Фото: img.freepik.com

Фото depositphotos

Учитель истории и обществознания лицея № 9 в Махачкале Елизавета Агафонова делится опытом работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения. Говорит о том, как помочь им поверить в свои возможности, развить умение общаться и повысить успеваемость.

Несколько лет назад я начала преподавать в 5 классе. Там была девочка с проблемами со зрением второго типа. Она не верила в себя и думала, что достичь цели будет сложнее, чем другим. С другими детьми в классе она общалась свободно, но боялась выходить к доске и выступать перед одноклассниками.

Моя задача как классного руководителя состояла в том, чтобы помочь ей поверить в свои силы и добиться успеха. В пятом классе это сложнее, чем в начальной школе, ведь дети адаптируются к новой системе обучения, новым предметам и педагогам, но и важнее, потому что ученикам нужно проявить себя во всех школьных дисциплинах.

В голове появилась мысль применять сказкотерапию для работы с девочкой. Это психологический метод, при котором ребёнок, создавая, играя или продолжая сказку, преодолевает трудности и меняет черты характера.

Сказкотерапия полезна слабовидящим детям, потому что им доступны те же условия, что и другим, поскольку сказка предназначена для восприятия на слух.

Много лет я рассказываю сказки о культуре и традициях народов Дагестана. Наш край богат своими промыслами: дербентскими, балхарскими, кубачинскими. Я подумала, что сказки могут помочь ребёнку развиваться, и мы создали кружок. В нём работаем со сказками, разбираем их, придумываем новые сюжеты и ставим театральные постановки. Девочка пробовала себя в разных ролях: сначала играла актрису, вживаясь в персонажа, а потом я давала ей функции режиссёра — она подсказывала другим детям о их ролях.

В результате ученица увлеклась сказками и стала более уверенной в себе. Поняла, что не хуже других и способна справляться с трудностями. Лучше стала заниматься на русском языке и активно отвечать на других предметах. Другие преподаватели тоже старались работать с ней своими методами. Благодаря сказкам и совместной работе педагогов она сформировала свою модель работы в школе и закончила 9 класс с красным аттестатом.

Опыт работы с ребёнком я применила в более широком масштабе. Член клуба «Учитель года Дагестана», узнав о моей работе с ребёнком с ОВЗ по сказкам и положительных результатах, предложил членам клуба стать волонтерами для слабовидящих и слепых детей в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в Избербаше. К акции подключилась Дагестанская республиканская специальная библиотека для слепых. Сотрудники библиотеки издали книгу с моими сказками под названием «Узоры Дагестана» на подарки детям. Одно издание было в шрифте Брайля для слепых детей, а второе — оформленное крупным шрифтом для слабовидящих.

К ребятам заехали, подарили книги и организовали для них литературные вечера, где читали сказки, используя… методику чтения с остановками. Эта методика предполагает обсуждение каждого смыслового отрывка произведения учителем с детьми, которые задают вопросы и строят предположения о дальнейшем развитии сюжета. Благодаря чтению с остановками учитель узнаёт детей, давая им возможность раскрыться и развивать коммуникативные навыки.

Ещё одна эффективная методика — авторское креслоВо время чтения сказки примерно посередине я прошу детей выйти вперед и сесть на заранее подготовленные стулья. Дети на этих стульях могут предлагать свои варианты продолжения истории и объяснять, почему им кажется, что сказка должна закончиться именно так. В результате дети часто придумывают неожиданные и интересные повороты сюжета, а иногда их финал совпадает с моим. Такая методика позволяет детям почувствовать себя авторами, даёт им уверенность в себе, учит общаться со мной и друг с другом.

Рекомендации для учителей, взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Важным шагом в начале работы является создание благоприятной атмосферы в классе, где каждый чувствует себя уверенно и готов взаимодействовать. Дети с особыми потребностями часто стремятся избегать общения с одноклассниками, боясь выступать или делиться своими мыслями. Учитель должен помочь ребёнку почувствовать себя комфортно и наладить отношения с остальными учениками.
Это возможно через совместные задания для всего класса и групповую работу. Необходимо, чтобы учащийся с особыми потребностями учился общаться со сверстниками и учителем, развивая свои коммуникативные навыки.


Определить сильные стороны ребенка и начинать работу именно с них. Узнать, какие задания ученик выполняет лучше всего, в каких ситуациях у него возникает чувство успеха, и прежде всего сосредоточиться на этом, чтобы ребенок осознал свою компетентность в определенных областях.


Дети с нарушениями зрения могут хорошо рассказывать и считать, но им трудно читать и писать. В этом случае сначала предлагаются задания на пересказ и устный счёт, работу с текстом можно отложить. Дети с проблемами опорно-двигательного аппарата часто хорошо разбираются в предметах, но боятся отвечать у доски. Сначала стоит включать групповую работу, чтобы ученик научился общаться в коллективе, а затем переходить к ответам у доски.


Выполнять домашние задания нужно дифференцированно. Задание должно соответствовать уровню знаний ребенка. Например, если есть четыре упражнения, то ребенок легко справляется с двумя, одно выполняет неплохо, а последнее — по трудной для него теме. Так происходит со всеми предметами. Когда ученик видит, что половину заданий может выполнить без труда, он с большей вероятностью приступит к самому сложному и разберется в нем.


Важно объяснить детям возможность обращаться к учителю за помощью в любой момент. Дети с ОВЗ, когда сталкиваются с трудностями, чаще испытывают беспокойство и теряются. Если ребёнок уверен, что может всегда спросить у учителя, его работа будет более продуктивной.


Для развития: осваивайте курсы и книги по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В интернете доступны курсы, мероприятия, круглые столы, лекции на любую тематику. Главное – поиск и выбор подходящего варианта. Возможно также общение с педагогами, имеющими опыт работы с такой категорией детей.


Совершенствуя методику работы, важно находить то, что подходит каждому ребенку индивидуально.
Вначале я определяю методы взаимодействия с ребенком, затем проверяю их эффективность и отмечаю это в ежедневнике. Некоторые методы сразу признаются неэффективными, другие проходят повторное тестирование, а третьи становятся постоянным инструментом моей практики.

Специалисты Яндекса создали программу обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель». В ней доступны материалы по актуальным темам для современных учителей: бесплатные курсы, диагностика, статьи и методические пособия.
Онлайн-курс по инклюзивному образованию Создан при поддержке Центра лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» и центра «Мастера и Маргарита».