
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
В своей работе педагоги часто встречают сложные ситуации, которые вызывают затруднения. Например, ученик использует нецензурную лексику, угрожает воспитателю или задаёт провокационные вопросы. Некоторые обращаются за поддержкой к коллегам, а другие — в интернет, но все желают найти универсальные методы решения таких проблем. Маргарита Крылова оформила спасительные советы в карточки-памятки* и поделилась некоторыми из них с Педсоветом.
1. Запретное сделать обязательным
Если ребёнок хулиганит на занятии, отвлекает других детей, пусть часто повторяет запретное действие, пока ему не надоест. Например, каждую десятую минуту устраивайте на уроке минутку смеха, когда нарушитель спокойствия будет издавать звуки, вызывающие смех. Требование вызовет протест. Если ребёнок выполнит его раз, вскоре это ему наскучит. Озорство превратится в обязаловку и уже не будет таким желанным. Важно помнить: этот прием не подходит при угрозе жизни и здоровью.
2. Остановить при нарушении, возобновить при норме
Если во время объяснения дети шумят или выкрикивают ответы без поднятия рук, прервите урок. Ожидайте пока тишина восстановится, ученики успокоятся, и только потом продолжайте. Некоторые учителя для усиления эффекта начинают объяснять тему заново.
В неблаговидном действии можно обнаружить светлый аспект.
Дети часто совершают разные поступки. Включают музыку в классе, запускают самолетики в доску, рисуют карикатуры на учителей. За это ученикам обычно дают выговор или нотации, но это их не пугает: кивнут и продолжают хулиганить. Другой способ — получать пользу от озорства.
В перемену разукрасил доску, чтобы помочь украсить класс к празднику.
Твои рисунки прекрасны, тебе можно помочь нам очень сильно. Благодаря твоим способностям школа может победить в конкурсе.
Ребенку всё время выговаривают, а тут его хвалят. Возникает новый опыт — привлечь к себе внимание чем-то полезным, важным и ценным для окружающих.
Включил музыку — спасибо, всех взбодрило. Давай ты будешь вести музыкальные физкультминутки.
Метод педагога успокоит нравы непоседливых учеников, и впредь проступков станет меньше.
4. Согласиться с оскорблением и вернуться к делу
В гневе или отчаянии ребёнок может грубо общаться с учителем: «Дурак!», «Злая училка!». Промолчать будет сложно, но ответный урон лишь ухудшит положение. Лучше согласиться с высказываниями и вернуться к работе.
Примите признание, даже если оно не имеет оснований. Нежданный отклик ошеломит учащегося. Затем без волнения продолжите занятие или повторите предъявленные ожидания в отношении дисциплины.
Ребенок: Дурак!
Учитель: Возможно, вы справедливы, потому что решить примеры не удалось. Попробую другим способом. Посмотрите…Или.
Ребенок: Какая злая училка!
Может быть, ты и права. Сейчас откройте учебник на странице 217…
5. Перевести внимание с нарушителя на наблюдателей
Если предыдущие методы не помогли остановить хулигана, то, вероятно, ребенок подталкивает к участию в его проделках сверстников, те забавляются, а ему нравится чувствовать себя руководителем. В такой ситуации можно сфокусировать внимание на зрителях.
Привлеките остальных детей к тому, как поступать с хулиганом: «Как поступить с нашим… ?». Пусть ученики решают судьбу нарушителя, а он только наблюдает. Похоже на коллективный суд, но всё же подобная мера мало приятна и снизит охоту к выходкам.
Набор упражнений предназначен для детей до двенадцати лет.