
Фотографии: Giulio del Torre Zwei / ВикимедиаCommons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.
В школах дети постоянно ссорятся. Педагоги и родители задаются вопросом: что делать? Может быть, стоит запретить драки? тематических блогахЧасто буллингом называют обычные конфликты, не имеющие тяжких последствий для всей группы. Учимся учить иначеУказывает, как отличить травлю от разногласий между учащимися и как остановить ее.
Как понять, что коллектив заразился травлей
Есть четыре признака, по которым можно определить буллинг — это сочетание всех этих признаков указывает на то, что происходит травля.
- Насильственные действия и превышение дозволенного, как физического, так и психического характера.
- Умышленность важна. Случайный удар Миши по Васе — это нормально. Это не издевательство. Но если удар был умышленным, стоит обратить внимание на другие сигналы преследования.
- Единократный удар, оскорбление или насмешки причиняют ребенку дискомфорт. Но это не систематическое насилие. Тем более, если это случайность. Постоянное же повторение подобных действий, даже с оправданиями в виде детской игры, неприемлемо.
В случае затяжного конфликта, например, драки и оскорблений Миши и Васи каждый день, нужно вмешательство, медиацию, сдерживание, чтобы не травмировали друг друга в школе. Это неприятно, но это не травля. Требуется ещё один компонент.
- Неравенство сил. Если к уже конфликтным ученикам приходят другие дети и вместе регулярно оскорбляют кого-то – это травля.
С чем нельзя путать травлю
Травля — это не игра. В игре все веселятся. Травля приносит удовольствие агрессору и его окружению, а жертве страшно. То же самое происходит с очевидцами насилия.
Травля — это не недолюбливание. Ребенок может оказаться нелюбимым из-за своих черт, из-за недостатка умения общаться. Это печально, ему грустно это осознавать. Но в школу ребенок идет без страха. Любить кого-то не обязаны. Но травлю, насмешки (словесные или физические) ни над кем допускать нельзя. Даже над самым непопулярным.
Травля — это не конфликт. В спорах встречаются расхождения во взглядах и целях. У травли есть единый мотив – надругательство над назначенной целью, поскольку иначе жизнь кажется безразличной или возможность утвердиться за чужой счёт представляется привлекательной.
Как вести себя при школьной травле.
- Пытаться поменять жертву. Необходимо внести коррективы, улучшить репутацию. Это можно осуществить при негативном отношении, чтобы предотвратить преследование. В необходимый период терапии преследования такие действия тоже будут уместны.
Если травля началась, начинать нужно с чего-то другого. С этим агрессоры только разозлятся.
- Начать с работы с агрессором. Делать это следует, когда один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другим, но другие дети его не поддерживают. Это необходимо сделать в определённый момент при лечении травли. Но, как и в первом пункте, если уже существует травля, то есть имеется не только агрессор, но и группа, начинать нужно не с этого.
- Устанавливать согласие, находить общие решения, вести переговорный процесс. Это разумно, когда между детьми возник disagreement. В таком случае важно собрать детей вместе, поговорить о том, что их беспокоит, и как каждый может изменить свое поведение.
Во время травли поиск компромисса бесполезен и даже вредит. Участники больше не заинтересованы в урегулировании конфликта, отсутствуют пересекающиеся или противоречащие интересы. Травля становится самоцелью. Сформулированный таким образом вопрос «Что вас не устраивает в Васе?» приравнивает травлю к норме и подразумевает согласие того, кто его задает, с тем, что в действиях Васе должно быть что-то недопустимое, и он заслуживает такого отношения.
- Искать оправдание буллингу. У буллинга есть биологические корни, но многое в природе человека подлежит регулированию законом и образованием.
Как вылечить травлю: пошаговый алгоритм
- Назвать вещи своими именами. Признавая существование травли в коллективе, необходимо возложить ответственность на взрослых: сотрудников школы и родителей.
Когда педагог и руководство школы осознают наличие травли, всегда получится найти способ ее прекращения. - Дать однозначную оценку: травле — нет! Без чёткого отношения к такому явлению со стороны педагогов и директора действительных шагов нельзя ожидать.
Друзья из «Травли. НЕТ» уже четыре года бесплатно предлагают школам антибуллинговую хартию, методические рекомендации и обучение персонала. Но ни одна государственная школа пока не приняла документ, где указано, что травля — это плохо.
- Прекратить травлю. Чтобы помочь жертве, можно временно освободить её от посещения школы. Родители должны понимать, что школа может оказаться бессильна. Если так, то стоит перевести ребёнка в другую школу, но выбор новой нужно сделать с осторожностью. Необходимо прямо спросить директора: «Что делается в школе для предотвращения травли?». Если ответ будет невнятным о вселенской дружбе и её важности, значит, школа ничего не будет делать.
- Лечить группу. Не одну личность нужно устранять (этого можно делать позже). Важно воздействовать на всю группу. В случае если травление в коллективе уже происходит, возможно избавиться от одной жертвы, однако преследование перейдет к другому человеку.
- Выработать правила классаЕсли ранее таких не существовало, необходимо разработать правила школы, например, школьный кодекс.
Можно использовать готовый вариант, например, антибуллинговую хартию от организации «Травли. НЕТ». - Работать с конкретной жертвой и с агрессором. Важно: нельзя просто наказывать агрессора. Ребенок ведет себя так не случайно. Возможно, его границы нарушали в семье или в школе. Придется разобраться с причиной такого поведения. Агрессору тоже нужна помощь.
Материалы по теме:
- «Мама, я порезала себе руку»: рассказ о последствиях подстрекательства к насилию в образовательных учреждениях.
- Ключевые элементы благоприятной учебной среды, способствующие предотвращению буллинга.
- Как семья и школа противостоять буллингу?