Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Провокации дисциплины в коллективе: возможные промахи педагога
  • Как наладить взаимопонимание, заслужить уважение и добиться послушания у детей.
  • С чего начать и как не потерять интерес малышей во время занятия в садике?
  • Как составить правила для детей в детском саду?

Часто возникают трудности с дисциплиной: дети отказываются убирать игрушки перед началом занятия, двигаются по группе, кричат или проявляют агрессию друг к другу. Воспитатель оказывает влияние на подобные ситуации. Как избежать ошибок и найти замену — об этом в статье.

Дисциплинарные трудности в группе: ошибки руководителя и их влияние.

Педагогические погрешности появляются при неверном применении педагогом методов и приемов. Например, каждый день инструктирует группу по умыванию рук для сформировать навыки самообслуживанияПедагог постоянно моет руки сам, несмотря на то что это ускоряет процесс, малыши лишаются возможности развивать самостоятельность. С дисциплиной так же – ее неправильно могут устанавливать как начинающие, так и опытные воспитатели. Рассмотрим самые распространенные ошибки.

Ошибка 1. Нет четких правил и ожиданий

Без установления границ педагогом дети не осознают допустимое поведение.

Ошибка 2. Нет позитивного подкрепления

Фокусируясь только на негативных проявлениях, взрослый не учит детей рамкам поведения. Дети будут концентрироваться на нежелательных действиях при таком подходе. Важно обращать внимание и отмечать позитивные примеры, например, когда кто-то убирает книгу на полку после прочтения.

Ошибка 3. Разделение на «любимчиков» и «плохишей»

Нужно обращать внимание на всех одинаково: как на тех, кто ведет себя хорошо, так и на тех, кто к этому стремится. Если детям давать только критику, они не стремятся стать лучше и своим поведением оправдывают присвоенный им ярлык.

Ошибка 4. Чрезмерная строгость

Авторитарные методы провоцируют у детей протест, а нежелательное поведение лишь усиливается. С каждым разом, когда педагог прибегает к крику или наказанию, влияние его на детей уменьшается – это воспринимается ими как обыденность.

Ошибка 5. Игнорирование индивидуальных потребностей

Ребенок, который бегает по группе и не может усидеть на месте во время занятия, вертясь и отвлекаясь, — может быть подвижным или гиперактивным. Важно ему помочь выплеснуть часть энергии и переключиться на другой вид деятельности, например, лепку или игры с водой и песком.

Как наладить общение, получить уважение и добиться послушания детей.

Без вовлеченности и интереса к занятиям дисциплины в группе не достичь. Дети охотно слушают тех, кто им дорог и внушает доверие. Стать авторитетом для детей – задача непростая, но мы расскажем о способах её выполнения.

Выражайте искренний интерес к детям. Детям важно ощущать внимание к себе. Заинтересуйтесь их эмоциональным состоянием, занятиями и мнением. Например: «Какие у тебя красивые кроссовки! Это твой любимый цвет?».
Reaгируйте на их истории: кивайте и задавайте уточняющие вопросы.

Говорите с малышами уважительно. Вместо командного обращения, типа «Не перебивай!», воспитателям стоит выбирать спокойный тон: «Мы договорились слушать друг друга внимательно. Давайте послушаем Олю до конца, а потом вы сможете поделиться своим мнением?».
Резкие фразы, произнесенные в порыве эмоций, могут глубоко ранить ребенка, и он может замкнуться.

Не угрожайте и не наказывайте. Вместо «Если не уберешь игрушки, не пойдешь гулять!», говорите: «Когда ты уберешь игрушки, у нас останется больше времени для прогулки».

Будьте справедливы. Важно детям объяснить, что правила справедливы для каждого. Разрешение бегать одному и запрет другому порождает недовольство.

Ребята внимательнее относятся к тем, кого ценят, а не опасаются. Будьте постоянными, терпеливыми и сдержанными. С течением времени люди начнут культивировать такие же черты под вашим влиянием.

Сосредоточение малышей во время занятий.

Детям дошкольного возраста трудно заниматься и слушать взрослого без отвлечения.

Используйте интерактивные элементы. Ответы на вопросы и мини-игры могут увлечь детей. Например, рассказывая о животных, спросите: «Какое животное может высоко прыгать? Как ему это удается?». Малыши стремятся показать, что знают и умеют. Если давать им возможность проявляться, потребность во внимании будет удовлетворена экологично и не придется заслуживать его «плохим» поведением.

Внедряйте разнообразие ритма и манеры изложения информации. Меняя рассказы на активные игры, можно удержать внимание детей. Начните с прочтения книги, а потом предложите игру, где дети воспроизведут образы героев.

Давайте детям разные материалы. Для лучшего усвоения нового материала полезно использовать тактильное восприятие. При изучении темы «Природа» можно дать детям камешки, листья, шишки для ощущения и рассмотрения.

Проводите ролевые игры. Через игру малыши познают мир. При примерянии разных ролей дети узнают больше об обществе, правилах и учатся общению. Например, во время разговора о профессиях можно кому-то из детей дать роль врача, а другим — пациентов. Каждый будет вовлечен, пока придумывает свою историю и отыгрывает роль.

Давайте обратную связь. Вознаграждайте всех, кто проявляет себя и стремится к этому. Например, за активность можно вручать наклейки: одних это побудит продолжать усилия, а других — сохранять фокус.


Больше о том, как Сохранить интерес детей во время занятий в дошкольном учреждении можно узнать из предлагаемых материалов.

  • «Шкала ‘Поддержка детской игры’: возможности для развития игры в детском саду»
  • 10 игр для детского сада на свежем воздухе
  • 5 игр с крупой для дошкольников

Как установить нормы поведения в детском саду?

Правила группы в детском саду прежде всего нужны малышам. Помогают подготовиться к жизни в обществе и учебе, дают ощущение стабильности и предсказуемости. Не нужно беспокоиться о том, что можно делать, а что нельзя, что безопасно, а что нет — взрослый задает рамки и контролирует ситуацию. Вот несколько полезных рекомендаций для воспитателя, как ввести правила поведения в группе.

Вовлекайте детей в процесс. Вместо того, чтобы просто заявить правила, обсудите их с ребятами. Узнайте, какие действия те считают правильными, а какие нет, и почему. Так им будет проще понять суть правил. Например, если поругались — важно помириться, а когда поиграли — нужно убрать все на свои места.

Делайте акцент на положительном поведении. Скажи мягко, чтобы все могли услышать друг друга.

Визуализируйте правила. Правило должно быть ясным и понятным для детей. Создайте яркие плакаты с рисунками, чтобы малыши лучше запоминали их. Одно правило — одна картинка. Выразите его одним-тремя словами: «Помирись», «Помоги», «Поиграл — убери». Примеры поведения важны: здороваться, вести себя на занятии или обращаться с вещами. Таблица содержит идеи по визуализации правил в группе.

Создайте ритуалы. С малышами утром или вечером обсудите правила поведения: что допустимо, а что нет. Можно провести «Круг правил», где каждый ребёнок поделится любимым правилом и объяснит свой выбор.

Будьте последовательны. В детском саду ожидать, что дети сразу будут соблюдать правила, сказав о них один раз, — нереалистично. Сначала малыши могут вести себя так, будто никогда не слышали о необходимости поступать иначе. Это происходит не специально, просто пока они не научились.

Включайте эмоциональный аспект. Разговор о том, как каждый услов влияет на чувства других. Можно сказать: «Когда здороваемся с другими и улыбаемся им при встрече, другим становится радостнее. А если мы проходим мимо молча, другим может быть грустно». Так дети понимают свои и чужие границы и интересы, и учатся их учитывать.

Важно всегда хвалить детей за положительные поступки. Обращайте внимание на все их усилия, даже если результаты пока не идеальны. Дети почувствуют признание своих усилий и будут стремиться к доброму поведению сознательно.