
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Нечеткое произношение учителя затрудняет усвоение материала детьми. Четкая речь педагога приятнее для восприятия, а правила и формулы запоминаются легче. Как развить внятное произношение, рассказывает специалист по технике речи и ораторскому мастерству. Кристина Гортман.
Дикция vs артикуляция
Для начала работы над ораторским мастерством нужно разобраться с двумя понятиями и их различиями.
- Артикуляция.
Это умение произносить звуки и использование всех частей речи для формирования слов.
- Дикция.
Это ясность и правильность произношения слов.
Неправильное произношение некоторых звуков в раннем детстве сказывается на речи. Логопед может исправить подобные проблемы, а обратиться к нему можно в любой момент жизни.
К числу логопедических трудностей, требующих помощи специалиста, относятся:
- Неправильное произношение звуков (картавость, шепелявость и пр.).
- Постоянное «проскакивание» звука;
- Замена одного звука другим;
- Уменьшение жёсткости звуков и усиление выраженности мягкости в звучании.
- Изменение темпа речи — слишком высокая скорость или наоборот, чрезмерно медленная.
- Заикание;
- Запинки, спотыкания в речи и т.д.
Если произношение корректное, а дикция всё ещё вызывает затруднения, педагог может уделять время самостоятельной работе над ясностью речи.
Какие нарушения речи можно устранить самостоятельно?
Кристина Гортман указывает на ряд черт речи, корректировать которые возможно дома с подходящим подходом.
- Ощущение «каши во рту»;
- Трудно выговаривать длинные и сложные слова.
- Затруднения при произношении слов с сочетаниями согласных или гласных звуков.
- В сложных словосочетаниях с большим количеством согласных и гласных звуков возникает путаница в произношении.
- Речь тягучая, словно звуки полны утомленности.
Для решения таких задач подойдут специальные упражнения и артикуляционная гимнастика, выполняемые в домашних условиях.
Артикуляционная гимнастика
Это особый комплекс упражнений для мускулатуры рта, который Кристина Гортман считает «fundamenta» при совершенствовании произношения.
Я считаю эти упражнения фитнесом для звуков. Это основа всех остальных тренировок артикуляции и дикции. Сначала восстанавливаем тонус мышц артикуляционного аппарата, а затем учимся четко произносить звуки.
Артикуляционная гимнастика часто предусматривает упражнения для тренировки:
- мышц, отвечающих за работу губ;
- мышц, расположенных в области щек;
- мышц, управляющих работой языка.
Артикуляционных гимнастик множество. Используют ее коррекционные педагоги, логопеды и дефектологи.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно как минимум две недели перед работой над звуками. здесь и здесь.
Отработка звуков
Лучше всего начать работу со звуками с трудных сочетаний. Для этого потребуется шесть гласных: А, О, У, Э, И, Ы. Лучше их записать на бумаге большими буквами и разместить перед глазами.
Следует брать по одному сложному сочетанию звуков, например ВЗВА, ФСТРА, КПТКА, ЛБЛБАЛЬ — на место гласной «А» по очереди подставлять остальные гласные из списка и произносить получившиеся сочетания вслух.
Получатся такие ряды:
- ВЗВА — ВЗВО — ВЗВУ — ВЗВЭ — ВЗВИ — ВЗВЫ.
- ФСТРА – ФСТРО – ФСТРУ – ФСТРЭ – ФСТРИ – ФСТРЫ.
- КПТЧА – КПТЧО – КПТЧУ – КПТЧЭ – КПТЧИ – КПТЧЫ.
- Глубокий — Болотный — Бульдозерный — Безумный — Бильярдный — Большой
Можно усложнить задачу и взять для произношения двойные сложные созвучия: ГАРХ-КАРХ, БДГА-ДБГА, БАПТК-ВАПТК, РЛА-ЛРА, ФРАВРЛ-ВРАВРЛ.
В данном случае для каждого звука, соответствующего гласным, необходимо последовательно вставлять следующий звук из списка. В результате образуются ряды звукоподражаний (постарайтесь прочесть).
- ГЕРХ-КЕРХ – ГУРХ-КУРХ – ГАРХ-КАРХ – ГИРХ-КИРХ – ГЫРХ-КЫРХ – ГОРХ-КОРХ.
- БДГА–ДБГА – БДГО–ДБГО – БДГУ–ДБГУ – БДГЭ–ДБГЭ – БДГИ–ДБГИ – БДГЫ–ДБГЫ.
- БАПТК-ВАПТК – БОПТК-ВОПТК – БУПТК-ВУПТК – БЭПТК-ВЭПТК – БИПТК-ВИПТК – БЫПТК-ВЫПТК.
- РЛА-ЛРА – РЛО-ЛРО – РЛУ-ЛРУ – РЛЭ-ЛРЭ – РЛИ-ЛРИ – РЛЫ-ЛРЫ
- ФРАВРЛ-ВРАВРЛ – ФРОВРЛ-ВРОВРЛ – ФРУВРЛ-ВРУВРЛ – ФРЭВРЛ-ВРЭВРЛ – ФРИВРЛ-ВРИВРЛ – ФРЫВРЛ-ВРЫВРЛ.
При произнесении таких сочетаний нужно учитывать ряд правил.
- Каждому звуку необходимо придать голос.
Большой соблазн — сказать «зва-зво-зву» вместо «взва-взво-взву». Важно помнить о правильном произношении каждого написанного звука, ведь именно это главное в дикционных упражнениях.
- Положение каждого звука — важно.
И этому нужно также уделять внимание. К примеру, не «пткпа-пткпо-пткпу», а «кптка-кптко-кптку».
- Не должно появляться инородных звуков.
Многие мозги упрощают процесс и предлагают «помощники». В итоге получается «фравырыл-вравырыл» вместо «фраврл-враврл». Но не нужно придумывать ничего лишнего — только те звуки, которые записаны на бумаге.
Чтобы выполнить все указанные правила, рекомендуется сначала читать созвучия размеренно. После освоения чёткого чтения в медленном темпе можно постепенно увеличивать скорость. — советует Кристина.
Скороговорки и чистоговорки
Скороговорки и чистоговорки — Это речевые упражнения, состоящие из предложений и фраз, порой рифмующихся, с сложными для произношения звуковыми комбинациями. — В скороговорках применяется аналогичный принцип работы с трудными для произношения сочетаниями звуков. — Сначала медленно, потом всё быстрее.
Для упражнения в дикции подойдут как традиционные, так и новые скороговорки, например, одна из самых длинных и сложных. «Лигурия».
В фильме «Карнавал» героиня Ирины Муравьевой готовилась поступать в театральный институт и читала скороговорки, набив рот орехами. Это — помеха, усложнение задачи. Не рекомендую класть лишние предметы во рту, чтобы не подавиться. Помеху можно организовать с помощью палочки от суши: ее нужно зажать между зубами параллельно линии губ и читать скороговорку, стараясь произнести все звуки так, будто помехи нет. — объясняет Кристина.
Отработка звуков с помощью сложных созвучий, скороговорок и чистоговорок не должна исключать артикуляционную гимнастику: весь комплекс упражнений обеспечит учителю четкую речь, внятность произношения и отличную подачу своего предмета.
Но самое главное — не забывать про регулярность, напоминает Кристина:
Маленькие ежедневные шаги приведут к заметным результатам.