
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Маргарита КрыловаПедагог-консультант, написавшая книгу «Ваш (не)послушный ребёнок», комплектПять памятки из сборника, которые помогут учителям воодушевить отставших учеников.
1. Присоединиться к переживаниям ребенка
Ребенок в отчаянии: задание выполнено с ошибками, не полностью закончено или проверка получилась неудачной. Школьник расстроен, ощущает непобедимое поражение и потерял желание учиться.
Чтобы вернуть ему мотивацию и уверенность, просто потроньте его чувства. Скажите, что понимаете, как это больно, неприятно и обидно. Для большего эффекта расскажите свою историю неудачи, как переживали в схожей ситуации, что вам помогло. Так вы не только поможете ребенку, но и завоюете его доверие.
Использовать навыки, полученные при решении одной задачи, для решения другой.
Ребенок грустил из-за неудач. Возможно, у него чувствительная натура. Или родители критикуют его за каждую ошибку.
Вспомните достижения ученика в различных областях его жизни. Докажите его способность преодолевать трудности своими наблюдениями.
Ты много успеваешь: занимаешься танцами, изучаешь английский язык, музицируешь и учишься в школе на хороших оценках. С такими способностями тебе не составит труда сделать простой доклад по биологии.
Чтобы сделать аргументацию более весомой, предложите одноклассникам рассказать о случаях, когда ребёнок добивался успеха.
3. Сделать искусственную уступку
Другая проблема — детям кажется задачей учителя слишком трудной, неподвластной выполнению. Медленно работают, жалуются, отказываются решать. «За это нам не справиться», «Перегружены». С помощью такой тактики можно ослабить сопротивление.
Предъявите детям высоки требования. При возражениях и сопротивлении снизьте их. Результат будет соответствовать первоначальному плану. Вместо грусти появится радость или спокойствие. Известно, что позитивное настроение повышает эффективность работы.
— Домашнее задание на завтра: упражнения с 10-го по 15-е.
— У-у-у-у-у, Марь Иванна. Так много…
— Ладно, пожалею вас. Только 10, 11 и 12.
4. Показать прогресс
Дети порой не выполняют поручений и заданий из-за отсутствия уверенности в себе, верованием в свою некомпетентность. «Зачем стараться? Все равно же не получится». Учитель поможет выполнить это, отслеживая совместно с учеником его личный прогресс.
Продемонстрируйте ребёнку, используя его работы, завершённые проекты, задания, то, где можно внести улучшения. Вы сами это заметили и видите.
Посмотри: раньше ты эти примеры с ошибками решал, а теперь всё легко получается.
С самого начала года писать было трудно, но теперь почти всё читается.
Неделю назад умел делать лишь два отжимания, а сегодня уже пять раз получается.
Воспоминания о маленьких успехах помогают детям верить в себя и чувствовать, что смогут преодолеть и другие трудности.
Чтобы обнаружить ресурсы и ограничения, лучше всего задавать наводящие вопросы, которые позволят проанализировать контекст проблемы или проекта.
Иногда дети изображают не знающих ничего, чтобы им задавали меньше вопросов. Им лень прилагать усилия, проще сказать: «не знаю», «не умею». С помощью наводящих вопросов можно помочь ребенку перестать быть пассивным и развить самостоятельность.
Студент не хочет выполнять задание или упражнение.
— Я не могу!
Не получается открыть книгу и ознакомиться с заданием?
— Могу.
— Ручка есть? Записать сможешь?
— Могу.
— Начинай.
Хороший контрольный вопрос для проверки работы ребенка – не ограничился ли он лишь «ах» и «ух».
— Какие действия ты предпринял, чтобы понять ситуацию и разрешить проблему?
Возможно, в действительности ничего не предпринимается. Четкий ответ самому себе сможет привести в чувство и побудить к реальным действиям. При наличии дел окажется проще оказать помощь.
Данный набор упражнений предназначен для детей младше двенадцати лет.