… вся жизнь на совершенствование», и это очень точно.

4. «Элузис»

Одна из немногих игр основана почти исключительно на индукции. Её создал в 1956 году американский изобретатель игр Роберт Эббота. Игра стала одной из первых, которая моделирует изучение законов природы.

Количество игроков: от 4 до 8

Как играть:

Количество колод варьируется от двух до трёх (по 52 карты в каждой). Каждому игроку достаётся 14 карт. Раздающий выкладывает одну карту на стол, остальное отправляет обратно в колоду.

Раздающий устанавливает правила игры, по которым игроки должны выкладывать карты на стол.

Участники игры выкладывают по одной карте за раз. Карта, соответствующая заданным правилам, отправляется в основной ряд, несоответствующая — в отдельный, «неправильный». Цель игроков — как можно быстрее угадать скрытую закономерность.

В чем польза:

  • Симулирует исследование и выдвижение предположений.
  • В этой игре прекрасно продумана система работы с законами: проверка, уточнение и формулировка.

В игре присутствует доля случая, однако обладатель знания правил одержит победу раньше, чем игрок, полагающийся на предположения.

5. «Завалинка» («Гамруль»)

Игра основана на подделке статей из энциклопедий.

Вот пример пародийной статьи из Википедии:

Гамруль, Дора Моисеевна (настоящее имя Циля). 1894—1937(Имя) — видный революционер и политик эпохи VIII века. КоминтернаИзвестна тем, что, выдавая себя за двойного агента германской контрразведки, внесла существенный вклад в дело нанесения на вагоны покрытия из шоколадной глазури.

Количество игроков: не ограничено, можно разделиться на команды

Как играть:

Ведущий выбирает незнакомое многим понятие из энциклопедии. Участники пытаются изобразить научный труд о нём, при этом догадываясь о его сути.

В это время ведущий подготавливает и сокращает реальную статью из энциклопедии. После этого он объединяет все статьи и зачитывает их произвольно, среди которых есть и верная. Команды голосуют за то определение, которое им кажется самым достоверным. Голосование за собственное определение запрещено.

В чем польза:

  • Игра способствует развитию критического мышления, умения анализировать текст и навыкам ведения игры «на вы bluff».
  • Это полное игровое приключение с командной работой.
  • Это шанс освоить нужные умения, играя и веселясь.

Можно легко включить эту игру в урок, если ее содержание соответствует теме занятия.


Материалы по теме:

  • 10 способов для формирования навыков критического мышления в образовательной и домашней обстановке.
  • Пять книг для развития критического мышления у детей.
  • Пять рекомендаций по развитию критического мышления во время исторических занятий.