Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

В ежедневной рутине мы часто попадаем в психологические ловушки. Находясь в них, сложно воспринимать информацию без предубеждений и оценивать ее объективно. Это повышает риск принятия неверных решений, которые могут навредить вам и окружающим. Психолог Ирина Лебедева объясняет, как вовремя обнаружить опасность и избежать ее.

  1. Ловушка негативного прогнозирования

Эта ловушка основана на безосновательном раздувании неприятностей.

Примерно так говорят учителя: «Ничего не понимают. Смотрят на меня стеклянными глазами и молчат. Максимум, на что способны, — это дворы подметать». Или: «Так себя ведет, что уже ясно — в тюрьму закончит». То есть учитель, исходя из нескольких тревожных признаков, как бы «предсказывает» будущее ребенка или целого класса.

Из такой ситуации выйти просто. Нужно разобраться с неприятным или трудным событием подробно, и всё станет ясно: никакой это не катастрофы.

Чтобы избежать преувеличений и не рисовать мрачный образ будущего для учеников, необходимо помнить о том, что каждый ребенок — это уникальная личность. Если учитель видел, что мальчик по имени Вася с определенными чертами характера закончил в тюрьме, не стоит делать такой же прогноз для других детей с похожим поведением: на жизненный путь влияют много факторов, прежде всего семья.

Если вы настроены пессимистично по поводу будущего учеников или считаете весь класс слабым, разрушить этот заблуждение можно, найдя в своем опыте позитивные примеры и опираясь на них. Например, ученик с проблемами в поведении смог преодолеть трудности и стать успешным бизнесменом вместо того, чтобы попасть в тюрьму. Или же среди 30 человек в классе может быть всего 10, которые ничего не понимают и не хотят учиться, а остальные 20 неплохо усваивают школьную программу.

Стройте выводы только на фактах, а не спешите с решениями. Помните, что наряду с негативным прогнозом есть и позитивный. Стремитесь сосредоточиться на преимуществах и подчеркивать у учеников положительные стороны.

  1. Ловушка иллюзорной взаимосвязи

Эта ловушка напоминает предыдущую. Сущность её в том, что люди часто стремятся обнаруживать логическую связь между случайными явлениями. Это помогает им лучше понимать происходящее и верить в свой контроль над жизнью.

В учебных заведениях подобные ситуации обычны. Сидоров погружается в свои мысли во время занятий, не может сосредоточиться, поэтому не выполняет уроки. Васильева ходит в грязной куртке, следовательно, к учёбе относится также небрежно и получает плохие оценки. В то же время, возможно, Сидоров и Васильева не понимают предмет, не знают, как разобраться с ним, переживают развод родителей или живут в семьях, где напряжённая эмоциональная атмосфера мешает выполнению заданий.

Критическое восприятие всех связей и постоянное применение основных законов логики станут противодействием.

Чтобы избежать ловушки иллюзорной взаимосвязи, тренируйтесь не искать логику там, где ее нет. Учитывайте то, что мозг склонен упорядочивать информацию и строить причинно-следственные связи на основе опыта человека. Такие выводы не всегда соответствуют действительности.

Создайте с учениками атмосферу доверия и узнавайте у них без обвинений и давления, что произошло и почему уроки остались недоделанными.

  1. Ловушка примитивного автоматизма

Эта ловушка выигрывает из-за того, что человек склонен действовать автоматически. Мозг человека старается сберегать силы, и потому много дел делаются без размышлений: умывание по утрам, включение света, приобретение обычного набора продуктов.

Эти действия облегчают жизнь, но являясь полезными в обычной жизни, в педагогике могут вызвать много проблем.

Чтобы избежать подобной ситуации, требуется периодически обновлять планы на уроки, применять новые возможности, размышлять над совершенствованием обычного подхода к труду, выявлять то, что можно модернизировать.

Необходимо время от времени сопоставлять свои взгляды с действительностью и оценивать их эффективность. Важно учитывать, что нынешнее поколение детей не помнит жизни без интернета, поэтому визуальные материалы могут быть им понятны легче, чем текст из учебника.

Убедительно отказываться от консерватизма и не останавливаться в развитии. Поможет упражнение: выпишите убеждения о преподавании, которым следуете, и для каждого поставьте «плюс», если установка полезна, и «минус», если устарела. С последними нужно расстаться, заменяя их актуальными.

  1. Ловушка навешивания ярлыков

«Ярлыки» — упрощенное описание объектов или процессов, упрощающее нашу жизнь. Но выводы, основанные на таких описаниях, не всегда точны.

Пример ярлыка из школьной среды: подрастающее поколение не интересуется чтением. Но научные исследования говорят другое. более трети подростков читают Книги для личного чтения, не для учебных или обязательных занятий. Если задуматься, таких оценок можно найти множество: Петров — хулиган, постоянно нарушает правила; Иванова невнимательна и не справляется с заданиями — на доске стоит и смотрит, только на письменных работах показывается способностью к учебе. Между тем подобная оценка может разрушить жизнь ученику.

Избежать этого заблуждения возможно только одним путем: систематически обновлять суждения о людях, опираясь на новые данные или стараясь принять их позицию.

Эта ловушка основана на создании мнимой связи между явлениями.
Формирование неправильной причинно-следственной зависимости облегчает понимание неопределенности. Простое обобщение о Петров — хулиган, потому что дерется, позволяет «закрыть» ситуацию и уйти от поиска истинных причин его поведения.

Между тем Петров может наблюдать драки и скандалы дома и не уметь реагировать на сложные ситуации без физической агрессии. Детская агрессия является защитной реакцией. Поэтому, прежде чем называть ученика «хулиганом», лучше разобраться в ситуации вместе со школьным психологом.

  1. Ловушка верности идеалам

Эта ловушка похожа на прикрепление ярлыков, но здесь взгляды на жизнь вошли в структуру личности, стали её составляющей. В этом нет плохого, однако жизнь движется вперёд, и старые установки могут создавать трудности.

Идеалы, как правило, ведут к утверждению, что существует только одно мнение — мое, а все остальные неправильны. Примерами такого подхода могут быть фразы: «Учитель всегда прав» или «У учителя нет права на ошибку». Но все люди ошибаются хотя бы раз.

Позиция, основанная на неизменном убеждении в своей правоте, не позволяет критическому мышлению развиваться и вызывает конфликты с учащимися. Такой педагог стремится любыми средствами подтвердить важность собственного идеала жизни и работы, вместо того чтобы признать ошибку, защищаясь гневом на «слишком умных» учеников или даже мщением им.

Из этой ловушки очень сложно выбраться. Идеалы, ценности — важная часть личности. Но если себе позволить ошибиться и признать, что идеалов не существует, то со временем можно научиться отличать случаи, когда следование им приносит вред. Понимая, что ничего абсолютно верного нет, можно избежать ловушек.

Развитие логического мышления, критического отношения к себе и навыка рефлексии упростит избегание психологических ловушек.