Фото: img.freepik.com

Фотографии: Pixabay и Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Дети с расстройством аутистического спектра склонны игнорировать просьбы и указания, нарушать социальную дистанцию, правила. Из-за этого учителя иногда воспринимают их поведение как «хулиганство». Не зная о диагнозе ребенка, прибегают к традиционным дисциплинарным мерам: публичному порицанию, «двойкам», повышению голоса. Но это только ухудшает ситуацию. Сотрудники ФРЦ МГППУ к. б. н. Елизавета и Денис Давыдовы рассказывают как определить ребенка с РАС в классе и наладить с ним контакт.

Как понять, что у ученика РАС

В младших классах школы поведение ребёнка может показаться неуважительным или сознательно провокационным. Однако отличить хулигана от ребёнка с РАС позволяют особенности, видимые при пристальном внимании.

Различные нарушения социального взаимодействия

  • Ребенок затрудняется истолковать намерения тех, кто его окружает, и испытывает трудности с распознаванием эмоций других людей.
  • Игнорирует ответ на высказывания и действия.
  • Не способен обычным образом донести свои мысли и чувства по ситуации. К примеру, задаёт неподходящие вопросы, делает замечания, которые могут обидеть других.
  • Иногда не разбирается в социальных ролях: общается с взрослыми так же, как со своими ровесниками.
  • Трудно начинает общение, не умеет вежливо просить то, что нужно, и может сразу действовать, забирая что-то или начинаю дела, не считаясь с мнениями остальных.
  • Отдаёт предпочтение одиночным занятиям вместо общения и игры.
  • Предмет восприятия информации воспринимает исключительно secara дословном, не распознаёт намёков, аллегорий и метафор.

Повторяющееся и стереотипное поведение

Ребенок может:

  • раскачиваться;
  • взмахивать руками;
  • повторять определенные слова или фразы;
  • Повторять одни и те же действия.
  • Предпочитает игры с похожим сюжетом и не любит, когда сюжет меняется.

При волнении или утомлении эти черты становятся более заметными. Друзья по возрасту видят в этом необычное поведение, а дети с РАС оказываются в центре внимания одноклассников.

Многие полагают, что проблемами поведения, такими как…, характеризуется аутизм.

  • агрессия и самоагрессия;
  • Искажённое проявление протеста (крики, ругательства, вандализм).
  • категорический отказ от взаимодействия.

Эти проблемы часты у детей с РАС, но не у всех проявляются одинаково. Такое поведение указывает на сильный дискомфорт и требует бережного отношения, а также поиска причин и их устранения. Запреты и наказания в этом случае малоэффективны и могут только ухудшить положение.

Что означает плохое поведение

При работе с ребёнком с РАС основная сложность состоит в том, что нежелательное поведение — как вербальное, так и невербальное проявление агрессии — может усиливаться внезапно.

  • пытается взаимодействовать с окружающими;
  • Изменяет свое поведение при возникновении нестандартных обстоятельств.
  • неправильно понял ситуацию;
  • Организмы отвечают на раздражители: яркий свет, громкие звуки, шум и так далее.

Неправильная трактовка трудного поведения педагогом может осложнить положение.

Ребенок тяжело сидит на уроке, начинает активно двигаться, шуметь и мешать другим ученикам. Учитель считает такое поведение признаками усталости и сенсорной перегрузки, поэтому предоставляет дополнительный перерыв: разрешает выйти из класса. Это ненамеренно закрепляет такой способ получения передышки.

Для эффективного взаимодействия с ребёнком с РАС важно как можно точнее установить причины его проблемного поведения в классе.

Что делать учителю

Провести комплексную диагностику

Диагностика выявит индивидуальные особенности ребенка, уровень развития социальных навыков, интеллекта, восприятия и речи. Первичную диагностику может провести школьный психолог, применяя скрининговые методы для оценки риска аутизма. Затем родителей вместе с ребенком направляют к специалистам центров, оказывающих помощь при РАС.

Часто родители осведомлены о трудностях ребёнка и имеют заключения специалистов, но не делятся ими с учителями из-за страха негативной реакции. При возникновении таких ситуаций необходимо сотрудничать с родителями и психологом.

Выбрать модель обучения

Инклюзивная модель может не подойти всем и всегда, особенно на начальном этапе. Некоторым детям сначала полезно учиться в коррекционных организациях или классах: это поможет составить гибкий образовательный план и постепенно приспособить ребенка к условиям обучения в рамках инклюзии.

Выбор модели обучения следует осуществлять, учитывая возможности образовательной организации в предоставлении специальных условий для ребенка.

Выявить мотивационные стимулы ребенка

Дети с РАС не всегда понимают мотивацию, такую как одобрение взрослых или будущий успех. Однако, проанализировав поведение ребенка, можно найти для него лично значимый стимул, способный помочь справиться с трудностями обучения и взаимодействия. Им может быть прямое подкрепление правильных действий маленьким подарком, символом или разрешение заниматься любимым делом.

Ребенок выполнил задание и ему сложно ждать других. Начинает шуметь, мешать, просить внимания у учителя. Если ребенок ведёт себя спокойно и ждёт, то получает фишку. В конце урока за накопленные фишки может получить приз.

Другой пример: ребёнку нравится прыгать, и при успешном выполнении задания его награждают специальным «прыгательным» перерывом.

Подбор мотивационных стимулов – сложная задача, педагогу нужна помощь родителей и специалистов. Ребенок с аутизмом в классе нуждается в большом внимании и, прежде всего, в понимании его индивидуальных особенностей и ограничений. Но при правильном сопровождении может добиться успеха как в учебе, так и в других областях школьной жизни.


Материалы по теме:

  • АВА-терапевтическое вмешательство для коррекции сложных проявлений поведения у детей.
  • Включение в диалог: основы понимания аутизма.
  • Пять шагов для успешного обучения детей с особыми потребностями.