
Общались с просветителем, публицистом и педагогом, автором телеграм-канала «». Учимся учить иначеОт Светланы Моториной узнали всё самое интересное о развитии мозга. Делимся её ответами.
Можно ли развивать когнитивные способности, не уделяя много времени чтению, а получая информацию через другие виды контента – визуальный, виртуальную реальность, аудио?
Для умственного роста важна чтение большое количество книг. Исследования Исследования показывают, что нейронные связи формируются как во время чтения, так и после него. В то же время есть слепые люди, которые благодаря своим способностям внесли большой вклад в развитие человечества.
Качество прочтенного важнее его количества. Некоторые всегда держат книгу, но по обложке видно, что пользы от такого чтения немного.
Некоторые книги оказывают негативное влияние. Раньше все семьи увлекались творчеством Бенджамина Спока, однако потом стало понятно, что это было бы лучше не делать. Были времена, когда все обожали «После трех уже поздно», но с течением времени выяснилось, что совсем не поздно, наоборот.
Для тренировки ума без книг сложно, но возможно. Необходимо фильтровать прочитанное, увиденное и услышанное, учить этому детей. Иногда ценные знания можно получить не из книг. Так было с повести «Софья Петровна», написанной талантливой дочерью Корнея Чуковского Лидией. мало кто о ней знает, а тем временем её гениальная повесть — одно из двух произведений, наряду с Ахматовским «Реквиемом», в котором описано происходящее в стране в 1937 году. Из-за этого запретили печатать ее книги и упоминать имя где-либо. О «Софье Петровне» узнала из лекции в сети. Затем, чтобы познакомиться с произведением, слушала аудиокнигу, а потом проштудировала все доступное о ней в интернете.
Главное — любознательность и умение критически мыслить. Это позволяет находить хорошую информацию, а как она подана, играет второстепенную роль.
раньше мало кто беспокоился о развитии мозга детей в раннем возрасте, при этом много талантливых людей всё равно рождалось.
В настоящее время выдающиеся педагоги сочетают передовые сведения о развитии мозга с методиками преподавания. Почти все, к чему ведут современные технические исследования, лишь подтверждает истины, высказанные великими педагогами раньше. Например, Лев Семенович Выготский ещё сто лет назад убедился в пользе обучения в группе — концепции, известной сегодня как… Кооперативным обучением. Он говорил: «Научишься сам, когда научишь других», а также Каждая функция в развитии культуры ребенка проявляется дважды: сначала в социальной сфере, а затем в психологической. Сначала это общественное явление, категория интерпсихическая, а потом внутреннее состояние, категория интрапсихическая. Для освоения нового знания требуется взаимодействие с другими. По этой причине обучение детей должно проводиться в группе, а не индивидуально.
Сегодня никто не сомневается, что метапредметные навыки, например критическое мышление, – фундамент предметных знаний, благодаря которому дети лучше усваивают информацию. Существуют алгоритмы и техники развития этого навыка, но все это не новость. О том, как научить ребенка думать и как с ним правильно разговаривать, писали Макаренко, Давыдов и Занков. Сейчас это преподносится в современных форматах, например «10 шагов для развития критического мышления у детей».
3. Любопытство — это приобретенное или врожденное?
Когнитивисты уверены, что любопытство — прирождённое качество. Без него обучение было бы невозможно. Любое познание начинается с любопытства и протекает по четырём этапам:
- Конкретный опыт
- Наблюдение за ним
- Построение абстрактной гипотезы
- Эксперимент
Каждой стадии соответствует определённая область мозга.
- На затылке расположена сенсорная зона, которая позволяет нам видеть, как, например, падает яблоко.
- В височных долях мозга находится центр, позволяющий нам не просто смотреть, а видеть информацию.
- Затем лобная кора обрабатывает зрительную информацию, вызывая у нас вопросы — это и является любопытством.
- Потом стараемся воспроизвести это, проводить опыты – всё это разворачивается в моторном коре.
Можно развить и вернуть любопытство, если его погасили неверные поступки взрослых.
Существует ли предел для умственного развития каждого человека, который задан природой, независимо от усилий по саморазвитию?
На самом деле всё иначе. Есть два вида мышления: фиксированный и гибкий. гибким мышлением, или мышлением ростаУверены в том, что всему можно научиться и освоить практически любой навык, а базовые способности — лишь отправная точка. Потому:
- принимают вызовы;
- В трудных ситуациях стремятся найти решение.
- Верят, что затраченные старания — этап на пути к совершенству.
- Принимают критику, анализируют себя и стремятся совершенствоваться.
- Другие’s достижения служат им источником мотивации и знаний.
- Считают, что ошибки свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы.
Люди с фиксированным мышлениемВместо этого считают, что возможности не меняются со временем.
- При встрече с препятствиями капитулируют быстро.
- считают, что прилагать усилия бесполезно;
- Пренебрегают пользой при получении отрицательных отзывов.
- боятся конкуренции;
- Испытывают страх перед ошибками, считая их неудачей.
Исследования показывают, что люди с гибким мышлением достигают больших успехов, независимо от первоначальных способностей. Кэрол ДуэкАвтор книги «Гибкое сознание» провел эксперимент, подтвердивший данное предположение. Ученые разделили школьников на две группы:
- учащихся классов Microsoft;
- Ребят из малообеспеченных семей, проживающих в депрессивных кварталах.
В начале эксперимента у участников из первой группы знания по математике были выше. На протяжении года всех обучали, но обратную связь давали по-разному: второй группе говорили «Молодец», «Круто! Ни одной ошибки». Через год школьники из обычных классов превзошли ребят из классов Microsoft. Это произошло благодаря поддержке познавательной мотивации и формированию мышления роста.
Конечно же, каждый обладает собственным потенциалом. Границ для развития нет. The Perils and Promises of PraiseКэрол Дуэк утверждает: «Мозг обладает способностью к изменениям. Развитие мышления возможно в любой период жизни, а успехи в учебе зависят от настойчивости и усилий».
Возможно ли полноценное развитие мозга ребенка только при помощи занятий в школе и дома, без использования платных развивающих программ?
В вопросе развития ребёнка нужно исходить не из кружков, а из образовательной модели. Эксперт в сфере детского образования Полина Мальцева подробно рассказывает об этом. Образовательная модель — это профиль ребенка, который в идеале должен быть реализован к концу школы.
Рассмотрите каждый пункт этой модели и подумайте, как его применить к ребенку. Например, если у ребенка проблемы с математикой, возможно стоит рассмотреть репетиторство или онлайн-курсы. Или критическое мышление — сначала оцените, насколько хорошо развито это у вас самих. Затем обратите внимание на школу: если там все сводится к «выучить, сдать, забыть» или детям не разрешают высказывать свое мнение о литературных произведениях на уроках, то говорить о критическом мышлении здесь не приходится.
Если школа предоставляет не менее половины образовательной модели, в России это уже хороший результат. Остальное можно дополнить другими видами деятельности. Не обязательно записывать ребенка в дорогие кружки, как делают многие мамы подруг. Может быть что угодно: клуб, лагерь или общение с важными людьми. Главное – это заполнение пробелов.
Для освоения этой образовательной модели нужен критический ум. Вот книги, которыми я сама пользуюсь для развития этого навыка у себя и моих детей.
1. Платон «Диалоги»
Дэниел Канеман «Мысли медленно… Решай быстро».
Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и логика».
Том Чатфилд «Критическое мышление: Анализируйте, сомневайтесь, формулируйте своё мнение».
Дэвид Макрэйни «Психология глупостей. Ошибки, искажающие нашу жизнь».
Александр Панчин «Защита от тёмных сил»
7. Барбара Минто «Принцип пирамиды»
Роб Бразертон «Недоверчивые умы: Что нас притягивает в теориях заговора»
Джон Грант «Не верю! Как увидеть истину в потоке ложной информации».
Роберт Сапольски «Биоэтика добра и зла».
Непряхин Никита, Пащенко Тарас «Критическое мышление. Железная логика для любых ситуаций».
Никита Непряхин «Как противостоять тайному давлению».
Рольф Добелли «Искусство ясного мышления».
14. Ася Казанцева «В интернете кто-то неправ»
Джэвин Уэст и Карл Бергстром «Полный бред! Скептицизм в мире больших данных».
Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф — «Теория игр».
Дарелл Хафф «Об искусстве лжи с помощью статистики»
Рон РитCHART «Создавая культуры мышления: восемь сил, которые мы должны овладеть, чтобы по-настоящему преобразовать наши школы».
Даниэль Ротштайн, Луз Сантана «Сделайте одну лишь перемену: научите студентов задавать собственные вопросы».
20. Книги по ТРИЗ-технологии
Материалы по теме:
- Легенды и реальность обучения мозга
- Как и чему ребенок учится в разные периоды роста головного мозга.
- 9 книг о функционировании мозга для летних каникул