
Содержание:
- Вопросы и ответы: распространенные проблемы с речью у взрослых.
- Работа логопеда с детьми и взрослыми
- Образование: где учиться на логопеда для взрослых
Логопеды работают не только с детьми, но и со взрослыми. Специалист помогает скорректировать речевые нарушения разных причин. С какими проблемами обращаются взрослые и как их решить — рассказала логопед и эксперт НИИДПО, образовательной компании группы. АкадемСити, Светлана Шопина.
Часто задаваемые вопросы: какие недостатки речи встречаются у взрослых?
К логопеду обращаются как дети, так и взрослые. Задача логопеда в каждом конкретном случае:
- провести диагностику;
- определить причину речевых нарушений;
- разработать индивидуально коррекционную программу;
- провести логопедические занятия;
- дать упражнения для самостоятельной работы.
Логопед исправляет нарушения речи у взрослых и обучает их самоконтролю.
Запросы можно разделить на три группы:
Запросы |
Примеры нарушений |
С какими проблемами приходят |
Коррекция нарушений произношения для работы. Человеку нужно будет выступать с устными презентациями, но у него проблемы с произношением звуков. Логопед сможет помочь преодолеть этот недостаток и успешно продолжать работу. |
Дислалия Это искаженное звукопроизношение при сохранившемся слухе и работоспособности артикуляционных мышц. Дисфония Это нарушение тембра голоса. Тембр может становиться тихим, высоким или меняться в зависимости от ситуации. |
Первая группа обращается за помощью реже. |
Восстановление речи при поражениях мозга. Травмы головы, инсульты и проблемы с кровоснабжением мозга вызывают тяжелые последствия: потеря речи полностью или частично, нечеткая речь. Такому человеку сложно понимать и выражать свои мысли. |
Афазия Это нарушение сформированного речевого аппарата, вызванное травмой головного мозга. Дизартрия Это расстройство речи, вызванное повреждением нервов, управляющих мускулами артикуляции. Дисфагия Это расстройство глотания. Человеку тяжело проглатывать жидкость и жидкую пищу. |
Эта группа больше остальных. С каждым годом все больше людей, как пожилых, так и молодых, страдают инсультами. Нарушение мозгового кровообращения чаще всего негативно сказывается на речи. Человек теряет способность полноценно общаться, участвовать в социальной жизни. |
Коррекция заикания. Логопед, невролог и психотерапевт занимаются исправлением этого нарушения. |
Заикание может быть:
|
Этот дефект лечат комплексно, так как причиной его появления являются сочетание биологических и психологических факторов. Обычно трудятся несколько специалистов: логопед, психолог или психотерапевт, физиотерапевт. При необходимости включаются в работу другие специалисты. |
Работа логопеда с детьми и взрослыми
Логопедическая работа направлена на исправление нарушений речи, постановку звуков и развитие речевых навыков. В то же время коррекция у детей и взрослых обладает своими особенностями.
Дошкольники и младшие школьники Ребята быстрее усваивают новые навыки и привычки в речи. Логопед работает с ними через игру. Такой подход делает занятия интересными и привлекательными для ребёнка. Ребёнок с удовольствием участвует и выполняет задания.
Дети часто испытывают трудности с концентрацией. Игра способна удерживать внимание ребенка, что способствует развитию и благотворно сказывается на речи.
Родители участвуют в выполнении упражнений детьми и осуществляют контроль при необходимости.
Логопедическая работа со взрослыми Не предполагает игровую направленность. Мотивация и эффективность терапии могут снизиться. Особенно при перенесенных травмах или болезнях. Говорить, произносить слова и звуки трудно. Отношение к такому пациенту, как к ребенку, ухудшит уже сложное психологическое состояние.
Логопеду предстоит работать с подобными пациентами. Реабилитация может проходить в больнице или дома при участии близких. Психологическая тяжесть затрудняет работу. Пациенты могут плакать, проявлять гнев и агрессию, отказываться от занятий. Семья в стрессе также выражает свои эмоции.
Специалист сотрудничает как с клиентом, так и с его родственниками.
Важно своевременно сообщать о проделанной работе, делиться достижениями и сложностями. Не утаивать негативные моменты, чтобы все понимали потребность в занятиях.
Логопед назначает взрослым задания, но дальше человек следит за собой самостоятельно: осознаёт ошибки произношения и исправляет их. Если пациент не способен контролировать процесс, специалист передает информацию близким, чтобы те следили и помогали в работе над речью.
При работе со взрослыми логотопд должен учитывать такие факторы:
- Индивидуальные особенности. У каждого своя скорость усвоения нового материала или упражнений. Не следует торопить клиента при возникновении трудностей. Важно учитывать его предпочтения при составлении индивидуальной программы. Логопед может заменить упражнение другим, если оно по каким-либо причинам не подходит.
- Психологическое состояние. Взрослым пациентам из-за трудностей с речью может быть свойственно чувство стыда, тревоги или депрессии. При составлении плана занятий необходимо поддерживать доверительную обстановку и принимать во внимание их эмоциональное состояние.
- Мотивация пациента. Эффективность логопедических занятий зависит от стремления и мотивации участвующего взрослого.
- Сопутствующие заболеванияДругие болезни и когнитивные нарушения могут сказываться на результативности логопедических занятий и требуют персонального плана.
Логопед сотрудничает с людьми различных возрастов. По мере взросления человеку сложнее усваивать новые навыки. Вместе с тем, пациентам старше сорока лет возможно помочь в постановке речи.
Образование: где учиться на логопеда для взрослых
Для работы логопедом требуется высшее образование соответствующей специальности. «Логопедия»Это достаточно для работы как с детьми, так и со взрослыми.
В случае отсутствия возможности посвятить обучению логопедии несколько лет, можно пройти курсы переподготовки. Для этого необходимо иметь высшее педагогическое или психологическое образование, на базе которого будет осуществляться обучение. Такой путь занимает меньше времени и включает только информацию по профилю подготовки.
Логопеду, работающему со взрослыми, необходимо знать основы нейропсихологии, уметь проводить занятия в стрессовой ситуации и учитывать эмоциональное состояние пациента. Для этого можно пройти курсы повышения квалификации по психологии. Это поможет оказывать эффективную и бережную помощь.