
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжцикая.
Учителю полезно быть немного артистомИмпровизация, эмоциональная выразительность и органичная жестикуляция сделают педагога звездой среди учеников и заставят ждать новых уроков с нетерпением. Тренер по публичным выступлениям Нина Уварова делится простыми упражнениями для развития этих важных навыков.
-
Игра «Слова»
Чем полезна: Способствует развитию умения импровизировать и обогащает словарный запас.
Как играть
Выберите одну букву из алфавита, к примеру, «с». За минуту попробуйте назвать как можно больше имен собственных, начинающихся на эту букву.
Существует связь между количеством слов на одну букву, которое человек может назвать за минуту, и его способностью к импровизации: чем богаче словарный запас, тем легче ему импровизировать. Пассивный словарный запас может быть очень большим, но слова не всегда доступны в нужное время. Поэтому людям, часто выступающим перед аудиторией, необходимо специально тренировать этот навык, — говорит Нина Уварова.
-
Игра «Назови предмет»
Чем полезна: Способствует сопоставлению мыслительной деятельности и речи, а также поддержанию нескольких направлений концентрации в одно время.
Как играть
В данном помещении вам требуется показывать предметы и называть их: стену, потолок, доску, окно и так далее.
Важно: Покажите и называйте предмет одновременно, не произнося названия до этого вслух.
Игру можно усложнить так: сначала укажите на какой-то предмет без наименования, затем – на следующий, произнеся при этом название первого.
-
Игра «Опиши комнату»
Чем полезна: Формирует навык построения связного высказывания.
Как играть
В комнате пахнет старым деревом и свежестью простыни. Окно пропускает солнечные лучи, окрашивая пыль золотом, танцующим в воздухе. У стены стоит письменный стол из темного дерева с пожелтевшими страницами книг на нем. Рядом располагается уютное кресло с мягкой подушкой, приглашающее к отдыху.
Нина Уварова:
Главное — не увлекаться красочностью языка, лучше следовать принципу: «что вижу, то и пою». Важно говорить это вслух, чтобы слова были свежими.
-
Игра «Сочини историю»
Чем полезна: развивает речевую импровизацию и фантазию
Как играть
Пожалуйста, расскажите о любом персонаже. Может быть, это человек, животное, мужчина или женщина — кто угодно из вашего круга общения или совершенно незнакомый вам. Опишите его внешний вид, одежду и имя.
После этого…
Что будет дальше?
Какова цель этого задания?
- Где персонаж сейчас находится?
- Что он делает?
- Куда собирается пойти?
- Зачем?
- Кого он встретил по дороге?
- Как он взаимодействует с другим персонажем?
- Достиг ли герой своей цели, или изменил он свои намерения?
Чем все закончилось?
Нина Уварова:
Способность рассказывать истории — универсальный инструмент, применимаемый практически в любой презентации или уроке. Вопросы выступают триггерами, активизирующими поиск информации в нашем разуме. При необходимости придумать что-то во время выступления можно задать вопрос аудитории или себе, и наш мозг автоматически начнет искать ответ, который можно озвучить.
-
Игра «Пантомима»
Чем полезна: Повышает эмоциональную передачу и естественность движений руками.
Как играть
Эта игра напоминает такие популярные игры как «Крокодил» или «Шарады». В отличие от них, с помощью жестов нужно рассказать целую историю, а не одно слово или выражение.
На следующей, более сложной ступени данного задания требуется изложить такую же историю о себе, только не объясняя её словами, а выражая её жестами так, словно говорите вслух.
Нина Уварова:
Вначале может показаться, что это пустяки, будто выглядите комично, но таким образом задействуете тело и воображение. Регулярно упражняйтесь, и через некоторое время поймете, как речь начнет сопровождаться красивыми, плавными и, самое главное, естественными движениями.
-
Игра «Покажи эмоцию»
Чем полезнаФормирует творческие способности и обогащает возможности эмоциональной экспрессии.
Психология объясняет: чем меньше эмоций проявляет человек в общении, тем меньше ему доверяют. Непонимание реакции вызывает недоверие. Попробуйте общаться без выражения эмоций – заметите, что собеседник начнет нервничать. В то же время живая мимика создаёт впечатление доверия: человек кажется понятным и предсказуемым бессознательно. Нина Уварова.
Как играть
Выражать различные эмоции — радость, печаль, гнев, ожидание и так далее — перед зеркалом, фотоаппаратом или видеокамерой.
Нина Уварова:
Во время съемок можно обнаружить, что жесты лица при выражении, скажем, грусти, мало чем отличаются от выражений ожидания или обиды.
Эмоциональную выразительность можно и нужно развивать. Регулярные упражнения приведут к тому, что мимические мышцы будут активироваться автоматически во время общения с окружающими.
Материалы по теме:
- Что представляет собой «педагогический стендап» и как вести занятия таким образом? ;
- 10 советов от тренера по публичным выступлениям о том, как вести класс без крика. ;
- Укрощение страха перед публичными выступлениями: три молниеносные методики .