
Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Вхождение в коллектив, забота о себе и готовность к непредсказуемому — это качества участниц программы благотворительного фонда « Новый учительПредоставили ценные советы начинающим педагогам.
1. Не откладывайте знакомство с коллегами
Ольга Трапезникова, МБОУ СОШ № 4 (г. Искитим):
Определите имена и отчества всех лиц, с которыми вам предстоит работать, и записать их номера телефонов: учителей, заместителя директора по учебной работе, директора, охранника, заведующего хозяйством.
Елизавета Барышникова из Ямальской школы-интерната имени Василия Давыдова в селе Яр-Сале.
Учительская — место притяжения всех педагогов. Не нужно ее избегать. Разговор за чашкой чая помогает лучше узнать людей, с которыми работаешь. У нас около 150 преподавателей, и моей ошибкой было то, что я не начала знакомиться со всеми сразу. Долгое время я не знала их, а они — меня. Только ближе к третьей четверти я начала постепенно входить в коллектив и находиться в школе стало гораздо приятнее. Кроме того, я заметила, что даже положительную обратную связь люди редко готовы дать, если вы не знакомы или плохо знаете друг друга. Например, однажды ко мне подошла коллега и похвалила мое выступление на школьном мероприятии. Она не решалась это сделать, пока мы не познакомились.
2. Будьте проактивны
Ольга Трапезникова:
В первый год испытаएं различные виды деятельности. Это поможет завести много знакомств и определиться с направлением для роста.
Предложим коллегам встретиться за чашечкой кофе или принять участие в квизе вместе.
Елизавета Барышникова:
Используйте пространство школы, чтобы ощутить связь с ним. Например, с разрешения администрации мы вместе с детьми разукрасили стену в столовой. Ребята были счастливы: каждый подписал свой рисунок и долго показывал его проходя мимо. Такая активность очень объединяет и позволяет узнать учеников лучше, увидеть в них личность. Когда мы говорим с ними о том, что им интересно, у них загораются глаза. Важно обсуждать не только предмет, но и то, что для них ценно.
3. Найдите хобби
Алина Шарифуллина, МАОУ СОШ № 9 (г. Искитим):
Когда не хватает сил на уроки и проверку тетрадей, можно найти дополнительную работу. В конце первого года в школе у меня появилась усталость, хотелось чего-то нового, а игровые уроки уже не приносили удовольствия. В следующем году я начала вести кружок по эмоциональному интеллекту, участвовала с детьми в конкурсах. Я заметила, что, найдя еще одно любимое дело, стала работать эффективнее. На мой кружок приходили мотивированные дети, это очень вдохновляло.
4. Не забывайте про отдых
Алина Шарифуллина:
В выходные нужно отдыхать. Подготовку к занятиям и проверку тетрадей лучше проводить в будни. Сначала я не следила этому правилу и постоянно чувствовала усталость и сонливость. Когда начала разделять работу и отдых, то с новой энергией легче было придумывать уроки.
Елизавета Барышникова:
Не бойтесь сразу устанавливать личные границы: для детей и учителей вы станете примером. Когда мне писали по выходным, я вежливо отвечала, что разберусь в будни. Коллеги понимают такой подход, и главное — начинают больше ценить как чужое, так и своё свободное время.
5. Не бойтесь просить помощи
Ольга Трапезникова:
Старайтесь прислушиваться к коллегам. Часто их стремление — не учить вас, а предупредить о возможных ошибках, которые уже встречали в своей работе.
Не стоит стремиться нравиться всем, это невозможно и не обязательно. Важнее быть преданным своим принципам.
Алина Шарифуллина:
Придя работать в школу, очень хотелось проявить себя специалистом высокого уровня. Появившись трудностям в общении с детьми и в поддержании дисциплины, обращалась к интернету, фактически изобретая велосипед заново. О своих затруднениях никому не рассказывала — вместо этого в учительской улыбалась и говорила, что все хорошо. Через полгода меня спасла завуч. Она вежливо сказала: «Когда работаю в соседнем кабинете, постоянно слышу, как дети на уроке не слушаются и громко кричат. У тебя точно всё хорошо?». Тогда не выдержала, рассказала о проблемах и не пожалела — получила много полезных советов, а главное поняла, что обращаться за помощью нормально. Да и коллегам тоже приятно.
Образовательное учреждение — место непредсказуемых событий, необходимо быть к этому готовым. В один день ученики могут нарушить ход занятия и довести до слез, а в другой — раскаяться. Порой урок получается прекрасным, а иногда – неудачным. Всё это естественно для профессии учителя.
Материалы по теме:
- 9 прав начинающего учителя
- Что желают и что опасаются молодые учителя.
- Как успешно работать в школе с первого года: рекомендации для новичков