Фото: img.freepik.com

Фотографии: Giulio del Torre Zwei / ВикимедиаCommons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.

В школах дети постоянно ссорятся. Педагоги и родители задаются вопросом: что делать? Может быть, стоит запретить драки? тематических блогахЧасто буллингом называют обычные конфликты, не имеющие тяжких последствий для всей группы. Учимся учить иначеУказывает, как отличить травлю от разногласий между учащимися и как остановить ее.

Как понять, что коллектив заразился травлей

Есть четыре признака, по которым можно определить буллинг — это сочетание всех этих признаков указывает на то, что происходит травля.

  1. Насильственные действия и превышение дозволенного, как физического, так и психического характера.
  2. Умышленность важна. Случайный удар Миши по Васе — это нормально. Это не издевательство. Но если удар был умышленным, стоит обратить внимание на другие сигналы преследования.
  3. Единократный удар, оскорбление или насмешки причиняют ребенку дискомфорт. Но это не систематическое насилие. Тем более, если это случайность. Постоянное же повторение подобных действий, даже с оправданиями в виде детской игры, неприемлемо.

В случае затяжного конфликта, например, драки и оскорблений Миши и Васи каждый день, нужно вмешательство, медиацию, сдерживание, чтобы не травмировали друг друга в школе. Это неприятно, но это не травля. Требуется ещё один компонент.

  1. Неравенство сил. Если к уже конфликтным ученикам приходят другие дети и вместе регулярно оскорбляют кого-то – это травля.

С чем нельзя путать травлю

Травля — это не игра. В игре все веселятся. Травля приносит удовольствие агрессору и его окружению, а жертве страшно. То же самое происходит с очевидцами насилия.

Травля — это не недолюбливание. Ребенок может оказаться нелюбимым из-за своих черт, из-за недостатка умения общаться. Это печально, ему грустно это осознавать. Но в школу ребенок идет без страха. Любить кого-то не обязаны. Но травлю, насмешки (словесные или физические) ни над кем допускать нельзя. Даже над самым непопулярным.

Травля — это не конфликт. В спорах встречаются расхождения во взглядах и целях. У травли есть единый мотив – надругательство над назначенной целью, поскольку иначе жизнь кажется безразличной или возможность утвердиться за чужой счёт представляется привлекательной.

Как вести себя при школьной травле.

  1. Пытаться поменять жертву. Необходимо внести коррективы, улучшить репутацию. Это можно осуществить при негативном отношении, чтобы предотвратить преследование. В необходимый период терапии преследования такие действия тоже будут уместны.

Если травля началась, начинать нужно с чего-то другого. С этим агрессоры только разозлятся.

  1. Начать с работы с агрессором. Делать это следует, когда один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другим, но другие дети его не поддерживают. Это необходимо сделать в определённый момент при лечении травли. Но, как и в первом пункте, если уже существует травля, то есть имеется не только агрессор, но и группа, начинать нужно не с этого.
  2. Устанавливать согласие, находить общие решения, вести переговорный процесс. Это разумно, когда между детьми возник disagreement. В таком случае важно собрать детей вместе, поговорить о том, что их беспокоит, и как каждый может изменить свое поведение.

Во время травли поиск компромисса бесполезен и даже вредит. Участники больше не заинтересованы в урегулировании конфликта, отсутствуют пересекающиеся или противоречащие интересы. Травля становится самоцелью. Сформулированный таким образом вопрос «Что вас не устраивает в Васе?» приравнивает травлю к норме и подразумевает согласие того, кто его задает, с тем, что в действиях Васе должно быть что-то недопустимое, и он заслуживает такого отношения.

  1. Искать оправдание буллингу. У буллинга есть биологические корни, но многое в природе человека подлежит регулированию законом и образованием.

Как вылечить травлю: пошаговый алгоритм

  1. Назвать вещи своими именами. Признавая существование травли в коллективе, необходимо возложить ответственность на взрослых: сотрудников школы и родителей.
    Когда педагог и руководство школы осознают наличие травли, всегда получится найти способ ее прекращения.
  2. Дать однозначную оценку: травле — нет! Без чёткого отношения к такому явлению со стороны педагогов и директора действительных шагов нельзя ожидать.

Друзья из «Травли. НЕТ» уже четыре года бесплатно предлагают школам антибуллинговую хартию, методические рекомендации и обучение персонала. Но ни одна государственная школа пока не приняла документ, где указано, что травля — это плохо.

  1. Прекратить травлю. Чтобы помочь жертве, можно временно освободить её от посещения школы. Родители должны понимать, что школа может оказаться бессильна. Если так, то стоит перевести ребёнка в другую школу, но выбор новой нужно сделать с осторожностью. Необходимо прямо спросить директора: «Что делается в школе для предотвращения травли?». Если ответ будет невнятным о вселенской дружбе и её важности, значит, школа ничего не будет делать.
  2. Лечить группу. Не одну личность нужно устранять (этого можно делать позже). Важно воздействовать на всю группу. В случае если травление в коллективе уже происходит, возможно избавиться от одной жертвы, однако преследование перейдет к другому человеку.
  3. Выработать правила классаЕсли ранее таких не существовало, необходимо разработать правила школы, например, школьный кодекс.
    Можно использовать готовый вариант, например, антибуллинговую хартию от организации «Травли. НЕТ».
  4. Работать с конкретной жертвой и с агрессором. Важно: нельзя просто наказывать агрессора. Ребенок ведет себя так не случайно. Возможно, его границы нарушали в семье или в школе. Придется разобраться с причиной такого поведения. Агрессору тоже нужна помощь.

Материалы по теме:

  • «Мама, я порезала себе руку»: рассказ о последствиях подстрекательства к насилию в образовательных учреждениях.
  • Ключевые элементы благоприятной учебной среды, способствующие предотвращению буллинга.
  • Как семья и школа противостоять буллингу?