Фото: img.freepik.com

Картинка: Pixabay/Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Педагог начальных классов ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют» Ирина Крюкова разработала для учеников необычную проверку знаний — QR-квест. Представление этого образовательного события на конкурсе «Вклад Учителя» выпало Анне Здоровой, учителю начальных классов из Школы Леонова (Иркутск). Квест настолько понравился детям, что его стали проводить регулярно. О том, как организовать такое событие и чем оно полезно, рассказывают учителя.

Как устроен QR-квест

QR-квест — интерактивная игра с подсказками и загадками, спрятанными в QR-кодах. Участники передвигаются между станциями, сканируют коды для получения задания – текста или ссылки на сайт с упражнениями – выполняют его и передают учителю ответ в виде QR-кода.

Современные технологии делают стандартную механику квеста более увлекательной для младшеклассников в образовательной игре.

В QR-квесте участвуют четыре команды из учащихся, преимущественно первоклассников. Каждая команда состоит из шести-семи человек, и у каждой есть капитан — ребёнок с гаджетом. приложениеУстройство, способное считывать и генерировать QR-коды, использовали в игре, организованной учениками старшей или средней школы. Для учеников это засчитывается как проект по курсу проектной деятельности. Ирина Крюкова привлекала для этого ребят из 9–11 классов, а Анна Здорова — четвероклассников.

Квест проводится в течение трёх часов в здании школы или на улице. Организаторы определяют пять точек расположения QR-кодов — станций, задающих маршрут, соответствующий предметам школьной программы. Путь игроков начинается и заканчивается на одной и той же станции.
Дети перемещаются по маршруту и выполняют задание на каждой его точке. Ирина Крюкова отводит для каждого задания 5–10 минут, но для первоклассников выбраны более короткие задания – 3–5 минут. За правильные ответы игроки получают баллы.

При определении результатов квеста, команды делятся на группы по уровню понимания пройденного материала: средний, высокий, продвинутый.

Организаторы квеста — ученики средней или старшей школы — сами выбирают задания в интернете, руководствуясь программой обучения первоклассников. Затем предложения передают учителю, который формирует конечный список заданий для каждой станции.

Анна Здорова:

«Задания четвероклассники создавали в LearningAppsВыбирали интересные темы и создавали по ним интерактивные задания: карточки, лабиринты, загадки, стихи. Некоторые задания дети придумывали самостоятельно. Например, вместо поиска упражнений по музыке в интернете, показывали первоклассникам отрывки из музыкальных произведений, а те угадывали названия.

Все участники получили памятные дипломы. Команде Школы Леонова с наивысшим уровнем работы подарили блокноты и ручки. Организаторы-четвероклассники заработали зачет по курсу «Проектная деятельность» и дополнительные баллы «леонтики», игровую валюту школы. В течение года дети получают «леонтики» за особые достижения, а потом на аукционе могут обменять их на канцтовары, спортивные принадлежности или игрушки. Также родители приготовили сладкие подарки для всех.

Как организовать QR-квест

За три недели до мероприятия руководитель проекта, учитель, пишет методическую инструкцию по проведению квеста. Затем проводит рабочее совещание по подготовке, где присутствуют учащиеся-организаторы. На совещании участники:

а) распределяют роли:

  • Кто организует и информирует участников квеста с использованием QR-кодов?
  • Кто создаёт QR-коды, формирует планы маршрутов для групп, печатает и заламинирует карточки с QR-кодами.
  • кто покупает призы и дипломы;
  • кто готовит помещения для квеста;

б) составляют планы по подготовке;

в) определяют необходимые ресурсы.

Рабочие группы в течение следующих трёх недель собираются по мере необходимости. В день проведения квеста группа вместе готовит площадку и проводит игру с награждением.

Событие можно подготовить быстрее. У Анны Здоровой это заняло всего пять дней: три дня на самостоятельную работу учеников четвёртого класса, когда выбирали задания. Один день — на финальный отбор учителем, зашифровку заданий на сайте и распечатку QR-кодов. В четвертый день организаторы подготовили помещение, а в пятый провели квест.

После образовательного мероприятия педагог проводит рефлексию: ученики высказывают свое мнение о прошедшей игре. В начальных классах Анна Здорова устно осуществляла рефлексию — заполнять анкету или письменно отвечать на вопросы было сложно. Для четвероклассников-организаторов учитель создала QR-код, ведущий на форму с вопросами для рефлексии в Google. Ответы дети давали анонимно.

Рефлексия показала, что большинство первоклассников считали квест интересным и достаточно сложным. Работа в группе позволила выполнить задания. В опросе больше 80 процентов четвероклассников изъявили желание провести квест еще раз, а 90 процентов — поучаствовать в нем.

Чем полезен QR-квест

Квест позволяет изучить и запомнить информацию в интересной форме. Ученикам первого класса на обычных занятиях запрещено пользоваться телефонами. Возможность применять их во время урока увеличивает интерес к обучению.

Решая задачи, дети упражняются в вычислениях, умении решать задачи и развивают логическое мышление. При наличии физической активности задания также способствуют развитию меткости, ловкости и выносливости.

Пример задания на физическую активность:

Идите в спортзал. Каждому из участников команды нужно забросить мяч в баскетбольное кольцо три раза. Посчитайте общее количество заброшенных мячей и разделите результат на количество человек в команде. Если получившееся число меньше или равно 1, отсканируйте QR-код № 1. Если число больше 1 или равно 2, отсканируйте QR-код № 2. Если число больше 2 или равно 3, отсканируйте QR-код № 3.

Во время квеста первоклассники учатся сотрудничать в небольших группах и взаимодействовать со старшеклассниками.

Анна Здорова:

Первоклассники стали меньше бояться старшеклассников. С ними стало легче общаться. Старшеклассники охотнее помогают на мероприятиях и чаще проявляют инициативу. Например, недавно помогали делать выпускной для дошкольного отделения: оформляли сцену для малышей. Ребята стали помощниками, а не исполнителями, за которыми приходится следить.

Формат квеста так понравился детям, что в Школе Леонова его стали проводить регулярно и для других классов. Например, для четвероклассников он прошел в формате ВПР. Дети ходили по станциям уже не в группах, а по одному и по QR-кодам решали задания из ВПР. В конце квеста подсчитывали баллы, и было видно, сдал ребенок экзамен или нет.

Партнерский материал