Фотографии: Depositphotos; иллюстрации — Юлия Замжицкая.

Педагоги часто встречаются с ситуациями, вызывающими затруднения. Например, ученик употребляет ненормативную лексику, угрожает воспитателю или задает провокационные вопросы. Кто-то обращается за помощью к коллегам, кто-то — в интернет, но все мечтают о универсальных способах решения подобных проблем. Маргарита Крылова оформила спасительные советы в карточки-памятки* и поделилась некоторыми из них с Педсоветом.

1. Запретное сделать обязательным

Если ребенок ведет себя плохо, отвлекается во время занятий и привлекает внимание других детей, попросите его часто повторять запретное действие, чтобы оно ему надоело. Например, каждые 10 минут на уроке устраивайте минутку смеха, когда нарушитель спокойствия будет издавать смешные звуки. Это требование вызовет протест, а если ребенок выполнит его раз, вскоре это ему наскучит. Озорство превратится в обязанность и уже не будет таким желанным. Прием имеет одно ограничение: не использовать при угрозе жизни и здоровью.

2. Остановить при нарушении, возобновить при норме

Если дети шумит во время объяснения или выкрикивают ответы без поднятия рук, прервите урок. Подождите, пока шум стихнет и ученики успокоятся, затем продолжайте. Некоторые учителя для усиления эффекта начинают объяснение темы сначала.

В отрицательном действии обнаружить положительную сторону.

Дети часто устраивают разные проделки, будь то случайность или умышленное действие. На уроке включают музыку, запускают бумажных самолётиков в доску, рисуют карикатуры на учителей. За это учеников чаще всего ругают или нотируют, но подобные замечания не пугают их: кивнут и продолжают хулиганить. Другой способ — использовать озорство с пользой.

На перемене раскрасил доску — помоги украсить класс к празднику.

Твоё умение рисовать восхитительно, участие тебе пригодится. Благодаря твоим способностям школа сможет победить в конкурсе.

Ребенку постоянно высказывают недовольство, но здесь его хвалят. Возникает новый опыт — обращать на себя внимание посредством чего-то полезного, важного и ценного для окружающих.

Включил музыку — все бодрее стали. Ты же проводишь музыкальные разминки?

Ученики станут добрее из-за такого подхода педагога, и проступки будут встречаться реже.

4. Согласиться с оскорблением и вернуться к делу

Злостью или отчаянием ребенок может грубо оскорбить учителя: «Дурак!», «Какая злая училка!». Пропустить такое без реакции сложно — захочется ответить по-любому. Но ответное оскорбление ухудшит положение. Решением может стать согласие с обвинением и продолжение занятия.

Примите признание вины, хоть оно и несправедливо. Неожиданный ответ заставит ученика опешить. После этого спокойно продолжайте урок или повторите требования к поведению.

Ребенок: Дурак!
Учитель: Возможно, вы и правы. Мне не удалось обучить вас решать примеры данным способом. Попробую иначе. Смотрите…

Или.

Ребенок: Какая злая училка!
Учитель: Возможно, ты поступаешь правильно. Сейчас откройте учебники на двадцать seventeenth странице…

5. Перевести внимание с нарушителя на наблюдателей

Предположим, предыдущие способы остановить хулигана не помогли. Ребенок скорее всего заводит своих одноклассников, те веселятся, а ему нравится то, что может кем-то управлять. В таком случае можно перевести внимание с нарушителя на наблюдателей.

Вовлеките других детей в обсуждение о дальнейшем отношении к хулигану: «Что делать с нашим…?» Пусть остальные ученики определяют судьбу нарушителя, а тот лишь наблюдает. Такой процесс напоминает коллективный суд, но все же имеет значение. подобная мера неприятна и уменьшит желание совершать проступки.

Эти приемы можно использовать для работы с детьми младше двенадцати лет.