Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Почему ребенку с РАС трудно общаться
  • Когда дети с РАС начинают говорить
  • Развитие речи у детей с РАС. Упражнения для понимания и развития речевой функции.
  • Как научить ребенка с РАС читать
  • Развитие чувства юмора у детей с РАС.

Ребенку с расстройством аутистического спектра трудно вступать в диалог, шутить или понимать намеки. По-другому воспринимает речь, мимику и интонации. Обычное общение может вызывать тревогу, а попытки наладить контакт — непонимание или отказ. Но это не значит, что не хочет общаться.

Как помочь ребёнку научиться говорить, читать и понимать юмор? Какие методики эффективны, а от каких лучше отказаться? Об этом поговорим с педагогом-дефектологом Сергеем Барановым — экспертом НИИДПО, образовательной компании группы. АкадемСити— Разработали план работы, изучили, как привлечь внимание ребёнка и как пробудить в нём желание общаться с другими людьми.

Почему ребенку с РАС трудно общаться

Ребенок с расстройством аутистического спектра воспринимает мир иначе. То, что для других — обычное общение, может казаться ему пугающим или непонятным. Ему не всегда удаётся замечать эмоции собеседника, улавливать интонации и понимать необходимость смотреть в глаза или говорить о чувствах.

Ему требуется большое напряжение для общения, которое порой провоцирует тревогу. Для того чтобы ребёнку удалось налаживать контакт с другими людьми, важно разобраться, что препятствует его участию в разговорах.

Непонимание социальных сигналов. Поскольку детям с РАС трудно распознавать и понимать невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и интонацию, улыбка или нахмуренные брови могут у них не вызывать ожидаемой реакции. Это затрудняет понимание эмоций говорящего и адекватный ответ на них.

Трудности в установлении зрительного контакта. Многие дети с РАС не любят смотреть людям прямо в глаза. Это может им быть неприятным или вызывать беспокойство. Взаимодействие труднее из-за этого, ведь в общении взгляд важен для связи людей.

Сенсорная чувствительность. Ребенок с РАС может остро реагировать на громкие звуки, яркий свет или прикосновения, а иногда почти не замечать их.

Сниженная социальная мотивация. Ребенок может не понимать необходимости общения. В отличие от обычного малыша, который делится впечатлениями с взрослым, ребенок с РАС может полностью погрузиться в свою деятельность или тему, не обращая внимания на реакцию других.

Задержки в развитии речи. Часть детей не общаются словами, другие употребляют речь не так, как положено, пересказывая слышимые выражения или рассказывая о себе от третьего лица.

Высокая тревожность. Переизбыток раздражителей, неожиданные реакции других и непонимание норм общения превращают обычное общение в стрессовую ситуацию. Ребенок может отреагировать замкнутостью, избеганием контакта или вызывающим поведением — не из грубости, а из страха.

Предпочтение одиночества. Детям с такими особенностями комфортно в обстановке, где все предсказуемо и под контролем, им не нужно много общаться.

Когда дети с РАС начинают говорить

Начало речи у детей с расстройством аутистического спектра может быть разным. У некоторых речь появляется к двум-трем годам, как и у обычных детей. Другие начинают говорить позже – в 4–6 лет или даже старше. В некоторых случаях речь вообще не развивается, тогда специалисты предлагают альтернативные способы общения, например карточки, жесты или специальные программы.

Развитие речи у детей с РАС может быть необычным: кто-то молчит годами, а потом произносит длинные фразы, кто-то повторяет слова и фразы без понимания их смысла – это эхолалия.

Иногда речь развивается не по единому сценарию, как у детей без особенностей развития. Некоторые начинают с отдельных слов, другие — со звуков, таких как «аа», «ба», «бум», третьи же — с фраз из фильмов или песен.

Мне рассказали о мальчике, который долго молчал, а потом неожиданно стал повторять диалоги из любимого мультика. С этих знакомых фраз он начал строить свои собственные предложения.

Сергей Баранов

Ребенок с РАС может говорить, называя предметы, считая или пою , но при этом не использовать речь для общения: не задавать вопросов и не обращаться к другим.

Специалистам и родителям важно не просто ожидать появления у малыша слов, а помогать ему осознать назначение этих слов. Чем осмысленнее общение для ребёнка, тем быстрее он начнёт применять речь в качестве средства взаимодействия с окружающим миром.

Упражнения для развития речи у детей с расстройством аутистического спектра.

Ребёнок с расстройством аутистического спектра может выучить речь, но ему потребуется больше времени и иной метод обучения. Необходимо принимать во внимание его увлечения, индивидуальные особенности восприятия и не торопиться. Основная цель – сделать общение понятным, лёгким и увлекательным.

Начинаем с мотивации. Ребенок с расстройством аутистического спектра не всегда понимает назначение речи. Взрослому нужно связать речь с чем-то приятным: если малышу нравится катать машинку, взрослый может произносить «вжух» или «бип» при каждом толчке. Со временем ребенок начнет повторять эти звуки.

Игрой с мыльными пузырями можно добиться эффекта. При лопании пузыря взрослый произносит «бах» или «пух».

Сергей Баранов

Не убираем любимые игрушки. Ребенок может приносить на занятие любимую игрушку и не желать с ней расставаться. Не стоит забирать ее. Игрушка может стать связующим звеном между миром ребенка и реальностью. Через нее ребенок чувствует себя защищенным и готов к общению. Давление или запреты могут вызвать протест или замкнутость. Лучше использовать игрушку в занятии: попросить ребенка показать, как она «едет», «прыгает», «спит».

Пробуем пение и повторения. Простые детские песенки с повторяющимися словами способствуют развитию речи.
Мелодия притягивает внимание, а ритм упрощает запоминание. Песенка про «ля-ля-ля», например, может стать первым шагом к звукоподражанию.

Если ребенок склонен к эхолалии — повторяет фразы взрослых или цитаты из мультфильмов — это тоже можно использовать для развития речи. Важно подхватывать его реплики и превращать их в диалог. Так он начнет чувствовать, что слова вызывают реакцию.

Используем визуальную поддержку. Многие дети не начинают говорить, но способны общаться с помощью карточек. Метод PECS (Picture Exchange Communication System) помогает перейти от обмена изображениями к словам. Ребенок сначала предъявляет карточку с изображением предмета, а потом учится называть его.

Данный способ эффективен при задержке начала речи. Важно действовать спокойно и не спешить. Постоянное применение карточек – хороший прогресс.

Даем время и поддержку. Развитие речи у каждого ребёнка проходит по-разному. Некоторые начинают говорить в 2–3 года, другие – в 5, 7 и позднее. Длительное молчание может смениться внезапной фразой, затем устойчивыми словами. Для успешного развития речи важны терпение, регулярность и принятие.

Дефектолог помогает ребёнку научиться говорить, давая ему специальные упражнения и создавая благоприятную обстановку для этого.

Как научить ребенка с РАС читать

Ребенок с расстройством аутистического спектра может научиться читать, если использовать подходящие подходы, учитывающие его специфику. Обычные методики могут быть неэффективны — необходимо строить обучение на основе зрительного восприятия, интереса и потребности в предсказуемости.

Глобальное чтение — от слова к букве признаётся одним из самых эффективных методов обучения. Сначала ребёнок запоминает целые слова, а затем начинает замечать в них буквы и звуки. Например, карточка с надписью «мама» и фотографией мамы помогает связать написанное слово с конкретным образом.

Хорошо действуют краткие слова: дом, кот, сок, мяч. К каждому прилагается картинка и произношение вслух. Необходимо постоянно демонстрировать слово – тогда оно усваивается быстрее.

Визуальные подсказки и порядок. Повторяемость и порядок – вот что нравится многим детям с РАС. Из этого можно извлечь пользу: например, выкладывать буквы в установленном порядке, сортировать карточки по цвету или величине, выполнять упражнения по образцу.

Девочка с расстройством аутистического спектра научилась читать, так как увлекалась упорядочиванием букв алфавитом. Это увлечение стало основой для дальнейшего обучения: от раскладки она перешла к прочтению слов.

Сергей Баранов

Игры и технологии. Приложения с движущимися буквами, звуками и анимацией отлично привлекают внимание. Эти игры обычно вызывают положительные эмоции и способствуют более быстрому обучению грамоте. Важно выбирать программы с понятным интерфейсом и размеренным ритмом.

Хорошо подходят настольные игры с буквами, пазлы со словами и карточки для составления простых фраз.

Короткие, но регулярные занятия. Ребенок с расстройством аутистического спектра быстрее утомляется, особенно при столкновении с трудностями в материале. Лучше проводить занятия по 5–10 минут, но ежедневно. Необходимо отмечать и хвалить маленькие достижения, чтобы сформировать положительное отношение к обучению.

Учитываем интерес. Любящий машинки малыш с легкостью запомнит «колесо», «трактор», «бип». Если же ему нравятся животные, то лучше использовать слова «кот», «пес», «рыба». Связь между словом и интересом ускоряет запоминание.

Обучение юмору у детей с расстройством аутистического спектра.

Юмор помогает людям общаться, находить общий язык и чувствовать себя частью группы. Однако ребенок с РАС может не понимать, в чём заключается смешное, зачем шутят и почему другие реагируют на шутки смехом. Его мышление часто основывается на конкретных фактах, а восприятие социальных сигналов отличается от обычного. Именно поэтому постижение юмора требует терпения и постепенной работы.

Начинаем с понятного и предсказуемого. Сначала малыш познает мир через лёгкие игры, где смех рождается из неожиданности. В качестве примера: игрушечный зверь будто упал со стола или взрослый прячется за подушкой, произнося «ку-ку». Такие моменты понятны и не вызывают страха.

Не стоит применять резкие звуки, неожиданные прикосновения или «шутки», которые малыш может счесть угрозой. Вместо этого, поощряйте спокойную и позитивную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.

Сергей Баранов

Объясняем, что смешно и почему. Для того чтобы понять смысл слов юмора, необходимы объяснения. Шутка «Почему мышка не пришла на урок? Потому что ела сыр!» нуждается в разборе. Вначале взрослый произносит шутку, а потом объясняет: «Это смешно, потому что мышки любят сыр и забыли о занятии».

Повторение важно. Однажды — это лишь звук. Десять раз — и ребёнок начнёт разбираться в строении фразы. Сперва запомнит её, потом ответит, а затем попробует сочинить что-то своё.

Ценим и поощряем неповторимое чувство юмора каждого. Дети с РАС часто имеют свой особый юмор. Некоторые из них смеются, когда взрослый ошибается в счёте. Другие радуются, если предмет находится не там, где их ожидали. Один мальчик начинал смеяться, когда осознавал, что посчитал быстрее взрослого — это и стало его способом шутить.

Этот вид юмора так же важен, как и традиционные шутка.
Он способствует налаживанию связи, помогает узнать, что интересует ребёнку, и применять эти знания во время занятий.

Создаем безопасное пространство для смеха. Малышу нужно знать, что смех — это естественно и хорошо. Когда взрослые отвечают улыбкой на его веселье, это облегчает ребёнку понимание социальных норм.

Юмор — это повод для общения. Если ребёнок с расстройством аутистического спектра начинает понимать шутки, то это сигнал того, что он налаживает контакт с окружающими.