Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Соцсети – важный инструмент для профессионального развития педагогов, даже если последние не ведут блоги. Презентация себя в социальных сетях позволяет выйти за пределы класса и сформировать личный бренд учителя. Однако постоянное внимание аудитории требует самоконтроля.

При открытом профиле учитель должен следить за соответствием постов и комментариев статусу. Ошибки или неудачные публикации могут навредить авторитету, интернет-имиджу педагога и его карьере.
Вместе с SMM-менеджером «Педсовета» Анастасией Цветковой разбираем, чего не стоит публиковать в аккаунте в соцсети.

1. Личные и провокационные фотографии

Фотографии с вечеринок, в купальнике или с отдыха могут быть истолкованы неоднозначно. Несмотря на то что педагоги имеют право на личную жизнь, подобные снимки могут повредить профессиональному имиджу, вызвать недовольство родителей и привести к конфликтам с администрацией школы.

Учителя Омской школы уволили Викторию Попову из-за фотосессии в купальнике 2018 года, опубликованной владельцами агентства по обучению. Официальная причина – ущерб имиджу учебного заведения и педагогической профессии. Сам педагог не выкладывал снимки в интернет. В поддержку Поповой развернулось общественное движение, учителя приняли участие во флэшмобе. В результате Виктории предложили вернуться на работу.

Подобный случай произошел с учительницей русского языка и литературы из Барнаула Татьяной Кувшинниковой. В феврале 2019 года её также заставили уволиться по «собственному желанию» из-за фото в спортивном купальнике с соревнований по зимнему плаванию.

В начале 2024 года в социальных сетях появилась информация о том, что учительница из Куйбышева Мария Львова размещала интимные снимки. Причиной жалоб стала свадебная фотография учительницы на фоне храма, где она обнимает мужа.

В подобной ситуации целесообразно защищать свою точку зрения и заручиться поддержкой коллег; таковые обстоятельства могут иметь благоприятный исход. Многое зависит от реакции коллектива. Не стоит испытывать страх, но нужно быть готовым к различным последствиям и применять внутренний фильтр. Родители стремятся быть уверенными в том, кто обучает их ребенка, даже если сам родитель не близок к совершенству.

Анастасия Цветкова

Материалы о пагубных пристрастиях и чересчур обнародованные личные события.

Хотя повествование о противостоянии табакокурению кажется благом, нужно учитывать: блог учителя воспринимают как обучающую площадку, а подобные публикации могли бы повредить репутации педагога.

Жалобы могут подавать даже не близкие люди, а просто случайные граждане. Учительнице из Тюменской области Анастасии Шумиловой пришлось уволиться из-за её фотографий с кальяном в коротких шортах. Житель города Владимир Воронин опубликовал снимки педагога в городских пабликах с резкими комментариями. Учительница рассказала, что раньше не знала Воронина и с ним не конфликтовала. Причину его негативного отношения к себе Анастасия не знает. Снимки были сделаны для рекламы кальянной, поскольку она подрабатывала моделью в свободное время.

Пост в социальных сетях стал причиной расторжения трудового договора с Анастасией.

3. Политические и религиозные высказывания

Политика и религия представляют собой сложные сферы, способные порождать разногласия. Педагогу целесообразно придерживаться нейтралитета в социальных сетях для предотвращения дебатов и поддержания доверия учащихся и их семей.

Учителю стоит избегать публикаций в поддержку религиозных праздников или политических митингов, так как это может вызвать разногласия среди учеников с другими убеждениями. Такой рода обсуждения лучше вести в неформальной обстановке. Школа должна оставаться нейтральным пространством, свободным от конфликтов.

4. Резкие высказывания на критику

Многие посетители комментариев стремятся не к диалогу, а к выражению негативных эмоций. Цель многих — вызвать ответную реакцию, провоцировать или просто поделиться своим мнением. Для новичков это может быть сложным испытанием.

Важно педагогу сохранять спокойствие и избегать провокаций. Любые резкие ответы или эмоциональные реакции могут ухудшить положение и спровоцировать новые вспышки негатива. Поведение должно быть сдержанным, избегать личных оскорблений и отвечать нейтрально и профессионально.

Анастасия Цветкова

Если критика обоснованна и даёт полезные советы, стоит выразить благодарность за обратную связь и при необходимости задать уточняющие вопросы.

5. Фото детей без согласия родителей

Перед публикацией фотографий с вашими учениками требуется письменное разрешение от родителей. В этом разрешении должны быть указаны:

  • Информация о родителе или опекуне, ребенке и фотографе.
  • Согласие на публикацию фотографий с указанием места их размещения и назначения.
  • Подпись лица, его полное имя и дата выдачи согласия.

Этот документ ограждает учителя от потенциальных обвинений. В отсутствие его лиц детей необходимо замаскировать или скрыть.

В блоге «Педсовета» публикуются фотографии детей с замазанными лицами или без них.

Публикация фото ребенка без согласия родителей может привести к жалобе в суд или прокуратуру. Учителя могут оштрафовать на сумму от 2 000 до 6 000 рублей по статье 13.11 КоАП РФ.

За исключением фотографий, сделанных в общественных местах и на публичных мероприятиях, например, на школьных концертах, дискотеках или детских праздниках, где ребенок не является главным объектом съемки. Примеры: общее фото с утренника, где дети водят хоровод вокруг елки. Снимок ребенка на уроке – нет. Даже в первом случае лучше получить согласие родителей, чтобы избежать возможных конфликтов.

Стоит ли общаться с учениками в соцсетях

В социальных сетях педагог поддерживает связь с учащимися вне стен школы. Учитель может делиться дополнительными учебными ресурсами, сообщать о предстоящих мероприятиях и отвечать на вопросы учеников. Онлайн-общение помогает некоторым детям и подросткам чувствовать себя более комфортно, обсуждая что-то лично.

Важно помнить о профессиональных границах. Взаимодействие должно быть корректным и оставаться в рамках учебного процесса. Избегайте фамильярности и не обсуждайте личные темы. Любая информация в социальных сетях может стать общедоступной, поэтому тщательно обдумывайте сообщения и комментарии, чтобы избежать недоразумений или критики.

Анастасия Цветкова

Общение с учениками в социальных сетях должно быть организовано по правилам. Определите время ответов на вопросы, разрешенные темы обсуждения и каналы связи — например, комментарии к публикациям, а не прямые сообщения.