Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Что такое СДВГ
  • Принципы взаимодействия с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, для специалистов
  • Поэтапный подход в коррекции СДВГ
  • Поведенческая поддержка для коррекции СДВГ
  • Техники релаксации и саморегуляции при СДВГ
  • Техники осознанного внимания при СДВГ
  • Нейропсихологическая коррекция СДВГ

Ребенок, страдающий СДВГ, не является ленивым или плохо воспитанным. Его нервная система характеризуется нейробиологическими особенностями, которые можно учитывать и успешно корректировать. Мы расскажем о том, как специалист может помочь ребенку с СДВГ, какие техники и методы при этом используются.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это минимальная мозговая дисфункция, представляющая собой неврологическое и поведенческое расстройство развития, которое проявляется у детей. Его основные признаки включают в себя:

  • сниженное внимание,
  • повышенная двигательная активность,
  • импульсивность.

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности свойственна импульсивность и трудности с концентрацией, что проявляется в частой отвлекаемости и необдуманных поступках. Даже обладая высоким уровнем интеллекта, им бывает сложно самостоятельно планировать свои действия, поддерживать внимание и завершать начатое. Это создает препятствия для успешной адаптации в образовательной обстановке.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности обусловлен незрелостью систем, регулирующих концентрацию и произвольные движения. В результате формируются недостаточно развитые управляющие функции, необходимые для осуществления осознанной и целенаправленной деятельности.

Из-за этого у ребенка:

  1. Слабая рабочая память. Ему сложно запоминать поручения, он быстро забывает о своих задачах.
  2. Сниженная мотивация. Задания быстро перестают вызывать интерес, а неинтересная работа приводит к саботажу.
  3. Трудности с торможением реакций. Принимает решения необдуманно, не имеет возможности обдумать ситуацию, что приводит к трудностям с управлением собой и поддержанием внимания.
  4. Нестабильный уровень активации. Ребенок перевозбужден или наоборот, «выключается».
  5. Отсутствие самоорганизации и самоконтроля. Испытывает забывчивость, теряет предметы, рассеян, не способен к планированию.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности имеет различные формы. Более детальная информация о них представлена в таблице.

Тип

Основные проявления

СДВ (синдром дефицита внимания без гиперактивности)

Снижение активности, рассеянность, замедленность, сложности с адаптацией

Гиперактивный тип

Суетливость, импульсивность, чрезмерная активность

Смешанный (СДВГ)

Сочетание нарушений внимания и гиперактивности

На практике у большинства детей симптомы СДВГ проявляются не в чистом виде, а в разнообразных комбинациях. Гиперактивность и импульсивность нередко сопровождаются проблемами с концентрацией внимания и повышенной утомляемостью. Подобный смешанный тип развития наблюдается наиболее часто и предполагает необходимость комплексной стратегии.

Рекомендации для специалистов, работающих с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Для поддержки ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в решении обычных задач и для укрепления его чувства компетентности, не следует ожидать от него «нормального» поведения. Гораздо продуктивнее организовать пространство, которое адаптировано к особенностям его нервной системы. К примеру, такую, которая:

  • снижает уровень стресса;
  • повышает концентрацию внимания;
  • развивает навыки саморегуляции.
Читайте также:
Как педагогу взаимодействовать с учениками, имеющими СДВГ (и сохранить спокойствие)

Подробнее

В работе с такими детьми необходимо придерживаться определенных принципов.

Принцип

Как реализовать

Структурировать среду и задачи

  • организовать рабочее место без отвлекающих предметов
  • давать краткие инструкции, не длиннее 8–10 слов, по одной на действие
  • разбивать задания на маленькие шаги и выполнять их последовательно
  • сформулировать свод коротких и понятных правил, которые одинаковы каждый день
  • прописать эти правила вместе с ребенком, включить в них минимальные запреты и понятные последствия

Использовать внешний контроль

  • визуализировать последовательность действий с помощью карточек, чек-листов и схем
  • использовать таймеры, чтобы ребенок видел, сколько времени осталось
  • давать обратную связь после каждого мини-шага в задаче

Поддерживать движение и игровую активность

  • делать короткие физкультминутки каждые 15 минут
  • включать игровые задания с движением, например, «Море волнуется раз», «Замри»
  • играть в игры для тренировки самоконтроля, например, «Саймон говорит»

Создавать ситуации успеха

  • поддерживать интерес через игровые формы, похвалу и смену темпа деятельности
  • давать ребенку роли, которые вовлекают и поддерживают мотивацию, например, тот кто «помогает взрослому», «следит за временем и правилами»

При работе с детьми, имеющими СДВГ, некоторые общепринятые подходы могут быть не результативными и даже негативными. Затянутые объяснения способны дезориентировать ребенка, который теряет суть сказанного и не понимает поставленную задачу. Порицания, такие как «Ты недостаточно усерден», только повышают уровень беспокойства и снижают желание действовать.

Неспецифические меры воздействия не способствуют формированию ожидаемого поведения, а порождают лишь чувство обиды и желание противостоять. Недостаток организованности и предсказуемости в распорядке дня вызывает ощущение беспорядка, из-за которого ребенок с СДВГ теряет ощущение управляемости. Кроме того, однообразные и повторяющиеся задания приводят к быстрой утомляемости, провоцируют отказ от выполнения задач и желание любой ценой избегать работы.

Поэтапный подход в коррекции СДВГ

Первый этап коррекционной работы – это установление контакта. Ребенку необходимо почувствовать себя защищенным и привыкнуть к взрослому, который будет с ним работать. Лишь после этого возможна индивидуальная работа, предполагающая обучение выполнению инструкций, соблюдению элементарных правил и выполнению заданий по сигналу.

Затем приступают к последовательной корректировке недостаточно выполняемых функций:

  1. При значительной гиперактивности в первую очередь направляют усилия на управление движениями, применяя упражнения, направленные на снижение скорости, переключение и повышение точности.
  2. Для развития невнимательности проводятся упражнения, направленные на тренировку способности удерживать и переключать различные виды внимания.
  3. Для людей, склонных к импульсивности, формирование навыков самоконтроля, саморегуляции и рефлексии способствует развитию эмоционального интеллекта.

При смешанном типе СДВГ сначала корректируют наиболее заметную проблему, после чего добавляют другие аспекты. На завершающем этапе работы применяют задания, требующие одновременного использования внимания, саморегуляции и контроля над движениями.

Включение ребенка в групповую работу происходит лишь после освоения им основных умений. Ему предлагают коллективные задания и игры, основанные на правилах, а также групповые обсуждения. Такой поэтапный подход требует времени и последовательности, а общая продолжительность курса обычно составляет от 7 до 9 месяцев при занятиях 1–2 раза в неделю.

Поведенческая поддержка для коррекции СДВГ

Коррекция поведения играет важную роль в поддержке ребенка с СДВГ. Она направлена не на устранение нежелательных действий, а на обучение ребенка социально приемлемым моделям поведения, развитие навыков самоконтроля и формирование позитивного взаимодействия с окружающим миром.

Система знакового подкрепления является одним из ключевых инструментов. Она помогает ребенку осознать, какие действия были выполнены верно и к каким последствиям они привели. Фиксация поведения осуществляется посредством конкретных действий.

Если ребенок выполняет согласованные действия, он получает стикер или фишку. К примеру, когда он поднимает руку вместо того, чтобы кричать, или начинает работу без задержек. Накопив определенное количество фишек, ребенок может выбрать вознаграждение: игру, наклейку или возможность помочь педагогу. Это помогает поддерживать мотивацию и формировать желаемые модели поведения.

Подтверждение конкретных действий гораздо важнее, чем абстрактные характеристики. Неинформативна и не способствует формированию желаемого поведения общая похвала, такая как «Ты сегодня молодец». Гораздо эффективнее будет отметить конкретное действие, например: «Ты начал работу сразу после сигнала — держи стикер».

Негативная реакция и усиление поведенческих трудностей могут быть вызваны дополнительно, если даются инструкции, содержащие прямые запреты, например, «Не бегай!» или «Сядь и не мешай!». Гораздо результативнее использовать позитивные формулировки, предлагающие альтернативные действия.

Вместо команды «Не бегай!» можно предложить: «Побегаем на перемене, а сейчас посидим спокойно, раз–два–три, замри!». Фразу «Хватит крутиться!» можно заменить на «Положи руки на стол и посмотри на меня». Такие формулировки помогают уменьшить тревожность, способствуют концентрации внимания и позволяют перейти к необходимому действию без запретов.

Техники релаксации и саморегуляции при СДВГ

Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто возникают сложности с контролем эмоций и поведения. Их нервная система характеризуется повышенной возбудимостью. Значительную роль в процессе коррекции играют техники саморегуляции, помогающие уменьшить уровень возбуждения, развить осознанность и обрести контроль над своим телом.

Обучение ребенка диафрагмальному дыханию – один из самых доступных способов, заключающийся в выполнении цикла: глубокий вдох, пауза и медленный выдох. Данная техника способствует насыщению мозга кислородом и помогает нормализовать уровень возбуждения. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) дыхание часто бывает поверхностным и неритмичным, что негативно сказывается на поведении и способности к обработке информации. Практика глубокого дыхания уменьшает тревожность, улучшает концентрацию и помогает контролировать импульсивные реакции.

Дыхательные упражнения дополняются тактильными методами саморегуляции:

  • массаж пальцев и ушных раковин стимулируют сенсорные рецепторы, активизируют тормозные процессы в ЦНС;
  • упражнения с тактильными мячиками, «мялками-антистрессами», колечками Су-Джок помогают расслабиться, снять телесное напряжение.

Двигательные игры, включающие элементы сдерживания и управления импульсами, также оказываются весьма эффективными:

Игра

Описание

«Замри»

Во время звучания музыки дети свободно перемещаются. Как только музыка прекращается или дается команда «Замри!», все участники должны немедленно остановиться и зафиксировать свою позу.

Участник, проявивший активность, выбывает из соревнования или получает дополнительное задание.

«Саймон говорит»

Ведущий отдает указания, такие как: «Саймон говорит: поднимите руки!», «Саймон говорит: повернитесь!».

Неисполнение команд, не предваренных фразой «Саймон говорит», ведет к пропуску хода. Ответственность за нарушение несет игрок, допустивший ошибку.

«Сделай наоборот»

Ведущий демонстрирует действия, к примеру, поднимает правую руку, после чего участники должны выполнить противоположное действие — поднять левую.

Понял. Жду текст.

«Красный — зеленый»

Когда ведущий демонстрирует зеленый круг или произносит слово «зеленый», дети продолжают двигаться, а по команде «красный» должны немедленно замереть».

Игры данного типа способствуют укреплению самоконтроля и помогают развивать умение запоминать указания и переключать внимание. Их можно использовать в начале или в конце учебных сессий, а также как способ восстановления сил при появлении признаков усталости. Применяемые методики повышают устойчивость к воздействию внешних и внутренних факторов.

Техники осознанного внимания при СДВГ

Практики осознанного внимания играют важную роль в поддержке детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эти методы способствуют укреплению саморегуляции, уменьшению возбудимости и помогают сосредотачиваться на телесных ощущениях и эмоциях.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются трудности с произвольным вниманием: оно характеризуется нестабильностью, слабостью и неустойчивостью. Методики осознанного внимания стимулируют работу префронтальной коры головного мозга и помогают ребенку научиться «замечать» события, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Рассмотрим примеры техник mindfulness.

«Снежинка». Задача — оттачивать зрительное внимание и совершенствовать способность к спокойной концентрации.

Ребенку показывают картинку снежинки или мандалы. Ему предлагается в течение 1–2 минут внимательно изучить ее в тишине, стремясь запомнить как можно больше элементов. После этого взрослый задает уточняющие вопросы:

  • Что ты запомнил?
  • Что показалось необычным?
  • Какие чувства возникли?

Раскрашивание мандалы в тишине может способствовать усилению концентрации и развитию устойчивости внимания.

«Медленное движение». Задача состоит в развитии умения управлять своими движениями и повышении уровня телесной осознанности.

Движения, которые обычно ребенок выполняет быстро, он делает значительно медленнее, например:

  • поднимает руку за 10 секунд, озвучивает каждую часть движения: «Я поднимаю руку… теперь локоть…»;
  • медленно проходит несколько шагов, старается почувствовать каждое касание стопы к полу;
  • наливает воду, следит, чтобы не пролить.

Данные упражнения способствуют укреплению взаимосвязи между восприятием и поведением.

Упражнение «5 чувств». Задача состоит в том, чтобы отвлечься от беспокоящих размышлений и сосредоточиться на ощущениях в теле и восприятии окружающей среды.

Ребенка просят по очереди назвать:

  • 5 вещей, которые он видит;
  • 4, которые слышит;
  • 3, которых может коснуться;
  • 2, которые чувствует кожей;
  • 1, которое ощущается на губах и языке.

Благодаря этому упражнению можно оперативно прийти в чувство, уменьшить перевозбуждение и сосредоточиться на настоящем.

Нейропсихологическая коррекция СДВГ

Нейропсихологическая коррекция при синдроме дефицита внимания и гиперактивности основывается на теории А. Р. Лурия, утверждающей, что функционирование мозга возможно благодаря согласованной работе трех систем:

  1. Активации.
  2. Переработки информации.
  3. Контроля поведения.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто наблюдаются нарушения в работе первого и третьего блоков, что затрудняет поддержание необходимого уровня активности и регулирование деятельности. Специальные упражнения должны быть направлены на развитие этих способностей и проводиться последовательно: от выполнения несложных действий к овладению более сложными формами саморегуляции и концентрации.

Блок мозга

Цель упражнений

Типы упражнений

1 блок

Активация и энергоснабжение мозга

«Активировать мозговую деятельность, привести к норме уровень возбуждения и устранить излишнее напряжение

  • дыхательные упражнения, растяжки, массаж пальцев и ушей, чтобы улучшить общий тонус
  • глазодвигательные упражнения, чтобы активировать нервные пути
  • телесная релаксация, чтобы снизить перевозбуждение
  • приемы ароматерапии для дополнительной стимуляции

2 блок

Переработка сенсорной информации

Возможность повышения точности восприятия, улучшение памяти и развитие пространственного мышления

  • игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания
  • пространственные задания, например: «найди правый/левый», «нарисуй путь»
  • задания на плавность движений, например: «повтори за мной», «по пунктиру»

3 блок

Произвольность, планирование и саморегуляция

Необходимо формировать способность к самостоятельному принятию решений, адаптивность и умение управлять собой

  • игры по правилам, например, «UNO», «Что изменилось?», «Мемори» развивают способность следовать инструкциям и контролировать импульсы
  • ролевые и коммуникативные игры тренируют гибкость поведения
  • упражнения на самоконтроль и планирование учат предвидеть последствия своих действий и управлять ими, например, «сделай по плану», «собери маршрут»

Для оказания действенной помощи детям с СДВГ необходимо применять разнообразные методики: поведенческую коррекцию, нейропсихологические упражнения, техники релаксации и осознанного внимания. Только комплексное взаимодействие, учитывающее особенности мозга, поведения и сенсорной регуляции, позволяет добиться стабильного прогресса. Каждый метод поддерживает и усиливает эффект от других, помогая ребенку легче справляться с ежедневными задачами.