
Содержание:
- Почему ребенку с РАС трудно общаться
- Когда дети с РАС начинают говорить
- Развитие речи у детей с РАС. Упражнения для понимания и развития речевой функции.
- Как научить ребенка с РАС читать
- Развитие чувства юмора у детей с РАС.
Ребенку с расстройством аутистического спектра трудно вступать в диалог, шутить или понимать намеки. По-другому воспринимает речь, мимику и интонации. Обычное общение может вызывать тревогу, а попытки наладить контакт — непонимание или отказ. Но это не значит, что не хочет общаться.
Как помочь ребёнку научиться говорить, читать и понимать юмор? Какие методики эффективны, а от каких лучше отказаться? Об этом поговорим с педагогом-дефектологом Сергеем Барановым — экспертом НИИДПО, образовательной компании группы. АкадемСити— Разработали план работы, изучили, как привлечь внимание ребёнка и как пробудить в нём желание общаться с другими людьми.
Почему ребенку с РАС трудно общаться
Ребенок с расстройством аутистического спектра воспринимает мир иначе. То, что для других — обычное общение, может казаться ему пугающим или непонятным. Ему не всегда удаётся замечать эмоции собеседника, улавливать интонации и понимать необходимость смотреть в глаза или говорить о чувствах.
Ему требуется большое напряжение для общения, которое порой провоцирует тревогу. Для того чтобы ребёнку удалось налаживать контакт с другими людьми, важно разобраться, что препятствует его участию в разговорах.
Непонимание социальных сигналов. Поскольку детям с РАС трудно распознавать и понимать невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и интонацию, улыбка или нахмуренные брови могут у них не вызывать ожидаемой реакции. Это затрудняет понимание эмоций говорящего и адекватный ответ на них.
Трудности в установлении зрительного контакта. Многие дети с РАС не любят смотреть людям прямо в глаза. Это может им быть неприятным или вызывать беспокойство. Взаимодействие труднее из-за этого, ведь в общении взгляд важен для связи людей.
Сенсорная чувствительность. Ребенок с РАС может остро реагировать на громкие звуки, яркий свет или прикосновения, а иногда почти не замечать их.
Сниженная социальная мотивация. Ребенок может не понимать необходимости общения. В отличие от обычного малыша, который делится впечатлениями с взрослым, ребенок с РАС может полностью погрузиться в свою деятельность или тему, не обращая внимания на реакцию других.
Задержки в развитии речи. Часть детей не общаются словами, другие употребляют речь не так, как положено, пересказывая слышимые выражения или рассказывая о себе от третьего лица.
Высокая тревожность. Переизбыток раздражителей, неожиданные реакции других и непонимание норм общения превращают обычное общение в стрессовую ситуацию. Ребенок может отреагировать замкнутостью, избеганием контакта или вызывающим поведением — не из грубости, а из страха.
Предпочтение одиночества. Детям с такими особенностями комфортно в обстановке, где все предсказуемо и под контролем, им не нужно много общаться.
Когда дети с РАС начинают говорить
Начало речи у детей с расстройством аутистического спектра может быть разным. У некоторых речь появляется к двум-трем годам, как и у обычных детей. Другие начинают говорить позже – в 4–6 лет или даже старше. В некоторых случаях речь вообще не развивается, тогда специалисты предлагают альтернативные способы общения, например карточки, жесты или специальные программы.
Развитие речи у детей с РАС может быть необычным: кто-то молчит годами, а потом произносит длинные фразы, кто-то повторяет слова и фразы без понимания их смысла – это эхолалия.
Иногда речь развивается не по единому сценарию, как у детей без особенностей развития. Некоторые начинают с отдельных слов, другие — со звуков, таких как «аа», «ба», «бум», третьи же — с фраз из фильмов или песен.
Ребенок с РАС может говорить, называя предметы, считая или пою , но при этом не использовать речь для общения: не задавать вопросов и не обращаться к другим.
Специалистам и родителям важно не просто ожидать появления у малыша слов, а помогать ему осознать назначение этих слов. Чем осмысленнее общение для ребёнка, тем быстрее он начнёт применять речь в качестве средства взаимодействия с окружающим миром.
Упражнения для развития речи у детей с расстройством аутистического спектра.
Ребёнок с расстройством аутистического спектра может выучить речь, но ему потребуется больше времени и иной метод обучения. Необходимо принимать во внимание его увлечения, индивидуальные особенности восприятия и не торопиться. Основная цель – сделать общение понятным, лёгким и увлекательным.
Начинаем с мотивации. Ребенок с расстройством аутистического спектра не всегда понимает назначение речи. Взрослому нужно связать речь с чем-то приятным: если малышу нравится катать машинку, взрослый может произносить «вжух» или «бип» при каждом толчке. Со временем ребенок начнет повторять эти звуки.
Не убираем любимые игрушки. Ребенок может приносить на занятие любимую игрушку и не желать с ней расставаться. Не стоит забирать ее. Игрушка может стать связующим звеном между миром ребенка и реальностью. Через нее ребенок чувствует себя защищенным и готов к общению. Давление или запреты могут вызвать протест или замкнутость. Лучше использовать игрушку в занятии: попросить ребенка показать, как она «едет», «прыгает», «спит».
Пробуем пение и повторения. Простые детские песенки с повторяющимися словами способствуют развитию речи.
Мелодия притягивает внимание, а ритм упрощает запоминание. Песенка про «ля-ля-ля», например, может стать первым шагом к звукоподражанию.
Если ребенок склонен к эхолалии — повторяет фразы взрослых или цитаты из мультфильмов — это тоже можно использовать для развития речи. Важно подхватывать его реплики и превращать их в диалог. Так он начнет чувствовать, что слова вызывают реакцию.
Используем визуальную поддержку. Многие дети не начинают говорить, но способны общаться с помощью карточек. Метод PECS (Picture Exchange Communication System) помогает перейти от обмена изображениями к словам. Ребенок сначала предъявляет карточку с изображением предмета, а потом учится называть его.
Данный способ эффективен при задержке начала речи. Важно действовать спокойно и не спешить. Постоянное применение карточек – хороший прогресс.
Даем время и поддержку. Развитие речи у каждого ребёнка проходит по-разному. Некоторые начинают говорить в 2–3 года, другие – в 5, 7 и позднее. Длительное молчание может смениться внезапной фразой, затем устойчивыми словами. Для успешного развития речи важны терпение, регулярность и принятие.
Дефектолог помогает ребёнку научиться говорить, давая ему специальные упражнения и создавая благоприятную обстановку для этого.
Как научить ребенка с РАС читать
Ребенок с расстройством аутистического спектра может научиться читать, если использовать подходящие подходы, учитывающие его специфику. Обычные методики могут быть неэффективны — необходимо строить обучение на основе зрительного восприятия, интереса и потребности в предсказуемости.
Глобальное чтение — от слова к букве признаётся одним из самых эффективных методов обучения. Сначала ребёнок запоминает целые слова, а затем начинает замечать в них буквы и звуки. Например, карточка с надписью «мама» и фотографией мамы помогает связать написанное слово с конкретным образом.
Хорошо действуют краткие слова: дом, кот, сок, мяч. К каждому прилагается картинка и произношение вслух. Необходимо постоянно демонстрировать слово – тогда оно усваивается быстрее.
Визуальные подсказки и порядок. Повторяемость и порядок – вот что нравится многим детям с РАС. Из этого можно извлечь пользу: например, выкладывать буквы в установленном порядке, сортировать карточки по цвету или величине, выполнять упражнения по образцу.
Игры и технологии. Приложения с движущимися буквами, звуками и анимацией отлично привлекают внимание. Эти игры обычно вызывают положительные эмоции и способствуют более быстрому обучению грамоте. Важно выбирать программы с понятным интерфейсом и размеренным ритмом.
Хорошо подходят настольные игры с буквами, пазлы со словами и карточки для составления простых фраз.
Короткие, но регулярные занятия. Ребенок с расстройством аутистического спектра быстрее утомляется, особенно при столкновении с трудностями в материале. Лучше проводить занятия по 5–10 минут, но ежедневно. Необходимо отмечать и хвалить маленькие достижения, чтобы сформировать положительное отношение к обучению.
Учитываем интерес. Любящий машинки малыш с легкостью запомнит «колесо», «трактор», «бип». Если же ему нравятся животные, то лучше использовать слова «кот», «пес», «рыба». Связь между словом и интересом ускоряет запоминание.
Обучение юмору у детей с расстройством аутистического спектра.
Юмор помогает людям общаться, находить общий язык и чувствовать себя частью группы. Однако ребенок с РАС может не понимать, в чём заключается смешное, зачем шутят и почему другие реагируют на шутки смехом. Его мышление часто основывается на конкретных фактах, а восприятие социальных сигналов отличается от обычного. Именно поэтому постижение юмора требует терпения и постепенной работы.
Начинаем с понятного и предсказуемого. Сначала малыш познает мир через лёгкие игры, где смех рождается из неожиданности. В качестве примера: игрушечный зверь будто упал со стола или взрослый прячется за подушкой, произнося «ку-ку». Такие моменты понятны и не вызывают страха.
Объясняем, что смешно и почему. Для того чтобы понять смысл слов юмора, необходимы объяснения. Шутка «Почему мышка не пришла на урок? Потому что ела сыр!» нуждается в разборе. Вначале взрослый произносит шутку, а потом объясняет: «Это смешно, потому что мышки любят сыр и забыли о занятии».
Повторение важно. Однажды — это лишь звук. Десять раз — и ребёнок начнёт разбираться в строении фразы. Сперва запомнит её, потом ответит, а затем попробует сочинить что-то своё.
Ценим и поощряем неповторимое чувство юмора каждого. Дети с РАС часто имеют свой особый юмор. Некоторые из них смеются, когда взрослый ошибается в счёте. Другие радуются, если предмет находится не там, где их ожидали. Один мальчик начинал смеяться, когда осознавал, что посчитал быстрее взрослого — это и стало его способом шутить.
Этот вид юмора так же важен, как и традиционные шутка.
Он способствует налаживанию связи, помогает узнать, что интересует ребёнку, и применять эти знания во время занятий.
Создаем безопасное пространство для смеха. Малышу нужно знать, что смех — это естественно и хорошо. Когда взрослые отвечают улыбкой на его веселье, это облегчает ребёнку понимание социальных норм.
Юмор — это повод для общения. Если ребёнок с расстройством аутистического спектра начинает понимать шутки, то это сигнал того, что он налаживает контакт с окружающими.