
Фотографии: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
Автор Telegram-канала «Учимся учить иначеПедагог, просветитель и публицист Светлана Моторина рассказывает о методе, позволяющем, отклонившись от стереотипов, найти взаимопонимание с ребёнком, демонстрирующим трудности в поведении.
Завуч недавно обратилась ко мне с просьбой: в школе есть опытный педагог, владеющий классным руководством. Преподавание у неё отличное, но возникают трудности с управлением классом. Не очень умеет сплотить класс, разрешать конфликты, корректировать поведение учеников. Считает, что это не её обязанность.
Мы сотрудничали с учителем, которая желала преобразований, но не имела представления о методе. Совместно разработали план действий, что способствовало установлению связи с её учениками.
Шаг 1: Отказаться от шаблонов
Предложив учителю обсудить одного из «трудностей» учеников и причины его плохой дисциплины, получила ответ: «Всё идёт из семьи». Это часто встречающееся, но ошибочное мнение.
Придерживаясь ярлыков, мы лишаем себя роли взрослого в школе, обязанным обучать и воспитывать (в соответствии с законом об образовании). Родители могут быть любыми, но педагогу необходимо всё сделать для того, чтобы ребёнок получил навыки, которые не свойственны человеку по определению.
Фиксированное мышление выражается в фразе «Всё идёт из семьи». Она означает «ничего нельзя изменить, люди не меняются». Такая позиция весьма узка.
Второй этап: разобраться в настоящей причине действий малыша.
Сначала стоит рассмотреть все причины, которые могут влиять на поведение ребенка.
- ему не хватает внимания;
- у него не развиты навыки общения;
- он не чувствует своей ценности;
- Его окрестили хулиганом, и теперь ему остаётся лишь это оправдывать.
- ему сложно учиться;
- У него проблемы в классе, возможно, что его давно преследуют.
Для выяснения точной причины потребуется изучить ребенка: его жизненный путь, опасения, желания, стремления и нужды.
Шаг 3: Пригласить родителей к сотрудничеству
Следующий этап — обсудить ситуацию с родителями ребенка. Их помощь зависит от того, как вы построите разговор: поставите себя выше или как равноправного партнера. Возможно, не встретите понимания и останетесь без поддержки. Не всё в наших руках, но многие родители разумны, образованны и стремятся к благополучию детей.
Шаг 4: Мотивировать ребенка
Поведение сложного ученика можно исправить, если он сам станет агентом собственных перемен. Вместо указаний полезнее мотивировать его к изменениям. Не надевать на него кандалы, а дать крылья. Существуют приемы, помогающие в этом.
- Делать положительное подкрепление
Важно обращать внимание учащихся на успехи, а не на неудачи. При обучении ребёнка общению с помощью речи, необходимо хвалить его за каждое достижение в этом направлении.
- Давать качественную обратную связь
Вместо критики, осуждения и обвинений говорите ребёнку о его ошибках, предоставляя ему конструктивную обратную связь.
- Постоянно рефлексировать вместе с ребенком
После обратной связи спросите ребенка: «Как тебе это удалось? Расскажи свой секрет. Ты сегодня не опоздал, что изменил в планировании дня?». Или: «Решал вопрос через драку? А что отстаивал, что хотел донести? Что дал тебе этот опыт?».
- Стимулировать целеполагание через вопросы
Попросите ребенка подумать, что еще можно изменить и добавить в его день. Спросите, как можно было передать свою позицию во время конфликта мирно, используя слова.
- Компенсировать ущерб
Если ребёнок ведёт себя деструктивно, нужно побуждать его не только извиниться, но и сделать что-то конкретное для исправления ситуации. Для этого можно задать вопросы: «Как ты думаешь, как можно было бы загладить вину? Давай выдумаем много способов и выберем». «Шоколадка? Хорошо. Что ещё?» «Помочь с домашним заданием? Согласен. Ещё что?» «О, донести портфель. Уже три способа. А ещё подумай» .
Шаг 5: Быть авторитетом
Когда ребёнку не удаётся что-то сделать, фраза «Я знаю, ты можешь лучше» часто бывает действенной, если взрослый для него авторитет. Этот алгоритм работает, если дети вас уважают. Следовательно, стоит отказаться от утверждения «Сейчас для детей авторитетов нет». Авторитеты есть. Дети сегодня задают вопрос: «Зачем мне это?». Авторитет — тот, у кого есть ответ.
Первые успехи с учителем уже есть. Поведение в классе стало лучше, а самое главное, учительница отмечает, что теперь смотрит глубже, видит больше, мыслит шире. Да, она не всемогуща, и из семьи действительно многое идёт, однако в пределах своего класса, своих уроков, заметила положительное действие своей мягкой силы.