
Военные операции причиняют психологическую травму как участникам, так и их близким. В подобных ситуациях необходима квалифицированная помощь.
Эксперт НИИДПО, образовательной компании из группы, поделилась мнением о работе психолога с детьми участников СВО. АкадемСити, психолог Татьяна Вотинцева.
Особенности оказания психологической поддержки детям, чьи родители участвуют в специальной военной операции.
Дети с родственниками, вовлеченными в СВО, переживают сложные времена. Это семейное испытание нуждается в комплексном решении и квалифицированной психологической помощи.
Чрезмерная тревога за близких людей, находящихся в зоне боевых действий, неизбежно порождает сильные эмоции у детей и повышает риск возникновения психологических проблем. Ребенок испытывает страх и беспокойство за жизнь и здоровье родителей или других близких, попавших в опасность. Неопределенность ситуации — отсутствие связи, неясность происходящего — усиливает тревожность, создавая постоянное напряжение и чувство незащищенности. Нестабильность будущего остро ощущается детьми.
Как проявляются переживания у детей:
- Ребенок не может избавиться от неприятных мыслей о плохих ситуациях.
- Сны-угрозы по ночам, где днем прожитые события проявляются в другом свете.
- Проблемы со сном и аппетитом, головные боли, расстройства пищеварения.
- Ребенок утрачивает влечение к обычным делам, испытывает отчаяние и погружается в подавленное настроение.
- Вспышки агрессии часто вызваны неприятием сложившихся обстоятельств, ощущением несправедливости. Возбуждение может быть направлено на близких людей или окружающих, живущих обыденной жизнью.
Детский психолог — правильное решение в сложных ситуациях. Специалист помогает ребенку преодолеть негативные эмоции, научит выражать их здоровым способом и адаптироваться к новой обстановке. Семейная терапия важна для всех членов семьи: чтобы справиться со стрессом и поддерживать друг друга.
Этапы взаимодействия с ребёнком: диагностика, преодоление посттравматических расстройств, проявление признаков, подходы к оказанию поддержки.
Следует внимательно наблюдать за эмоциональным и физическим благополучием ребёнка. Это позволит своевременно заметить признаки, свидетельствующие о необходимости обращения к специалисту.
- Гипервозбудимость. Выражается через агрессию, повышенную активность и раздражительность.
- Замирание. Выражается вялостью, торможением, проблемами со сном и аппетитом.
- Суицидальные мысли или попытки совершить суицид.
- Проявления посттравматического стрессового расстройства Критическое состояние проявляется в виде ночных кошмаров, внезапных ярких воспоминаний и стремления уйти от всего, что напоминает о случившемся.
- Чувство вины. В связи с отъездом родственника на СВО ребенок может чувствовать вину и думать, что причиной этому стало его поведение.
Детям участников СВО нужна комплексная психологическая помощь с несколькими задачами.
Цель |
Задачи |
Своевременная диагностика |
Оценить глубину психологических сложностей и конкретных нужд ребёнка. |
Психотерапевтическая поддержка |
Повысить устойчивость к стрессам, освоить способы обработки болезненных воспоминаний. |
Семейная терапия |
Совместно с родителями и родственниками создавать благоприятную обстановку, свободную от беспокойства. Предоставлять советы по взаимодействию с детьми СВО в образовательном учреждении и в семье. |
Информационная поддержка |
Рассказать правду о случившемся простым языком, чтобы ребенок понял, что происходит, не зная жестоких деталей. |
В случае гибели близкого ребенку, появляется ещё одно назначение. помощь в переживании потери.
Говорить с ребенком надо открыто, без лжи, подбирая слова к возрасту. Младшим можно пользоваться метафорами или сказками, важно, чтобы суть была ясна. Подросткам информацию сообщать осторожно, но правдиво, ничего не приукрашивая.
Нужно помочь ребенку понять, что смерть — это печальное, но обычное явление. Психолог сопровождает ребенка по модели переживания горя Элизабет Кюблер-Росс, помогая пройти все ее стадии: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие.
Пережить потерю — долгий путь. Он занимает не меньше года и заканчивается обретением новыми смыслами жизни и адаптацией к миру без дорогого человека.
Как объяснить ребёнку о специальной военной операции, учитывая возраст.
Семьям не следует скрывать подробности происходящего. Дети остро чувствуют напряжение и тревогу от лжи. Честность и открытость без притворного оптимизма успокаивают их. Важно учитывать возраст ребенка, чтобы объяснить ему о СВО и причине отъезда родственника.
Возраст |
Как говорить |
Дошкольники (3-6 лет) |
Говорить понятно, без сложных слов и лишних деталей. Родственник – храбрый герой, уехал помогать людям и защищать страну. Сфокусируйтесь на любви, покажите, что близкий человек волнуется за ребенка и с нетерпением ожидает встречи. Избегать неудачных сделок. Например, дети иногда считают, что хорошее поведение побудит родственника вернуться после его отъезда. |
Младшие школьники (7-10 лет) |
Можно привносить дополнительные сведения и описывать события позитивно. Некоторые конфликты лучше разрешить с помощью помощи близких людей, например, родственников. Участник СВО оказывает помощь людям, охраняет Родину, выполняет значимое задание. Сейчас близкому человеку предстоит важное, но рискованное дело. Нужно всем быть крепкими, чтобы помогать друг другу в трудную минуту. |
Подростки (11-15 лет) |
Подростками обладает критическое мышление и понимание текущей ситуации. Следует быть искренними, открытыми — говорить правду, но на понятном языке. Пример: «Ты знаешь, что отец сейчас участвует в специальной военной операции. Это его выбор, и мы обязаны его поддерживать». Подчеркнуть, что выбор участника СВО был сознательным, может помочь подростку преодолеть чувство вины или несправедливости. Когда близкого призвали, надо сказать так: «Папа призвали, и ему не оставалось выбора, кроме как идти служить. Это его долг». Уважать и принимать эмоции, переживаемые подростком: страх, гнев, печаль, беспокойство, ощущение вины. |
Что стоит избегать во всех возрастах:
- Информация о военных действиях и политических противостояниях отсутствует.
- Описания трагических ситуаций, в которых люди могут умереть.
- Необоснованные ожидания и лживые заявления о быстром приходе дорогого человека.
Как справляться со страхом и беспокойством: практические методы для разных возрастов
Для усвоения детьми эмоциональной регуляции необходима подготовка к технике расслабления и работе с отрицательными чувствами.
Техники релаксации |
Техники работы с негативными эмоциями |
Дыхательные упражнения Просты для усвоения детьми и способны уменьшить беспокойство. |
Проективные методики Рисование, лепка, игры, кукольный театр помогают обойти вербальные барьеры и выразить чувства, которые трудно проговорить. |
Мышечная релаксация по Джекобсону Техника помогает детям контролировать напряжение мускулов, появляющееся при стрессе. В основе методики – чередование напряжения и расслабления разных групп мышечных тканей. |
Сказкотерапия Ребенок изучает известные сказки и сочиняет свои собственные. С помощью вымышленных персонажей помогает преодолеть страхи и волнения. |
Звуковая терапия. Мелодии в спокойном темпе и звуки природы способствуют расслаблению. Представление о приятных местах, к примеру, берегу моря, подкрепляет это воздействие. |
Эти методики эффективны для детей дошкольного возраста, а с учениками начальных классов их можно обогатить. технику «Коробка тревог»Ребята фиксируют беспокойства и страхи на листе бумаги, а затем помещают его в коробку.
Подросткам помогает дневник чувствВедение подобных записей помогает отслеживать эмоции, мысли и физические реакции во время стресса. Такой дневник может быть использован независимо или совместно с психологом.
Заключение: рекомендации и ресурсы для психологов
Дети с родственниками, принимающими участие в СВО, должны получать квалифицированную психологическую помощь.
Раннее обращение к психологу имеет решающее значение. Незатронутые на ранней стадии проблемы могут ухудшиться.
Психолог помогает ребёнку осознать действительность, прийти к спокойствию и освоить способы справляться с трудностями.
Важно применять поощрение за положительное поведение, акцентировать внимание на мужестве и выносливости участника СВО.
Для работы с семьями участников специальной военной операции разработаны специальные программы для психологов. Методические советы по работе с детьми участников СВО доступны на отдельных ресурсах.
- Министерство здравоохранения РФ.
- Министерство просвещения РФ.
- Учреждения, исследующие психологию и психотерапию.
- Профессиональные сообщества психологов.
- НПО, поддерживающие семьи военных.
- Региональные центры психологической помощи.
Вовремя оказанная поддержка специалистов минимизирует отрицательные эффекты травмирующего события на семью.