
Содержание:
- Причины агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями развития.
- Когда проявляется агрессия чаще всего?
- Связь между возрастом ребенка, наличием ОВЗ и агрессивным поведением.
- Как работать с агрессией у детей с ОВЗ
- Как действовать взрослым, когда ребенок с особенностями развития проявляет агрессию?
Агрессивное поведение детей с ограниченными возможностями здоровья — не только вспышки гнева. Это часто способ общения, сообщения о внутреннем дискомфорте или даже просьба о помощи. Почему агрессивный ребенок не равно «плохой», как помочь преодолеть трудность, рассказала педагог-дефектолог, эксперт НИИДПО, образовательной компании группы. АкадемСити, Сергей Баранов.
Причины агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями развития часто проявляют агрессию по причинам, отличным от тех, что наблюдаются у обычных детей.
Обычно проявления ОВЗ обусловлены другими факторами.
Причина агрессии |
Что означает |
Не может выразить эмоции и потребности |
Ребенок с речевыми и когнитивными нарушениями часто сталкивается с трудностями в том, чтобы выразить свои потребности или просто поделить что-то. Если непонимание длится, через несколько попыток может развиться агрессия. |
Произошла сенсорная перегрузка |
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) или синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто испытывают перегрузку из-за яркого света, толпы людей, громких звуков или неудобной одежды. |
Ребенок в состоянии фрустрации |
Возникает из-за неудовлетворения потребности, когда цель недостижима без помощи. |
Какие факторы провоцируют возникновение агрессии?
Не у всех детей с ограниченными возможностями развития агрессивное поведение проявляется одинаково.
- дети с РАС Им трудно понять поступки других людей и справляться с большим количеством раздражающих ощущений. Из-за этого агрессия возникает как ответ на провокации и часто ведет к причинению вреда себе.
- дети с СДВГ Агрессия может проявляться моментально и быть реакцией на конкретную ситуацию, а затем быстро угасать.
- дети с умственной отсталостью Часто демонстрируют физическую агрессию из-за непонимания социальных норм и ограниченного словарного запаса для выражения потребностей или проблем.
- дети с нарушениями слуха и речи Агрессивное поведение иногда вызвано социальной изоляцией, проблемами в общении и недопониманием других людей.
Взаимосвязь возраста ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и проявлениями агрессии.
Возраст имеет значение, однако необходимо учитывать также уровень развития, умение общаться и опыт ребенка.
Особенности возрастной агрессии:
- дошкольники Агрессивное поведение обычно возникает из-за разочарования и недостатка эмоционального опыта.
- младшие школьники Дети обучаются контролировать эмоции, однако при наличии ОВЗ задержка в этом процессе может наблюдаться, и агрессивное поведение выступает механизмом самозащиты.
- подростки К этому добавляются гормональные перемены, чувство несправедливости и сравнения с ровесниками, которые особенно болезненны для людей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ могут демонстрировать эмоции, соответствующие возрасту эмоционального развития, а не биологическому. Например, двенадцатилетний подросток с умеренной умственной отсталостью может проявлять агрессию, как пятилетний — плачем, криком и физическим сопротивлением.
Внимания заслуживает не биологический возраст, а уровень эмоционального и поведенческого развития. Начало коррекционной работы в раннем возрасте повышает вероятность уменьшения агрессивных проявлений со временем.
Как работать с агрессией у детей с ОВЗ
Проблемы с агрессией входят в план помощи. Рассмотрим подробности каждого этапа работы.
Выявите причины и функции агрессии. Проведите тщательный анализ, обратив внимание на неврологический статус, когнитивные способности, коммуникативные навыки и семейную обстановку ребенка. Попытайтесь понять причину такого поведения.
Например, при умственной отсталости ребёнок во время занятий бросает учебники и не желает работать.
На самом деле у него страх ошибиться и оказаться в ситуации непонимания ожидаемого от него действия.
Стабилизируйте эмоциональный фон. Дети с особенностями развития, в особенности с нарушениями аутистического спектра, СДВГ, речевыми и сенсорными трудностями, часто испытывают проблемы с саморегуляцией. Сенсорные комнаты, дыхательные практики и релаксационные упражнения способны помочь расслабиться и успокоиться.
Развивайте альтернативное поведение. Вместо подавления агрессии научите ребенка выражать эмоции словами, жестами и с помощью PECS или эмоциональных шкал.
Научите ребенка использовать фразы «Мне не нравится», «Я злюсь, потому что…», «Пожалуйста, помоги».
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в предсказуемости и ясных границах. Создайте для него среду, где он почувствует себя в безопасности. Визуальные опоры, такие как расписания и правила дня, помогут в этом. Ребенок сможет демонстрировать свои чувства или потребности.
Работайте с родителями и педагогами. Часто агрессивное поведение усугубляется без координации действий. Взрослым необходимо сотрудничать, а родителям знать, какие методики применяет логопед при работе с ребенком.
Как вести себя взрослым во время вспышки агрессии у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Главное — не причинить вреда ему и другим. В такую минуту нужно не воспитывать, а успокоить. Что делать:
- Снизьте сенсорную нагрузку Уберите лишние раздражители: шум, яркий свет. У=»@+% ведите ребенка в тихую и спокойную обстановку.
- Говорите спокойно и односложно Здесь. Безопасно. Пройдет.
- Соблюдайте личные границы Избегайте приближения, если малыш реагирует на прикосновения.
- Защитите физически, если это требуется. Нежно придерживайте руки ребенка, если он причиняет себе или кому-то вред.
После окончания приступа важно спокойно поговорить о произошедшем и совместно искать альтернативные методы управления эмоциями. В случае необходимости обращение к психологу может помочь более глубоко осветить эту ситуацию с ребенком.
Агрессия при нарушениях зрения — признак системной проблемы, а не черты характера. Задача дефектолога — обнаружить за проявлением агрессии потребность ребенка, предложить поддержку, а не подавлять негативные эмоции. Только в атмосфере принятия и диалога ребенок сможет усвоить новые способы взаимодействия с окружающим миром и самим собой.