Иллюстрация Юлия Замжицкая

Сказки с детства знакомят с волшебным миром, где добро побеждает зло, а герои находят решения в трудных ситуациях. Но сказки — это не только увлекательные истории. Сказочные сюжеты могут иметь глубокий смысл и помогать в самопознании.

Статья посвящена сказкотерапии: её сущности, видам сказок, применяемых в этой методике, основным техникам семейной терапии и правилам конструирования терапевтических историй.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия — метод психотерапии, где сказки помогают разобраться с внутренними переживаниями. В основе подхода — метафорические истории, которые способствуют лучшему пониманию чувств и решению сложных жизненных проблем. Это направление подходит как детям, так и взрослым.

В отличие от традиционного подхода к чтению сказок, сказкотерапия не ставит задачу однозначной интерпретации смысла. Главное — дать возможность каждому найти в истории то, что связано с его внутренними потребностями и переживаниями.
При работе с ребенком нужно помочь ему самому разглядеть смысл сказки и не навязывать свое видение.

Сказки полезны как детям, так и взрослым по ряду причин.

  1. Способствуют постижению мира и становлению системы ценностей. Сказки через образы и символы преподносят важные жизненные уроки: о противостоянии добра и зла, о любви и дружбе, о преодолении трудностей и поиске решений сложных ситуаций. Истории формируют у человека «банк жизненных ситуаций», помогающий ориентироваться в реальности.
  2. В эмоциональном развитии играют важную роль. Данные возможности выражают и переживают разнообразные эмоции, начиная от страха и заканчивая радостью, формируют безопасную среду для исследования чувств. Это особенно важно в работе с детьми, так как им часто встречаются эмоции, выразить которые словами бывает непросто.
  3. Формируют «нравственный иммунитет»— это умение человека сопротивляться разрушительным влияниям внешнего мира, опираясь на внутренние душевные и нравственные силы. Сказки помогают освоить преодоление трудностей, разглядеть новые перспективы и изменить собственную жизнь.

Сказки способны влиять на эмоции и погружаться в подсознание, что ценно для психотерапии.

Американский психотерапевт Милтон Эриксон, основатель эриксоновского гипноза, первым предложил использовать сказки в терапевтических целях.
По его наблюдениям, человеку при рассказе метафорических историй наступает легкий транс. В этом состоянии активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию и абстрактное мышление, снижается критичность. Это способствует более гибкому восприятию информации и поиску нестандартных решений.

Какими бывают терапевтические сказки

Цели терапевтических сказок определяют ее форму для психолога или родителя. Существуют типы сказок, каждая из которых влияет на внутренний мир человека специфичным образом.

Художественные сказкиЭто классические народные или авторские сказки, знакомые нам с детства. Их применяют в терапевтических целях, поскольку они способны передавать универсальные жизненные уроки через образы и символы. Эти сказки помогают детям и взрослым осмыслить свои переживания и жизненные ситуации, опираясь на известные сюжеты. Например, «Репка» демонстрирует важность совместной работы, а «Белоснежка и семь гномов» учит, что даже в трудных временах можно найти помощь и поддержку.

Дидактические сказкиХарактеризуются ярко выраженным обучающим характером и направлены на передачу конкретных знаний или навыков, которые часто применяются в воспитательных целях. Пример: сказка «Мойдодыр» обучает детей значению гигиены.

Психокоррекционные сказкиИх разрабатывают для исправления конкретного поведения или эмоционального состояния ребёнка. Например, если ребёнок боится темноты, можно поведать ему сказку о смелом герое, преодолевающем этот страх.

Психотерапевтические сказкиСпособствуют пониманию и переработке эмоциональных переживаний, пересмотру жизненных событий, преодолению трудностей и поиску новых решений.

Сказка «Путешествие маленькой тучки» повествует о тучке, которая искала своё место. Она грустила, пока не поняла, что дождь, который она выливает, дарит жизнь цветам и деревьям. Сказка учит детей и взрослых, что даже негативные чувства могут быть полезными, если найти им правильное применение.

Медитативные сказкиПредназначены для расслабления и снятия напряжения. В подобных историях отсутствует запутанный сюжет или противоречия, главный упор сделан на формирование мирных и успокаивающих картинок.

В сказке «Танцующий светлячок» повествуется о маленьком светлячке, зажигающем свой свет каждую ночь и танцующем среди трав и цветов. Его мягкий свет наполняет пространство теплом и уютом, успокаивает все живое. Сказка создаёт образ тихой ночи и ощущение защищенности.

Какие бывают сказочные сюжеты

Существует два вида сказок: традиционные и написанные автором. Каждый тип влияет на человека по-своему.

Традиционные сюжетыЭто истории, передаваемые из поколения в поколение, хранящие коллективную мудрость и культурное наследие. Сказки содержат универсальные архетипы и символы, понятные интуитивно: героя, злодея или волшебного помощника.

«Золушка», «Красная Шапочка» или «Три поросенка» — в различных вариантах присутствуют у многих народов. Все эти истории построены вокруг похожих тем: герой преодолевает трудности, борется со злом, ищет себя и добивается справедливости.

Эти сказки учат основным нравственным принципам и формируют у детей и взрослых правильное отношение к добру и злу, справедливости и обязанностям.

Авторские сюжеты Это истории, созданные конкретными писателями. Основанные на традиционных сказках, предоставляют уникальные элементы, свойственные творчеству каждого автора. Такая продукция обычно содержит многослойные метафоры, отражающие личный опыт и мировоззрение автора.

В сказкотерапии авторские сюжеты оказываются особенно ценными при работе с трудными психологическими вопросами или когда обычные истории не вызывают отклика. Сказки подобного рода способны помочь осмыслить сложные переживания: страх, утрату или поиск смысла жизни.

Примеры подобных сюжетов можно найти у Ханса Кристиана Андерсена, Льюиса Кэрролла или братьев Гримм, которые, опираясь на фольклор, создавали оригинальные сюжеты. Например, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла полезна при работе с темами идентичности, самооценки и адаптации к изменениям.

Что должно быть в терапевтических сказках

Для эффективного применения сказки в терапии необходимо, чтобы в ней были определённые составляющие.

1. Есть близость к реальной жизни.Чтобы сказка оказала сильное эмоциональное воздействие, ее главный герой должен переживать проблемы и ситуации, напоминающие слушателю его собственные жизненные трудности.

2. Есть конфликт или неразрешимая проблема. Центр терапевтической сказки составляет конфликтная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Герой противостоит сложной задаче или проблеме, аналогичной той, с которой сталкивается слушатель. Это вызывает эмоциональную реакцию и побуждает задуматься о собственных трудностях.

3. Появляются волшебные помощники.В терапевтических сказках магические помощники — феи, волшебники или другие существа — подсказывают герою, но не решают проблему вместо него. Эти персонажи символизируют внутренние ресурсы и интуицию, которые помогают слушателю найти решение. Выбор и действия остаются за героем. Это подчеркивает идею о личной ответственности и возможности справиться с трудностями.

4. Нужно проходить испытания. Способствует приобретению героем нового опыта и решению проблем. Испытания символизируют жизненные уроки, которые можно применить в жизни. Преодолевая трудности в сказке, герой помогает слушателю поверить, что его проблемы разрешатся, если он будет настойчив и смел.

5. Происходит магическое превращение.Главная особенность терапевтической сказки — изменение героя или ситуации в ходе повествования. У слушателя в процессе осмысления сказки формируется новое понимание проблемы, отношения к ситуации или даже самовосприятие.

6. Применение опыта в действительности. Даёт возможность слушателю рассмотреть, как волшебные уроки и выводы помогут преодолеть трудности. Во время беседы о сказке специалист указывает слушателю на подобные связи и предлагает применить полученный опыт.

Как работать с терапевтическими сказками

Сказкотерапия эффективна при использовании различных техник. К основным относятся обсуждение сюжета, рисование по мотивам сказки, лепка и работа с эмоциональным содержанием сказки.

Обсуждение.Слушатель глубже постигает сказку и связывает её с личным опытом при помощи открытых вопросов, стимулирующих размышления. Например: «Какие чувства вызвал у тебя герой?», «Как ты понимаешь поступки персонажей?», «Что в этой сказке показалось тебе наиболее важным?». Такие вопросы помогают осознать, какие аспекты истории оказались для слушателя наиболее значимыми.

В процессе беседы применяют технику рефрейминга — переосмысление проблемы с другой стороны. Например, если ребенок видит персонажей сказки сильными и самодостаточными, это может помочь ему понять, что у него тоже есть эти качества, которые можно совершенствовать.

РисованиеПо мотивам сказки можно визуализировать переживания и работать с подсознанием. Техника предусматривает рисование после прочтения сказки того, что больше всего запомнилось или вызвало сильные эмоции. Это может быть любой образ, связанный с историей.

Проведите обсуждение работ участников, задавая вопросы: «Какие чувства вызывает у тебя твой рисунок?», «Где ты себя видишь на этом рисунке?», «Что бы ты хотел изменить в своем рисунке?».

Ребенку можно предложить улучшить рисунок, если оно считает это необходимым.

ЛепкаСоздание объемных форм помогает выражать эмоции. Метод особенно полезен детям, так как развивает мелкую моторику и усиливает эмоциональную отзывчивость.

Участникам предлагают слепить персонажа или сцену из любимой сказки из глины или пластилина. Эта деятельность требует сосредоточенности и полной приверженности, помогая погрузиться в мир сказки и глубже её осмыслить.

После завершения процесса лепки необходимо провести обсуждение созданных произведений. Вопросы могут быть аналогичны тем, которые задаются при обсуждении рисунков: «Какие чувства испытывает твой персонаж?», «Как проходит его путь через испытания?», «Что помогает ему преодолеть трудности?».

Эмоции.Сказки помогают разобраться с заглушенными и непонятными эмоциями. Также они предлагают защищённое место для исследования и выражения чувств без опасений быть осуждённым.

В работе с эмоциями применяют разные символические средства, например, «волшебный талисман» или «противомонстровый фонарик». Такие предметы помогают детям преодолеть внутренние страхи и неуверенность, чувствовать себя защищенными.

Главное о сказкотерапии

  1. Сказкотерапия — психотерапевтический метод, применяющий сказки для работы с эмоциональными и психологическими трудностями. С помощью метафор и образов человек постигает свои внутренние переживания и находить пути выхода из сложных ситуаций.
  2. Слушатель или читатель сказки может отождествить себя с главным героем, благодаря чему возможно переживание его опыта и перенесение его в собственную жизнь.
  3. Сказки помогают выражать и проживать эмоции, которые могут быть заблокированы или неизвестны. Это особенно ценно для работы с детьми, так как им предстоит научиться контролировать свои чувства.
  4. Проходя испытания в сказочной истории, герой помогает слушателю приобрести новый опыт, пригодится для решения реальных проблем жизни.
  5. Сказкотерапия предлагает защищенную обстановку для поиска решений и обретения поддержки при помощи новых способов размышления о трудностях.