
Содержание:
- Что такое СДВГ
- Принципы взаимодействия с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, для специалистов
- Поэтапный подход в коррекции СДВГ
- Поведенческая поддержка для коррекции СДВГ
- Техники релаксации и саморегуляции при СДВГ
- Техники осознанного внимания при СДВГ
- Нейропсихологическая коррекция СДВГ
Ребенок, страдающий СДВГ, не является ленивым или плохо воспитанным. Его нервная система характеризуется нейробиологическими особенностями, которые можно учитывать и успешно корректировать. Мы расскажем о том, как специалист может помочь ребенку с СДВГ, какие техники и методы при этом используются.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это минимальная мозговая дисфункция, представляющая собой неврологическое и поведенческое расстройство развития, которое проявляется у детей. Его основные признаки включают в себя:
- сниженное внимание,
- повышенная двигательная активность,
- импульсивность.
Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности свойственна импульсивность и трудности с концентрацией, что проявляется в частой отвлекаемости и необдуманных поступках. Даже обладая высоким уровнем интеллекта, им бывает сложно самостоятельно планировать свои действия, поддерживать внимание и завершать начатое. Это создает препятствия для успешной адаптации в образовательной обстановке.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности обусловлен незрелостью систем, регулирующих концентрацию и произвольные движения. В результате формируются недостаточно развитые управляющие функции, необходимые для осуществления осознанной и целенаправленной деятельности.
Из-за этого у ребенка:
- Слабая рабочая память. Ему сложно запоминать поручения, он быстро забывает о своих задачах.
- Сниженная мотивация. Задания быстро перестают вызывать интерес, а неинтересная работа приводит к саботажу.
- Трудности с торможением реакций. Принимает решения необдуманно, не имеет возможности обдумать ситуацию, что приводит к трудностям с управлением собой и поддержанием внимания.
- Нестабильный уровень активации. Ребенок перевозбужден или наоборот, «выключается».
- Отсутствие самоорганизации и самоконтроля. Испытывает забывчивость, теряет предметы, рассеян, не способен к планированию.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности имеет различные формы. Более детальная информация о них представлена в таблице.
Тип |
Основные проявления |
СДВ (синдром дефицита внимания без гиперактивности) |
Снижение активности, рассеянность, замедленность, сложности с адаптацией |
Гиперактивный тип |
Суетливость, импульсивность, чрезмерная активность |
Смешанный (СДВГ) |
Сочетание нарушений внимания и гиперактивности |
На практике у большинства детей симптомы СДВГ проявляются не в чистом виде, а в разнообразных комбинациях. Гиперактивность и импульсивность нередко сопровождаются проблемами с концентрацией внимания и повышенной утомляемостью. Подобный смешанный тип развития наблюдается наиболее часто и предполагает необходимость комплексной стратегии.
Рекомендации для специалистов, работающих с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Для поддержки ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в решении обычных задач и для укрепления его чувства компетентности, не следует ожидать от него «нормального» поведения. Гораздо продуктивнее организовать пространство, которое адаптировано к особенностям его нервной системы. К примеру, такую, которая:
- снижает уровень стресса;
- повышает концентрацию внимания;
- развивает навыки саморегуляции.
Подробнее
В работе с такими детьми необходимо придерживаться определенных принципов.
Принцип |
Как реализовать |
Структурировать среду и задачи |
|
Использовать внешний контроль |
|
Поддерживать движение и игровую активность |
|
Создавать ситуации успеха |
|
При работе с детьми, имеющими СДВГ, некоторые общепринятые подходы могут быть не результативными и даже негативными. Затянутые объяснения способны дезориентировать ребенка, который теряет суть сказанного и не понимает поставленную задачу. Порицания, такие как «Ты недостаточно усерден», только повышают уровень беспокойства и снижают желание действовать.
Неспецифические меры воздействия не способствуют формированию ожидаемого поведения, а порождают лишь чувство обиды и желание противостоять. Недостаток организованности и предсказуемости в распорядке дня вызывает ощущение беспорядка, из-за которого ребенок с СДВГ теряет ощущение управляемости. Кроме того, однообразные и повторяющиеся задания приводят к быстрой утомляемости, провоцируют отказ от выполнения задач и желание любой ценой избегать работы.
Поэтапный подход в коррекции СДВГ
Первый этап коррекционной работы – это установление контакта. Ребенку необходимо почувствовать себя защищенным и привыкнуть к взрослому, который будет с ним работать. Лишь после этого возможна индивидуальная работа, предполагающая обучение выполнению инструкций, соблюдению элементарных правил и выполнению заданий по сигналу.
Затем приступают к последовательной корректировке недостаточно выполняемых функций:
- При значительной гиперактивности в первую очередь направляют усилия на управление движениями, применяя упражнения, направленные на снижение скорости, переключение и повышение точности.
- Для развития невнимательности проводятся упражнения, направленные на тренировку способности удерживать и переключать различные виды внимания.
- Для людей, склонных к импульсивности, формирование навыков самоконтроля, саморегуляции и рефлексии способствует развитию эмоционального интеллекта.
При смешанном типе СДВГ сначала корректируют наиболее заметную проблему, после чего добавляют другие аспекты. На завершающем этапе работы применяют задания, требующие одновременного использования внимания, саморегуляции и контроля над движениями.
Включение ребенка в групповую работу происходит лишь после освоения им основных умений. Ему предлагают коллективные задания и игры, основанные на правилах, а также групповые обсуждения. Такой поэтапный подход требует времени и последовательности, а общая продолжительность курса обычно составляет от 7 до 9 месяцев при занятиях 1–2 раза в неделю.
Поведенческая поддержка для коррекции СДВГ
Коррекция поведения играет важную роль в поддержке ребенка с СДВГ. Она направлена не на устранение нежелательных действий, а на обучение ребенка социально приемлемым моделям поведения, развитие навыков самоконтроля и формирование позитивного взаимодействия с окружающим миром.
Система знакового подкрепления является одним из ключевых инструментов. Она помогает ребенку осознать, какие действия были выполнены верно и к каким последствиям они привели. Фиксация поведения осуществляется посредством конкретных действий.
Если ребенок выполняет согласованные действия, он получает стикер или фишку. К примеру, когда он поднимает руку вместо того, чтобы кричать, или начинает работу без задержек. Накопив определенное количество фишек, ребенок может выбрать вознаграждение: игру, наклейку или возможность помочь педагогу. Это помогает поддерживать мотивацию и формировать желаемые модели поведения.
Подтверждение конкретных действий гораздо важнее, чем абстрактные характеристики. Неинформативна и не способствует формированию желаемого поведения общая похвала, такая как «Ты сегодня молодец». Гораздо эффективнее будет отметить конкретное действие, например: «Ты начал работу сразу после сигнала — держи стикер».
Негативная реакция и усиление поведенческих трудностей могут быть вызваны дополнительно, если даются инструкции, содержащие прямые запреты, например, «Не бегай!» или «Сядь и не мешай!». Гораздо результативнее использовать позитивные формулировки, предлагающие альтернативные действия.
Вместо команды «Не бегай!» можно предложить: «Побегаем на перемене, а сейчас посидим спокойно, раз–два–три, замри!». Фразу «Хватит крутиться!» можно заменить на «Положи руки на стол и посмотри на меня». Такие формулировки помогают уменьшить тревожность, способствуют концентрации внимания и позволяют перейти к необходимому действию без запретов.
Техники релаксации и саморегуляции при СДВГ
Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто возникают сложности с контролем эмоций и поведения. Их нервная система характеризуется повышенной возбудимостью. Значительную роль в процессе коррекции играют техники саморегуляции, помогающие уменьшить уровень возбуждения, развить осознанность и обрести контроль над своим телом.
Обучение ребенка диафрагмальному дыханию – один из самых доступных способов, заключающийся в выполнении цикла: глубокий вдох, пауза и медленный выдох. Данная техника способствует насыщению мозга кислородом и помогает нормализовать уровень возбуждения. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) дыхание часто бывает поверхностным и неритмичным, что негативно сказывается на поведении и способности к обработке информации. Практика глубокого дыхания уменьшает тревожность, улучшает концентрацию и помогает контролировать импульсивные реакции.
Дыхательные упражнения дополняются тактильными методами саморегуляции:
- массаж пальцев и ушных раковин стимулируют сенсорные рецепторы, активизируют тормозные процессы в ЦНС;
- упражнения с тактильными мячиками, «мялками-антистрессами», колечками Су-Джок помогают расслабиться, снять телесное напряжение.
Двигательные игры, включающие элементы сдерживания и управления импульсами, также оказываются весьма эффективными:
Игра |
Описание |
«Замри» |
Во время звучания музыки дети свободно перемещаются. Как только музыка прекращается или дается команда «Замри!», все участники должны немедленно остановиться и зафиксировать свою позу. Участник, проявивший активность, выбывает из соревнования или получает дополнительное задание. |
«Саймон говорит» |
Ведущий отдает указания, такие как: «Саймон говорит: поднимите руки!», «Саймон говорит: повернитесь!». Неисполнение команд, не предваренных фразой «Саймон говорит», ведет к пропуску хода. Ответственность за нарушение несет игрок, допустивший ошибку. |
«Сделай наоборот» |
Ведущий демонстрирует действия, к примеру, поднимает правую руку, после чего участники должны выполнить противоположное действие — поднять левую. Понял. Жду текст. |
«Красный — зеленый» |
Когда ведущий демонстрирует зеленый круг или произносит слово «зеленый», дети продолжают двигаться, а по команде «красный» должны немедленно замереть». |
Игры данного типа способствуют укреплению самоконтроля и помогают развивать умение запоминать указания и переключать внимание. Их можно использовать в начале или в конце учебных сессий, а также как способ восстановления сил при появлении признаков усталости. Применяемые методики повышают устойчивость к воздействию внешних и внутренних факторов.
Техники осознанного внимания при СДВГ
Практики осознанного внимания играют важную роль в поддержке детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эти методы способствуют укреплению саморегуляции, уменьшению возбудимости и помогают сосредотачиваться на телесных ощущениях и эмоциях.
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются трудности с произвольным вниманием: оно характеризуется нестабильностью, слабостью и неустойчивостью. Методики осознанного внимания стимулируют работу префронтальной коры головного мозга и помогают ребенку научиться «замечать» события, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Рассмотрим примеры техник mindfulness.
«Снежинка». Задача — оттачивать зрительное внимание и совершенствовать способность к спокойной концентрации.
Ребенку показывают картинку снежинки или мандалы. Ему предлагается в течение 1–2 минут внимательно изучить ее в тишине, стремясь запомнить как можно больше элементов. После этого взрослый задает уточняющие вопросы:
- Что ты запомнил?
- Что показалось необычным?
- Какие чувства возникли?
Раскрашивание мандалы в тишине может способствовать усилению концентрации и развитию устойчивости внимания.
«Медленное движение». Задача состоит в развитии умения управлять своими движениями и повышении уровня телесной осознанности.
Движения, которые обычно ребенок выполняет быстро, он делает значительно медленнее, например:
- поднимает руку за 10 секунд, озвучивает каждую часть движения: «Я поднимаю руку… теперь локоть…»;
- медленно проходит несколько шагов, старается почувствовать каждое касание стопы к полу;
- наливает воду, следит, чтобы не пролить.
Данные упражнения способствуют укреплению взаимосвязи между восприятием и поведением.
Упражнение «5 чувств». Задача состоит в том, чтобы отвлечься от беспокоящих размышлений и сосредоточиться на ощущениях в теле и восприятии окружающей среды.
Ребенка просят по очереди назвать:
- 5 вещей, которые он видит;
- 4, которые слышит;
- 3, которых может коснуться;
- 2, которые чувствует кожей;
- 1, которое ощущается на губах и языке.
Благодаря этому упражнению можно оперативно прийти в чувство, уменьшить перевозбуждение и сосредоточиться на настоящем.
Нейропсихологическая коррекция СДВГ
Нейропсихологическая коррекция при синдроме дефицита внимания и гиперактивности основывается на теории А. Р. Лурия, утверждающей, что функционирование мозга возможно благодаря согласованной работе трех систем:
- Активации.
- Переработки информации.
- Контроля поведения.
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто наблюдаются нарушения в работе первого и третьего блоков, что затрудняет поддержание необходимого уровня активности и регулирование деятельности. Специальные упражнения должны быть направлены на развитие этих способностей и проводиться последовательно: от выполнения несложных действий к овладению более сложными формами саморегуляции и концентрации.
Блок мозга |
Цель упражнений |
Типы упражнений |
1 блок Активация и энергоснабжение мозга |
«Активировать мозговую деятельность, привести к норме уровень возбуждения и устранить излишнее напряжение |
|
2 блок Переработка сенсорной информации |
Возможность повышения точности восприятия, улучшение памяти и развитие пространственного мышления |
|
3 блок Произвольность, планирование и саморегуляция |
Необходимо формировать способность к самостоятельному принятию решений, адаптивность и умение управлять собой |
|
Для оказания действенной помощи детям с СДВГ необходимо применять разнообразные методики: поведенческую коррекцию, нейропсихологические упражнения, техники релаксации и осознанного внимания. Только комплексное взаимодействие, учитывающее особенности мозга, поведения и сенсорной регуляции, позволяет добиться стабильного прогресса. Каждый метод поддерживает и усиливает эффект от других, помогая ребенку легче справляться с ежедневными задачами.