
Изображения: Pixabay / Викимедиа Commons. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Наталья Ракус, преподаватель факультета педагогики и психологии университета «Синергия», объясняет учителям, как применять знание о экстраверсии и интроверсии для нахождения подхода к детям с различными характерами.
Экстраверсия и интроверсия — характеристики личности, которые демонстрируют, насколько человек ориентирован на окружающий мир. Экстраверт больше интересуется внешним миром, чем собственными чувствами. Интроверт же обращает внимание в первую очередь на внутренний мир.
Экстраверсия и интроверсия — крайние проявления. Большинство людей — амбиверты, сочетающие в себе черты обеих категорий. Изменение человека с преобладающей интроверсией в экстраверта (и наоборот) невозможно без вреда для психики. Педагогу важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его взаимодействие с миром для эффективного и комфортного учебного процесса.
Кого и как вызывать к доске
Экстравертные дети с удовольствием показывают свои знания и не стесняются отвечать у доски. Интровертные же дети, наоборот, избегают публичных выступлений и могут смутиться, даже зная правильный ответ.
Не обязательно сразу же вызывать к доске детей с тихим характером. Им требуется время на внутреннюю подготовку к подобному моменту.
Кроме вызова к доске существуют другие способы проверки знаний. Навыки публичных выступлений и ораторского искусства можно развивать по-разному. Например, детям-интровертам часто нравится участие в театральном кружке.
Групповая работа vs индивидуальная
Экстраверт комфортно себя чувствует среди людей, ему труднее работать в одиночку. Поэтому детям с такой чертой характера подходят групповые форматы работы. Важно учителю не формировать группу из нескольких ярко выраженных экстравертов, так как это может спровоцировать конфликт из-за борьбы за внимание окружающих.
Интроверт предпочитает работать в одиночку. Присутствие других людей его не стимулирует, а наоборот, выводит из колеи и мешает сосредоточиться.
Какие задания давать
Экстраверты славятся способностью многозадачности и легкостью в действиях. Им подходят задания, требующие быстрой реакции и кратковременной памяти, как, например, словарный диктант или мозговой штурм.
Для экстраверта рутина вредна. Удержать внимание такого ученика заданиями, как «написать определение» или «начертить график», практически невозможно. Лучше попросить его привести примеры из жизни или нарисовать термин из учебника в виде ребуса.
Дети, склонные к экстраверсии, часто действуют импульсивно и без размышлений. Такая реакция может быть полезна в учебе: например, при необходимости выполнить задание оперативно или принять много мелких самостоятельных решений (например, быстро оформить класс к празднику).
Интроверты часто имеют аналитический ум и склонны к логическому мышлению.
Предложения для них: составление сравнительной таблицы, написание эссе, проведение многодневного эксперимента с подробным анализом.
Важно предоставить достаточное время для работы — интровертам не комфортно выполнять задачи быстро и результаты ухудшаются при спешке.
Как указывать на ошибки
Взаимодействие с ребёнком-интровертом требует от учителя налаживания личного контакта. При общении предпочтительнее использовать имя, а не фамилию, устанавливать зрительный контакт и дополнительно можно его усилить легким прикосновением. Для продуктивного диалога перед началом беседы стоит рассказать ребенку о ее теме, чтобы дать ему возможность осмыслить информацию.
Экстраверты обращают внимание на мнение окружающих, включая сверстников, и поэтому критика в присутствии других может быть воспринята болезненно.
Как объединить непохожих детей в классе
Наталья Ракус:
Я общался с тренерами по хоккею и знаю, что в командах существует разделение: нападающие чаще экстраверты, а защитники и тыл — интроверты. Победы приходят только через согласованные действия и чуткий педагогический подход.
Классным заданиями можно сделать увлекательные темы, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Например, организовать тематические площадки для обсуждений с разделением на группы: интроверты изучают и сравнивают информацию по теме, а экстраверты готовят выступления, дебаты и презентации.
Важно учителю помнить, что для всех детей в школе важно ощущать себя частью единого коллектива. Это можно реализовать через понятия «мы», «наше», «общее», «наш класс», «наши дела», «наши успехи», «наши проблемы» и так далее. В дружелюбном и поддерживающем коллективе интроверты и экстраверты смогут сотрудничать, демонстрировать свои сильные стороны и совершенствовать слабые.
Материалы по теме:
- Три товарища: лебедь, рак и щука – ключ для педагога к пониманию детей с разными характерами.
- Типы характеров у шестилетних детей
- Кто более эффективно обучает детей: склонный к грусти или жизнерадостный человек?