Фото: img.freepik.com


Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

После выхода видео с учительницей из Старого Оскола, где она кричит на детей и употребляет нецензурную лексику, попало в интернетМнения пользователей по этому вопросу разделились. Часть людей считает подобное поведение допустимым, поскольку дети «сами виноваты» и «довели». Другие же уверены, что таких учителей следует отстранять от работы.
В данной ситуации эксперты будут обсуждать возможность того, чтобы преподаватели могли оскорблять учеников, а также существование каких-либо приемлемых ругательств.

«Кто как обзывается…»

По результатам опроса, проведённого Педсоветом по этому материалу, 53 из 100 выпускников Педагоги российских школ поразили учеников обширностью своего словаря.

Виктория, г. Челябинск:

В моей школе учителя не щадили никого. Препод физической культуры называли девочек «жирными», учитель математики — «тупыми». Вероятно, хотели нас заставить учиться лучше. Но получилось наоборот: мы перестали ходить в школу и ненавидели уроки. И зачем всё это? В любом случае мы все равно никчемные ребята.

Педагогические выражения осуждения можно классифицировать. три типа.

  1. Переход на личность.

Примеры: «Ты дурак/дебил/идиот/ничтожество».

Евгений, г. Санкт-Петербург:

Моя учительница химии могла спокойно сказать ученику, получившему двойку, что тот дебил. На уроке, разбирая ошибки класса, она громко спрашивала: «Иванов, ты идиот? Только честно, ты вообще знаешь хоть что-то?». Мы тогда ещё смеялись над этим, но сейчас понимаю, что преподаватель не должен так себя вести.

  1. Обращение к классу.

Пример: «Бездарные неучи/стадо».

Ольга, г. Екатеринбург:

Преподавательница математики в одиннадцатом классе на каждом уроке твердила нам, что не выдержим ЕГЭ и ни к чему хорошему жизни не придём. Она говорила: «Никто из вас ничего не знает! Вы настолько глупы, что даже со шпаргалками ничего не сдадите! Вы мой худший выпуск!».

  1. Отвлеченная брань.

Примеры: любая нецензурная брань по ситуации.

Андрей, г. Челябинск:

Нашего учителя труда отличала экспрессивность. Будучи шестиклассниками, мы однажды стали свидетелями того, как он ударился о ножку стола и закричал: «Да твою же, бл**дь, мать!» В моей семье никогда не ругались матом, поэтому я был крайне потрясен.

Почему учителя ругаются

Психолог Дарья ЧерноивановаСчитается, что резкие слова, оскорбления, неконструктивная критика, брань и угрозы из уст учителя — проявления вербальной агрессии, обусловленные несколькими причинами.

  • Отсутствие эмоционального интеллекта.

Учитель выражает базовые эмоции — раздражение, гнев или ярость — без скрытности и не всегда умеет реагировать адекватно. Такое поведение может быть следствием различных причин: профессионального выгорания, личных проблем или недостатка навыков эмоциональной саморегуляции.

  • Укрепление авторитарной позиции.

Педагог с авторитарным стилем общения ставит перед собой задачу беспрекословного подчинения учеников.
Вниманию привлекаются негативные поступки и недостатки школьников. Противодействие со стороны учеников приводит к конфликту, в котором применяются любые средства для того, чтобы другим было «неповадно».

  • Недостаточная подготовка кадров.

Учитель может обладать глубокими знаниями своего предмета, но при этом плохо понимать психологию детей. В результате этого ему сложно отличить учеников с синдромом СДВГ и гиперактивности, аутизмом: этим детям трудно сосредотачиваться и быть дисциплинированными. Неспособность найти к ним подход, установить эффективную коммуникацию вызывает у педагога повышенную эмоциональную возбудимость.

  • Безысходность.

Если учитель не умеет действовать в трудном случае, умиротворить детей и противостоять провокации, то обращается к простому варианту — проявляет агрессию.

Учитель литературы Юлия Исаева Считает, что часто дети специально подталкивают учителя к эмоциональному всплеску. В подобных ситуациях куда уместнее оставаться спокойным.

В школе случался подобный случай: класс провоцировал учительницу, затем ученики записали ее слова на телефон и разместили в интернете с искаженной трактовкой. Учительнице пришлось уволиться из-за большого скандала. Нельзя поддаваться детским провокациям! Это непросто, но взрослый человек и педагог должны этому научиться.

Последствия оскорблений от педагогов

Какой бы поступок не совершил преподаватель — оскорбил ли какого-то ученика или употребил непристойности без причины — с психологической точки зрения это разрушительное общение. Влияние на ученика таково, что…

  • психологическом дискомфорте;
  • нанесении вреда самооценке;
  • негативных эмоциях.

Психолог Галина Швец Рассказывает о типичных результатах критики со стороны учителя.

  • Нежелание учиться.

Насилие со стороны взрослых, на которое ребёнок никак не может повлиять, порождает страх, беспокойство и понижает желание учиться.

  • Потеря авторитета учителя.

Ухудшается отношение к учителю, который не контролирует эмоции и показывает свою немощность. С каждой попыткой успокоить класс всё труднее, так как ученики не будут его слушать и воспринимать всерьёз.

  • Разрушение канонов и норм поведения.

Ребенок рассматривает учителя как взрослого, который обладает сознанием, и учится у него, так что неправильное поведение педагога может отразиться на понимании ребенком морали.

  • Формирование комплексов.

Если ребенок сомневается в своей внешности или способностях, эмоциональные выпады педагогов могут усугубить ситуацию и привести к ненависти к себе.

Чем грозит учителю применение ругательств

По статье 34 Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», ребёнок имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от любых форм физического и психического насилия, а также оскорблений личности. Учителя обязаны соблюдать правовые и нравственные нормы, то есть не оскорблять ученика ни во время занятий, ни при личных встречах.

За использование метода воспитания, унижающего ученика, учитель может столкнуться с рядом санкций, включая увольнение. Иван Платонов.

В Российской Федерации законы устанавливают наказания для учителей, совершивших оскорбление ученика словами: от финансового штрафа до лишения возможности работать в образовании сроком до двух лет.

  • Единичное нарушение.

За унижение чести и достоинства, по статье 5.61 За оскорбления по Кодексу об административных правонарушениях должностным лицам назначен штраф до 30 тысяч рублей, а в СМИ и интернете — до 50 тысяч рублей.

  • Повторное нарушение.

Учителя, допустившие второе нарушение, могут быть наказаны штрафом от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или запретом заниматься педагогической деятельностью до двух лет.

Как перестать ругать учеников

По мнению Юлии ИсаевойВместо криков и оскорблений учителю целесообразно ненадолго покинуть класс для успокоения и увлажнения организма.

  • Осознать, что ученики — это пока еще дети.

Это даёт возможность трезво оценивать действия учеников и адекватно реагировать на их проступки. Учитель сам когда-то был школьником, а детям ещё предстоит узнать что значит быть взрослым.

  • Искать увлечения за стенами школы.

Это способствует ослаблению эмоциональной зависимости от происходящего в классе. Учитель, имеющий интересную жизнь вне учебной деятельности, не будет реагировать вспышками гнева на поведение учеников, поскольку будет меньше волноваться их действиями.

  • Использовать юмор.

В трудных моментах можно превратить спор в веселое событие для снятия напряжения и повышения влияния.

  • «Отзеркаливать» отношения.

Старомодное правило гласит: поступайте с людьми так, как хотят поступить с вами. Детям необходимо понять, что учитель будет доброжелателен и терпим в ответ на уважение и послушание.

  • Заменять ругательства на ласковые обращения.

В споре фраза «мой ангел» может звучать саркастично и заставить собеседника прекратить конфликт.

  • Обратись за поддержкой к администрации, психологу или родителям. .

Если примирить ребенка с помощью беседы не удается, обратитесь за советом к коллегам. Ведомое поведение может быть следствием воспитания в семье. Необходимо выявить причину проблем и оказать ребенку помощь в их устранении.

Взаимодействие учителя и родителя при критике ребенка.

Взаимоотношения с учителем лучше регулировать мирным и законным путем, а не устраивать конфликты и делать заявления в прокуратуру.

  • Шаг первый. Диалог.

Обсудите проблему с преподавателем лично. Укажите, что не допустите унижений по отношению к вашему ребенку.

  • Шаг второй. Жалоба.

В случае неуспеха мирного разрешения конфликта обратитесь в администрацию школы. Напишите письмо директору, изложив факты и обстоятельства, нарушающие права вашего ребенка на уважение чести и достоинства. Для подтверждения слов соберите доказательства — аудио- и видеозаписи или заручитесь поддержкой других родителей, столкнувшихся с подобной проблемой.

  • Шаг третий. УНО или РОНО.

Обращение в специальную организацию — ответственное дело. Нужно убедиться, что ругательства и оскорбления от преподавателя не выдуманы. Инспекция по контролю образования начнёт разбирательство, чтобы установить правдивость фактов и причины поведения педагога.

  • Шаг четвертый. Меняйте класс/школу.

Если указанные меры не принесли результата (что маловероятно), нужно рассмотреть возможность смены класса или школы на таковую, где взаимоотношения между учителями и учениками строятся на принципах взаимного уважения и доверия.