
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Светлана Подъянова, директор детского сада и школы «Талантвилль», делится информацией о понятии эмоционального интеллекта и методиках его развития на уроках изобразительного искусства.
Что представляет собой эмоциональный интеллект, и почему важен для детей?
Способность распознавать чувства, как собственные, так и чужие, и использовать эту информацию для решения задач – таково определение эмоционального интеллекта.
Данное умение начали выделяться как отдельная категория только в шестидесятые годы двадцатого века. данным На Всемирном экономическом форуме в Давосе эмоциональный интеллект признали одним из десяти основных рабочих навыков.
Что развитый ЭИ дает ребенку:
-
Помогает учиться и общаться.
В мире детей и взрослых умение общаться, договариваться и работать в команде является главным. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом лучше взаимодействует со сверстниками, быстрее находит друзей. Если ему покажется, что другому что-то не нравится, он вовремя отреагирует и изменит свое поведение. А если малыш устал или огорчен, и чувствует, что не может сконцентрироваться на учебе, способен объяснить это взрослому и договориться об отдыхе. Кроме того, дети с развитым эмоциональным интеллектом охотнее и активнее играют. А игра — ведущий вид деятельности для малышей, через который они учатся и познают мир.
-
Повышает стрессоустойчивость и самооценку.
Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает общаться с взрослыми, которые ведут себя по-разному: иногда срываются, ругаются или грустят. Если ребенок с развитым ЭИ получает неожиданную обратную связь, не воспринимает критику лично, не замыкается и не чувствует вины. Ребенок понимает: дело не в нем — просто взрослому сейчас плохо.
-
Формирует позитивное отношение к правилам.
Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом воспринимает любые правила, например, игры или нормы поведения на уроке, как обычные условия, а не как ограничение свободы. Это для него лишь информация, без личных оценок.
Два правила для родителей и педагогов
Эмоциональный интеллект врожденно развивается и проявлёт себя на высоком уровне при поощрении экологичного выражения эмоций с раннего детства взрослыми. Для этого школе «Талантвилль» рекомендует педагогам и родителям следовать двум базовым правилам:
-
Понимать чувства детей в повседневной жизни.
Проявить эмпатию ребёнку в агрессивном состоянии без опыта сложно — сразу возникают фразы вроде «Перестань кричать», «Смотри, все сидят тихо», «Успокойся». В школе «Талантвилль» всем педагогам рекомендуем начинать с сочувствия в позитивных ситуациях: озвучивать чувства ребёнка и разделять его.
Ребенок принес взрослому поделку, сделанную своими руками — хочет поделиться счастьем. Задача педагога не просто формально похвалить, а искренне отпраздновать это событие вместе с малышом. Скажите: «Как я за тебя рад!».
Если ребенок расстроен, например, не желал идти в детский сад, взрослому следует угадать его чувства и озвучить: «Усталый? Не выспался? Понимаю, как трудно просыпаться по утрам!».
-
Использовать медиацию в случае конфликтов.
Сочувствовать каждой стороне конфликта. Взрослый обычно спрашивает одного из поссорившихся: «Что ты сделал?». Но в споре участвуют два человека. Нужно проявить сопереживание каждому, выслушать обе версии и понять чувства каждого участника. А затем решить, как участники будут взаимодействовать друг с другом в будущем.
С четырех лет можно учиться разрешать конфликты с помощью медиации. Важно, чтобы участники соглашались на беседу в спокойной обстановке.
Как развивать ЭИ на уроках ИЗО
Среди всех предметов наибольший потенциал для развития эмоционального интеллекта у занятий по изобразительному искусству. Ведь изобразительное искусство – это выражение культуры, опыта и чувств через художественное произведение.
Рассмотрим несколько упражнений для развития ЭИ в сфере творчества.
Изучить колесо эмоций
Колесо эмоций — схема, разработанная американским психологом Робертом Плутчиком. По его мнению, у человека всего восемь основных чувств: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, доверие и радость. Комбинируясь, они порождают более сложные переживания. Теорию Плутчик проиллюстрировал кругом, где каждая эмоция имеет свой цвет.
Представьте схему ученикам, чтобы расширить их словарь и лучше обозначать нюансы чувств. Это поможет в финальной части занятия, когда во время обсуждения эмоций будет легче делиться своими мыслями.
Колесо эмоций Роберта Плутчика
Описывать произведения живописи
Предложите детям рассмотреть картину и рассказать о чувствах её персонажа или об эмоциях, которые она вызывает.
- Кто этот герой?
- Что он чувствует?
- Какое настроение у картины?
- Что бы ты испытывал на его месте?
Для такого задания лучше подойдут полотна без главной эмоции. Например, «Ребенок с голубем» Пабло Пикассо или «Разговор» Анри Матисса. Описывая такие картины, дети больше будут говорить о себе, о своих переживаниях, которые вкладывают в картину.
Пабло Пикассо «Ребенок с голубем», 1901 г.
Разделите учеников на группы. Каждая группа должна описать свою картину и рассказать о ней всем. На дом дайте задание нарисовать собственную историю, отражающую эмоцию какой-либо картины.
Интегрировать другие предметы
Посоветуйте детям прочесть стихотворение, посмотреть видео или послушать что-нибудь. музыкальное произведениеПредложите ребятам обсудить выбранную тему, а затем попросите их нарисовать эмоции, которые испытали во время разговора. Тему можно связать с школьной программой. Например, рассмотрите иллюстрации русских художников к сказкам Пушкина и предложите детям нарисовать свою версию.
Произведение выпускника школы «Талантвилль».
Создавать коллажи
Предложите детям рассмотреть картину известного художника. Обсудите её содержание, а затем попросите ребят создать коллаж из журнальных обрезков по мотивам этой картины. Пусть дети расскажут о получившихся персонажах, своих чувствах и связи между ними.
Коллаж ученика школы «Талантвилль»
Партнерский материал