
Как преодолеть сложности в обучении диалогу? Практические рекомендации и упражнения для развития умения вести диалог на разных этапах занятия.
Главная задача обучения языку — научить ребят общаться: понимать говорящего, адекватно отвечать и делиться информацией. Диалоги на уроке позволяют школьникам больше практиковаться в устной речи, погружаются в тему занятия и становятся активными участниками, что повышает интерес к изучению языка.
Диалогическое общение способно стать полезным инструментом на каждом шаге урока. В начале изучения темы краткие беседы могут пробудить интерес учеников к обсуждаемому вопросу.
Обмен мнениями в форме диалога эффективно помогает ознакомиться с темой текста перед чтением или прослушиванием, а также пригодится при выполнении письменных заданий, например, при составлении эссе.
Диалоги-дискуссии после текста или аудиофайла выполняют множество образовательных и воспитательных задач: пополняют словарь, обучают диалогической речи, расширяют кругозор, воспитывают толерантность к мнениям других участников беседы. В совместном выборе учатся навыкам работы в группе.
Беседа – мощный инструмент обучения для усвоения грамматики, словаря и культурных особенностей языка.
Диалог полезен при проверке заданий по развитию речи. Обсуждение учащимися ответов к заданиям по чтению, лексике, грамматике, аудированию помогает не только с оценкой, мотивацией и преодолением неуверенности, но и развивает навыки говорения.
Способы решения проблем при изучении разговорной речи.
При организации занятий по развитию навыков говорения, например диалогового общения, учитель должен пользоваться современными методиками. Некоторые традиционные подходы чрезмерно фокусируются на грамматической точности речи, что приводит к трудностям в изучении английского языка и страху говорить из-за возможных ошибок.
Основные трудности при выполнении заданий по говорению связаны со слишком частым вниманием учителя к ошибкам учеников, отсутствием мотивации и недостатком необходимого (лингвистического и психологического) сопровождения.
Современные методики обучения разговорной речи акцентируют внимание на следующих принципах, способствующих успешному овладению диалогическим общением.
- Персонализация делает обучение более эффективным, поскольку ученики с большей охотой и успехом выполняют задания, требующие отражения собственного опыта или вживания в роль героя.
- Возможность создавать диалоги с разными вариантами развития событий, сочинять собственную историю и демонстрировать свой уникальный стиль.
- Работать в парах и группах эффективнее, поскольку это преодолевает трудности из-за стеснения и увеличивает время для практики устной речи на уроке.
- Учителя должны помнить: в процессе обучения и при спонтанном общении не нужно слишком усердно следить за грамматическими правилами.
- Учитель должен предоставить учащемуся инструменты для успешного ведения беседы. Если задание предполагает использование новых лексических, грамматических или речевых единиц, ему необходимо дать время на подготовку, так как это повлияет на лексико-грамматическую насыщенность и скорость речи во время диалога.
- На уроках важно дать учащимся больше возможностей для речи, сократив время выступлений учителя, особенно в старших классах. Уроки должны строиться с фокусом на обучение учеников, а не на практике для преподавателя.
Инструментарий для построения диалогов
Чтобы свободно говорить по-английски и вести беседы, учащимся нужно освоить «язык собеседника»: уметь соглашаться, не соглашаться, излагать своё мнение с помощью разных фраз, а также предлагать и просить идеи.
Для обучения учеников этой лексике полезно применять наглядный материал: стенд в классе или раздаточный материал, которым ученики пользуются при выполнении заданий по построению диалоговых высказываний до тех пор, пока не смогут свободно использовать эту лексику в речи.
Примеры использования «лексики-собеседника» в наглядном материале.
Expressing your personal attitude
- Personally I …
- As far as I’m concerned …
- As far as I know/I can see …
- It occurs to me that …
- I’m quite /absolutely sure …
- From my point of view …
- I’m convinced that …
Giving and asking for ideas
- We could start by talking about …
- Shall we first …?
- What’s your opinion?
- How do you see that?
- Would you share my point of view…
Deciding what to do
- To sum it all up …
- Короче говоря… / Вкратце…
- In other words …
- Shall we make a decision?
- I’ve come to the conclusion that …
Agreeing
- Согласен, это гениальная идея…
- I can’t say anything against
Disagreeing
- Я понимаю, что вы имеете в виду, но не убеждён, что… Однако мне жаль, я не согласен с…
- Может быть, но я не могу отделаться мыслью…
- Я понимаю вашу позицию, но так не считаю. Не уверен, что это хорошая идея.
Диалог — двустороннее действие, и важно разъяснить ученикам, что собеседника нужно слушать, отвечать на его высказывания, идеи и показывать заинтересованность в разговоре. Для этого можно использовать прием переспроса услышанной фразы или повторения ее с усилением ударений, то есть восклицательные предложения.
В старших классах для разминки можно использовать упражнение, развивающее умение реагировать на слова собеседника.
В ответе используйте фразы из рамки.
- They won the match.
- The match was fixed.
- He scored the winning goal.
- I saw the match live.
- It was a record-breaking jump.
- She just seemed to go to pieces.
Questions
- Has he really?
- Are they really?
- Did he really?
- Did you really?
- Was it really?
- Can she really?
Exclamations positive
- Wow! That’s great!
- That’s brilliant!
- How exciting!
Exclamations negative
- Oh, no! That’s awful!
- How embarrassing!
- How unlucky!
Эффективная коммуникация между людьми часто предполагает умение выражать предположения и догадки. Такие слова особенно полезны при выполнении заданий по изображениям, когда решение не очевидно. Учащимся могут быть предложены фразы с последующей отработкой в мини-диалогах.
Expressing certainty and possibility
Expressing possibility
- It may be …
- It might be …
- Probably
- Maybe
- I suppose …
Expressing certainty
- It can’t be…
- It must be …
- Definitely
Expressing uncertainty
- I’m not really sure …
- It’s not clear …
Ученикам важно быть психологически готовыми к тому, что им может понадобиться время на размышление и формулирование мыслей во время спонтанной речи. Для этого могут использоваться паузы, которые можно заполнить «fillers», с которыми нужно ознакомить учеников и отрабатывать их практическое применение.
Buying time
- Well… Let me see …
- What else (can I say)?
- Is there anything I can add to that?
Gathering your thoughts
- I’m not quite sure, but I think …
- Раньше об этом не думал, но может быть…
- I don’t really know, but I imagine …
Упражнения по закреплению этой лексики отличаются тем, что обучены устанавливать вербальные связи, отвечать на сказанное.
How to join the conversation
- By the way, …
- That reminds me…
- Excuse me, I’d just like to say…
- Верно, но я не думаю, что…
Responses
- Marvelous!
- Great!
- Absolutely fabulous!
- I see your point.
- What a surprise!
- You must be joking.
- I can’t believe it!
- I am totally confused.
Все перечисленные фразы и выражения нуждаются в постоянном усовершенствовании в процессе общения – во время бесед, дискуссий на уроках.
Обсуждение темы в начале занятия.
Для усвоения и автоматизации использования фраз-клише можно применять на уроках различные упражнения. Мини-диалоги — простые, короткие по времени, поэтому часто применяемые упражнения. Их используют для введения темы урока, аудирования или чтения. Речевые ситуации на базе этих упражнений должны постоянно возникать, сопровождая развитие других речевых умений и навыков, и достигая главной цели — научиться общаться.
В упражнениях Lead-in главное — не безупречное знание грамматических правил, а знакомство с темой, развитие умения отвечать на высказывания собеседника, использование готовых фраз для диалогов, практика краткой разговорной речи, которая делает задачу легкой и доступной.
Пример первого задания по теме рок-музыки.
Расположите эти праздники по порядку предпочтений. Обсудите в парах, почему выбрали именно такой порядок.
- An activity holiday
- A beach holiday
- A self-catering holiday
- A camping holiday
- A package holiday
Пример 2 — задача по включению текста в чтение.
Discuss in pairs:
- What means of communication can you think of?
- How do they affect our lives?
- Как вы думаете, как это развиться в будущем?
Пример 3 — задача по включению текста в чтение.
Вы прочтете письменное описание женщины, которая когда-то занималась «уходом и защитой» подростковых моделей.
- Как ты представляешь образ жизни подростковых моделей?
- Как вы думаете, как проходит типичная неделя у них?
- От чего им нужна защита?
Тематика кратких диалогов может определяться схемами, изображениями, что повышает привлекательность создания коммуникативной ситуации и подготавливает учеников к выполнению более сложной задачи — составлению диалогов по картинкам.
Пример 4 — задание по теме «Отдых. Каникулы».
Задавайте друг другу вопросы, которые есть на доске.
- Have you travelled much?
- Вы любите быть активным во время отпуска?
- What can tourists do in your area?
- Have you ever been camping?
- Куда бы вы отправились в отпуск, если у вас была возможность?
- Куда вы поехали в последний отпуск? Вам понравилось?
Разделите вопросы по темам «Отдых», «Спорт» между парами учеников. Пусть ученики обсудят их друг с другом, чтобы сократить время диалога и подготовить класс к теме «Здоровый образ жизни».
Пример 5 — задача по началу темы «Спорт».
В парах обсудите вопросы на доске.
- Вы относитесь к спортивным людям?
- What’s your favourite sport? Why?
- Вы когда-нибудь ездили в путешествие ради приключений?
- Хотите попробовать экстремальные виды спорта? Почему?
- Что важнее: победа или участие?
- How important is sport to you?
- Вы считаете, что детям нужно заниматься физкультурой в школе? Почему? Почему нет?
Пример 6 — задание для знакомства с темой «Здоровый образ жизни».
Обсудите вопросы на доске парами.
- Как сохранить хорошую физическую форму и здоровье?
- Do you try to have a healthy diet?
- Do you exercise regularly?
- Каков в вашей стране система здравоохранения?
- Не могли бы вы привести примеры улучшений системы здравоохранения в вашей стране?
- Хотите работать в медицине?
Обсуждая предложенные темы, учащиеся применяют готовые выражения для высказывания своего мнения, реагирования на слова собеседника и заполнения паузы при обдумывании информации, ранее изученной ими на доске или представленной в качестве раздаточного материала.
Беседы для закрепления пройденных слов и правил.
Игра «Mill/Onion» помогает активизировать словарный запас учеников.
«Мел/Лук» — мельница или луковица, ученики разделяются на две группы: одна группа образует внутренний круг, другая — внешний. Ученики внешнего круга по команде преподавателя двигаются, выполняя задание по обсуждению вопросов в паре.
- Студенты собирают карточки с словами по данной теме.
- Затем учащиеся образуют пары и выбирают один вопрос для обсуждения по теме занятия.
- По сигналу учителя ученики начинают разговор по теме, используя слова из своих карт. Учащийся, который сказал слово с карты, передаёт её партнёру. Так, более активные учащиеся получают меньше карточек.
- Через две минуты участники разговора меняются. Возникает шанс проявить активность в беседе с другим учеником.
Данная игра помогает преодолеть трудности, с которыми сталкиваются ученики при изучении диалогической речи: недостаток мотивации, робость, страх совершить ошибку и даже замедленность темпа. Школьники применяют готовые фразы и говорят быстро.
В десятом классе на уроке по теме «Путешествия» можно обсудить, следуя данной технологии, такие вопросы.
- В каком возрасте подросткам разрешить ехать на отдых с друзьями?
- Лучше путешествовать с родителями или друзьями?
- Какие плюсы и минусы путешествий в одиночку?
- Какой отпуск приятнее — на пляже или экскурсионный?
- Где лучше провести зимние каникулы?
- Какие места подходят для зимних каникул?
- Какие развлечения популярны во время зимних праздников?
Речевые ситуации с использованием картинок
Составление диалогов по изображениям труднее, чем по текстовым подсказкам, потому что часто требуется догадка. Визуальный образ может отвлечь учащихся от темы, заставляя их описывать всё на картинке без концентрации на задании. Этот тип заданий нуждается в особом подходе и понимании стратегии выполнения.
Примерными заданиями этого вида могут быть изображения на тематику занятия, чтение и прослушивание текста.
Пример задачи по теме «Защита природы».
The pictures present environmental issues.
Для обсуждения в парах можно предложить такие задания, попросив учащихся обязательно использовать клише для выражения мнения, согласия/несогласия, догадок и предположений. На таких примерах студенты научатся обсуждать проблему, а не всё, что изображено на фото.
Чтобы тренировать фразы-шаблоны по приглашению, утверждению и отрицанию в разговоре, полезно использовать задания-схемы, например, «Приглашение на концерт».
Act out a dialogue:
Student 1 |
Student 2 |
Say hello. |
Приветствуй. Пригласи партнёра посмотреть выступление местной группы сегодня вечером. |
Нельзя сказать, почему нельзя. Предложите другую ночь или другой концерт. |
Нельзя. Объясни почему. Предложи что-нибудь другое на следующей неделе. |
Согласен. Предложи время и место встречи. |
Agree. Say goodbye. |
Say goodbye. |
Другой способ ведения беседы о здоровье.
Поработайте парами. Возьмите роли матери и дочери. Поиграйте диалог, который произошел между ними, когда мать пыталась уговорить дочь пойти к врачу.
mother |
daughter |
Suggest seeing a doctor (Why don’t you …?) |
Refuse strongly (No way …) |
Назовите причины, почему (по моему мнению, вам следует это делать, потому что…) |
Reject suggestion (I just don’t see …) |
Give another reason (But don’t you …) |
Agree hesitantly (Well, …) |
В задании для создания диалога-совета можно использовать таблицу. Работайте в парах. Используя таблицу и план ниже, постарайтесь разыграть диалоги по следующим ситуациям:
- Друг хочет похудеть.
- Друг не может себе позволить посещать тренажерный зал.
- Друг хочет есть меньше фастфуда.
The plan
Student A |
Student B |
Опишите проблему, попросите совета (хочу… Что…?). |
Give advice (If I were you, …) |
Reject suggestion (I’m not sure …) |
Посоветуйте что-нибудь ещё (Может быть, вы могли бы…). |
Принять предложение (Это неплохая идея). |
Желаю удачи. |
Asking and giving advice
Asking for advice |
Reacting |
Giving advice |
What should I do? |
Mmm, I’m not sure. |
You’d better … |
What’s the best way.? |
Сделать это легче сказать, чем исполнить. |
If I were you, I would … |
What do you think I should do? |
Yes. I suppose so. |
I’m sure it’s a good idea to … |
That’s not a bad idea. |
Have you thought of …? |
|
That’s a great idea. |
One thing to do … |
|
The best way to …is … |
||
Perhaps you should … |
Выполнив задания по указанным схемам, можно переходить к диалогам большей сложности, например, диалогам, в которых принимается совместное решение.
Подготовка к сочинению
При написании эссе необходимо рассмотреть две противостоящие позиции по поставленному вопросу, приведя убедительные доводы как за, так и против каждой из них. Для выполнения этого задания эффективно использовать диалог между собеседниками с разными взглядами. На занятиях по подготовке к написанию эссе учащиеся объединяются в пары или группы, фиксируя в таблице аргументы в поддержку своей позиции и возможные возражения против нее. Затем в этих же группах студенты ведут диалог по определенной схеме:
- Формулировка собственной позиции с обоснованием.
- Предложение, выражающее вежливое несогласие с точкой зрения собеседника, сопровождаемое объяснением причин такого несогласия, а также собственное мнение с обоснованием.
- Сформулировать вежливое возражение против мнения собеседника, при этом изложив свои доводы и подтверждающие их аргументы.
Успешная работа требует не только умения пользоваться штампованными фразами для высказывания мнения, согласия или несогласия, но и наличия богатого словарного запаса или «банка идей» по обсуждаемой теме.
После подобных бесед сочинения о сравнении разных видов отдыха ученикам даются с большей лёгкостью.
Обсуждение тестовых заданий для оценки коммуникативных способностей.
Использование диалоговой формы работы на этапе урока — проверки выполнения заданий по грамматике, лексике или чтению — увеличивает время для разговорной практики, дает возможность повторить фразы-клише, снимает психологический дискомфорт при проверке, делает учеников активными участниками урока и повышает мотивацию.
Для проверки заданий можно использовать алгоритмы, созданные учениками или предложенные учителем. Важно, чтобы обучающиеся понимали, как выполнять подобные задачи.
Схема построения диалога-проверки:
- What have you got in № 1?
- I’ve written/chosen … because …
- I totally agree/disagree because …
- Я не уверен в этом вопросе. Давайте спросим учителя.
Заключение
Для успешного изучения иностранного языка важно не только владеть грамматикой, лексикой и произношением, но и уметь применять языковые знания в реальных коммуникативных ситуациях.
Коммуникативный подход строится на коммуникативной компетенции — способности обучающихся применять языковые знания и навыки, отбирая модель поведения для взаимодействия, отвечающую целям и контексту общения.
Диалог — форма устного общения, где участники обмениваются высказываниями. Учебные диалоги должны основываться на реальных ситуациях, интересовать подростков и давать возможность использовать личный опыт.
Разговоры играют важную роль в процессе изучения иностранных языков – служат и целью обучения, и средством его достижения. В связи с этим необходимо использовать диалоги на каждом этапе урока, что расширяет объем практической речи, вовлекает учеников в учебный процесс, помогает преодолеть некоторые трудности при обучении иностранному языку и повышает мотивацию к нему.
Автор: Ирина Сахарова