
Фотографии: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая.
Ярлык «неуспевающий» создаёт трудности для ученика, родителей и педагогов. Учительница начальных классов МБОУ «СОШ № 13» города Обнинска, почетный работник воспитания и просвещения РФ Татьяна Жукова объясняет причины появления этого ярлыка и как учителю помочь детям.
Причины неуспеваемости у младшеклассников
Неуспеваемость в начальной школе иногда не свидетельствует о недостаточных способностях ученика, а может быть вызвана скрытыми факторами.
Дети остро реагируют на оценки.
Часто трудности у учеников возникают во втором классе, начиная с момента получения отметок. Начальном этапе некоторые испытывают страх перед оценкой «два». Для этого требуется применение инструментов сформированного оценивания в начальной школе.
Важно учителю доходчиво разъяснить ребёнку, что оценка – это указание на усвоение материала и получение знаний. При непонимании ребёнка его отношение к оценке может быть чересчур серьёзным, что приведёт к обидам и прекращению учёбы. То же самое необходимо донести и до родителей, поскольку есть те, кто предъявляет к детям требования получения пятерок.
Дети испытывают трудности в семье.
Домашняя обстановка оказывает влияние на детей – даже самые примерные ученики могут начать получать плохие оценки из-за разногласий в семье.
В классе «крепкий хорошист» внезапно стал получать двойки по контрольным работам, отставать по программе. Еще недавно это был ребенок с жаждой учебы, но в мгновение ока он потух, потерял интерес ко всему. Причина оказалась семейной: родители разводятся. Это сказалось на школьнике.
В любой ситуации педагогу важно не оставаться пассивным наблюдателем, поговорить с родителями и, если нужно, позвать школьного психолога.
Дети не могут сконцентрироваться на уроке.
Трудности с концентрацией и самоконтролем могут не сразу сказаться на успеваемости, но в конечном итоге приводят к ней. Ребенок может хорошо читать, писать и мыслить, но без умения сосредотачиваться неизбежно отстанет.
Самые высокие результаты показывает тот ученик, даже если способности его не столь велики, но он внимателен, усваивает информацию от учителя. Человек, который наблюдает, слышит, понимает и принимает участие.
Не могут осуществить переход от игры к учебе.
Переход из детского сада в школу для ребёнка – это изменение игровой деятельности на учебную. Это событие может быть стрессовым для первоклассника, поэтому задача как учителя, так и родителей — помогать ребенку, смягчать трудности перехода, пробуждая интерес к учебе.
Как помочь «неуспевающим»
Наблюдать
В первые недели обучения в отдельных школах педагог и психолог проводят первичную диагностику. Результаты показывают, у кого возник интерес к обучению, и какими способностями обладает каждый ученик. Это позволяет учителю обратить внимание на конкретных учеников.
Без диагностики со стороны школьного психолога учитель сможет оценить способности, склонности и успехи учеников с помощью карта включенного наблюденияС помощью данного инструмента можно будет визуально определить уровень активности учащихся на уроке и их склонность к рассеянности.
Учитель подобен дирижеру: в начальной школе познаем каждого ученика, предвидя талантливых и тех, кому потребуется помощь. Наш долг – направлять, поддерживать, побуждать.
Создавать дружелюбную атмосферу в классе
Преподавателю необходимо останавливать насмешки над учениками, испытывающими трудности с обучением. Задача педагога – продемонстрировать ученикам достоинства друг друга: один отлично учится, другой славится спортивными достижениями. Например, можно провести ряд классных часов, где каждый школьник расскажет о своем таланте, увлечении или любимом деле. Учитель должен подчеркнуть мысль о том, что ценность каждого человека заключается именно в его непохожести на других. В результате дети поймут, что каждый обладает сильными сторонами и станут сплоченнее.
Использовать онлайн-ресурсы
С каждым ребенком важно работать индивидуально. Онлайн-ресурсы могут помочь в подготовке заданий, учитывая возможности каждого и способствуя развитию его талантов.
Образовательная платформа станет помощником педагога при работе с учениками, испытывающими трудности в обучении. Учи.ру Ее сервис «Мои задания» предлагает упражнения, представленные в виде «карточек». Состав этих упражнений учитель может изменять, учитывая уровень ученика. В таком случае педагог создает для каждого ребенка успешные условия, даёт возможность испытать радость и мотивацию к дальнейшему обучению.
Участие в игровых олимпиадах позволит выявлять слабые стороны у школьников. Хорошие результаты станет стимулом для ребят учиться лучше.
Школьники до 28 февраля могут принять участие в главном туре. олимпиады по математике Игровые задания на сайте Учи.ру повышают мотивацию к обучению и способствуют усвоению знаний.
Выстраивать отношения с учеником и его родителями
Преподаватель не справится с проблемой успеваемости в одиночку. С первых недель обучения необходимо привлечь семью.
На первом собрании важно рассказать родителям о совместной работе и поиске решений. При наличии или предстоящих трудностях с обучением, учитель должен проводить личные встречи регулярно.
Консультация педагога с родителями проводится по установленному плану. В начале учитель сообщает о возникшей ситуации: ребенок не выполняет уроки, не приходит в форме или ссорится с одноклассниками. Затем вместе с родителями устанавливаются задачи для каждого из сторон. Например, мама и папа будут помогать с домашними заданиями, а преподаватель составит интересные задания, которые заинтересуют ребенка и помогут освоить сложные темы.
Педагог, помимо личных встреч с родителями, может поддерживать связь с ними в общем чате класса или блоге. В этих пространствах учитель может размещать дополнительную информацию для родителей, задания на закрепление материала, делиться общими результатами класса, а также публиковать фотографии и видео с совместных поездок и мероприятий.
Для достижения положительного результата необходимо совместное взаимодействие родителя, учителя и ребенка. Часто непрекращающаяся помощь и забота семьи способствуют тому, что ребенок, считавшийся проблемным, меняется к лучшему.
Использовать проектную деятельность
Проектная работа позволяет ученику обнаружить свою сферу интересов. Более активные и способные берутся за сложные задания, остальные выполняют более простые, но не менее важные задачи. Благодаря этому дети чувствуют себя включенными в общее дело и понимают собственную ценность. В проектной деятельности нет тех, кто справляется хуже остальных — каждый находит задачу по силам, добивается успеха и начинает верить в свои возможности.
Предлагаем пройти бесплатное обучение для улучшения своих навыков. В начальной школе реализуются проекты, способствующие развитию самостоятельности и практическому применению знаний. На этом курсе от Учи.ру можно узнать, как включить проектную деятельность в обучение, и получить материалы для создания проектов. Успешное завершение даст удостоверение о повышении квалификации.
Задачи должны быть связаны с реальной жизнью, и их нужно предлагать таким образом, чтобы дети сами захотели их выполнить.
Вот проекты по русскому языку, математике и окружающему миру, испытанные учителями в учебной практике.
- Проект «Загадки великого и могучего» способствует запоминанию словарных слов. Дети по шаблону заполняют информацию о слове, изучают его происхождение, выполняют звуко-буквенный разбор. В ходе работы ребенок придумывает для своего слова легко запоминаемую ассоциацию или ребус, помогая другим запомнить трудное слово.
- В рамках проекта «Путешествие по Золотому кольцу» дети знакомятся с видеоматериалами о городах, затем совместно находят их на карте и отмечают. После этого ученики делятся на группы для подготовки экскурсий по городам Золотого кольца.
Часть ребят может принять участие в качестве экспертов и оценить подготовку одноклассников.
- Проект «Время творит чудеса». Многим детям трудно ориентироваться во времени по часам со стрелками. Чтобы решить эту задачу, нужно её принять, пропустить через себя и самостоятельно смастерить часы с подвижными стрелками. Как только ребенок своими руками их подвинет, начнёт управлять временем.