Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Зачем работать над координацией движений
  • Часто задаваемые вопросы: какие методы применяются при работе со взрослыми?
  • 5 упражнений на координацию
  • 5 советов от эксперта начинающим тренерам
  • Развитие координации движений у детей 2-3 лет
  • Упражнения для детей 4-5 лет
  • Упражнения для детей 6-7 лет
  • Координация и работа с подростками

Тренер на занятиях применяет упражнения для развития равновесия и координации движений. Подбор методики зависит от возраста и задач клиента. Такой подход повысит результативность тренировки и улучшит показатели клиентов. Преподаватель хатха-йоги рассказала о важности этого внимания и способах развития баланса. Светлана Моспанова.

Зачем работать над координацией движений

Координация — это согласованное движение частей тела, которое человек контролирует. Она важна как для профессиональных спортсменов, так и для детей и взрослых, не занимающихся спортом. Люди, уверенно владеющие своим телом, отличаются быстрой реакцией и хорошим равновесием.

Важно обращать внимание на координацию по нескольким причинам.

  • Умственные способности. Движения взаимосвязаны с работой мозга и центральной нервной системы. Нарушение процессов возбуждения и торможения приводит к потере координации. Такая проблема часто встречается у гиперактивных детей. Тренировки повышают когнитивные функции: внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.
  • Безопасность в быту. Уверенность в управлении своим телом позволяет избежать серьёзных травм. В случае падения на льду или спотыкания по лестнице человек вовремя реагирует и необходимые мышцы работают быстро, снижая риск для здоровья.
  • Спортивная подготовка. Работа над координацией и балансом ускорит успех в спорте, как профессиональном, так и любительском.
  • Улучшение осанки и баланса. Развитие координации тесно связано с балансом и позвоночником. Овладение этими навыками укрепляет все группы мышц, улучшает осанку и повышает устойчивость тела. В результате снижается напряжение в спине и шее, а также предотвращаются проблемы с нарушением равновесия.

Координация позволяет сохранить форму тела и улучшает качество жизни. Благодаря ей выполнение обычных действий становится легким и безопасным, а занятия спортом и активным отдыхом – возможными без угрозы травм.

Методики взаимодействия со взрослыми: ответы на часто задаваемые вопросы.

Развитие баланса нуждается в комплексном подходе. Требуется выявление проблемных моментов, учет возможностей и ограничений спортсмена и отбор методов развития координации, соответствующих полученной информации.

  1. Оценить клиентаДля начала следует оценить баланс и координацию каждого взрослого. Можно попросить их постоять на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами, а также пройти по прямой линии, чтобы проверить равновесие в движении. Так можно определить слабые стороны и понять, какие навыки нужно совершенствовать.
  2. Давать упражнения на нестабильных поверхностях. В тренировку полезно включить задания, выполняемые на балансировочных досках, подушках или мягких матах. Это активизирует мышцы-стабилизаторы, помогающие реагировать на изменения положения и сохранять равновесие. Постепенно площадь опоры можно уменьшать.
  3. Нагружать комплексно. Чтобы эффективно тренироваться, комбинируйте упражнения на баланс и координацию с силовыми и аэробными. Примеры: приседания, выпады, ходьба с изменением направления, упражнения с мячом. Это улучшает общее состояние физической формы.
  4. Развивать проприоцепции. Это внутреннее ощущение позволяет нам знать положение конечностей и движение тела. Улучшить связь между мозгом и мышцами помогают задачи: ходить с закрытыми глазами по прямой или заданной траектории, стоять на одной ноге при разных положениях рук и выполнять упражнения на фитболе.
  5. Использовать танцевальную практику. Танцы повышают равновесие, увеличивают выносливость и пластичность тела, а также улучшают гибкость. В движениях можно использовать любимую музыку и задать желаемый ритм.
На занятиях можно выполнять разные задачи одновременно или попеременно. Упражнения целесообразно проводить по отдельности дома. Преподаватель покажет технику выполнения и расскажет, какие задания подойдут для домашней тренировки, исходя из пожеланий и особенностей занимающегося.

Светлана Моспанова

5 упражнений на координацию

Требования могут отличаться в зависимости от возраста, состояния здоровья и физической подготовки. В случае длительных тренировок без противопоказаний комплекс можно усложнить.

Как улучшить координацию с помощью тренировок?

«Ласточка»Для выполнения упражнения на баланс с наклоном корпуса нужно наклониться вперед и выпрямить назад ногу, расположенную параллельно полу. Для лучшего поддержания равновесия рекомендуется расположить руки в стороны.

«Груз на голове»Для выполнения этого упражнения требуется плоский, не слишком тяжёлый предмет, например, книга или кирпич для йоги. Его нужно положить на голову и постараться удержать. Сначала упражнение выполняется в позе стоя. Если предмет не падает, задание можно сделать сложнее: ходить, поворачиваться и приседать.

«Брось-поймай». Для игры потребуется мяч средних размеров. Человек должен бросать мяч в стену и ловить его обратно. Можно добавлять хлопки в ладоши, прыжки и приседания между бросками. Важно успевать поймать мяч сразу после отскока. Чем больше мяч, тем легче игра. С маленьким мячом можно тренироваться ловить правой и левой рукой по очереди.

«Стойка». Простой и эффективный метод. Встаньте прямо, поднимите руки вверх и отталкивайтесь носками от пола. Возможно выполнять лёгкие наклоны в стороны и закрывать глаза.

«Дерево». Упражнение используется в разных йогических практиках. Правая или левая нога человека ставится на внутреннюю часть бедра другой ноги, на которой он стоит. Колено отводится в сторону. Руки могут быть вытянуты вверх, держатся перед собой или разведены в стороны. В этом положении рекомендуется находиться не менее 30 секунд. При легком выполнении можно закрыть глаза — удержать равновесие станет труднее.

5 советов от эксперта начинающим тренерам

Инструктор по хатха-йоге Светлана Моспанова предлагает несколько рекомендаций для индивидуальных и групповых занятий.

Начните с базовых упражнений. Перед изучением сложных упражнений сохните фундамент. Практикуйтесь в ощущении стоп, равномерном распределении веса тела, понимании точек опоры. Это даст чувство стабильности и уверенности.

Развивайте у учеников чувство своего места в пространстве. В простых упражнениях на баланс полезно закрыть глаза. Предложите двигаться плавно и с вниманием, сосредоточившись на ощущениях в мускулатуре и суставах.

Дыхание важно для поддержания баланса. Научите учащихся выполнять глубокие и равномерные вдохи во время тренировки. Преднамеренное задержка дыхания может нарушить равновесие.

Сконцентрируй взгляд на неизменяемой точке для поддержания баланса. Это помогает успокоить ум и стабилизировать тело.

Создавайте спокойную рабочую атмосферу. Баланс тесно связан как с физической устойчивостью, так и с эмоциональным состоянием. Поддерживайте комфортную атмосферу на занятиях и помогайте ученикам избегать сравнения себя друг с другом.

Развивайте равновесие и координацию с помощью упражнений, ощущая реакцию тела на каждое движение. По мере освоения простых заданий включайте более сложные. Регулярная практика приведёт к улучшению координации и баланса, а также повысит уверенность и спокойствие.

Светлана Моспанова

Развитие координации движений у детей 2-3 лет

В этом возрасте дети словно исследователи, познавая мир посредством движения. Активный ребенок учится преодолевать препятствия. Помощь взрослых и специальные упражнения способствуют этому процессу безопасным и правильным образом.

Вот несколько упражнений:

  • «Веселые шаги». Выстройте ряд из кирпичиков или кубиков. Ребенок должен осторожно переступать через них, не задев. Задание можно выполнить в соревновательном порядке или использовать более высокое препятствие, например, из двух кубиков.
  • «Футболист». Малыш то одной ногой, то другой пинает мячик. Мяч должен быть мягким, но не слишком податливым, чтобы не ушибить ножку при ударе.
  • «Корзинка». Подготовьте заранее ведро или корзинку. Рассейте рядом игрушки, кирпичики или мячи. Ребенку нужно будет бегать к предметам, брать их и класть в емкость. Выполнять упражнение можно под музыку.
  • «Змейка». Для выполнения задания нужно расположить ряд предметов, например, кеглей. Ребенок перемещается зигзагом, обходя предметы со всех сторон.

Многие дети нуждаются в помощи взрослых. Можно взять малыша за руку и поддержать во время выполнения задания или выполнить его вместе с ребенком.

Упражнения для детей 4-5 лет

Детям можно задавать более сложные упражнения, поскольку улучшается контроль над своим телом. В качестве примеров развития координации подойдут такие задания:

«Ступенька». Ребенок возле маленькой скамейки упражняется, пытаясь прыгать на неё и спускаться вниз.

«По команде». Дети двигаются по кругу или прямолинейно, изменяя положение рук по сигналу: вверх, в стороны, вниз. Можно увеличивать скорость и вводить новые движения.

«Замри». Детям включают музыку. По окончании мелодии необходимо застыть в принятой позе. Эту практику эффективнее проводить группой, так как малыши учатся взаимодействовать.

«Попади». Детям дадут лёгкие предметы — мячи, шишки или каштаны. На небольшой дистанции поставят ведро или корзину. Дети будут бросать предметы в корзину, стараясь не промахнуться.

Упражнения для детей 6-7 лет

Во время игр и занятий дети двигаются, закаляют характер, учатся ставить цели и преодолевать трудности. Это особенно важно для дошкольников. Эти качества пригодятся в учебе. Проблемы с координацией могут привести к трудностям в учёбе и снижению успеваемости. Чтобы этого не случилось, можно использовать различные упражнения.

«Жмурки с колокольчиком». Участников слепают, а ведущий передвигается и звонит в колокольчик. Остальные стараются разобраться в обстановке и поймать его.

«Бросай и лови». Ребенку передают мяч. Можно взять футбольный или волейбольный. Нужно подбросить его руками вверх над головой и поймать, прежде чем он упадет на землю.

«Классики». Популярная у многих игра. Ребятам этого возраста достаточно провести линию по полю: чередовать одну клетку и две клетки. Дети должны выполнить все условия: при одной клетке – прыжок одной ногой, при двух – двумя ногами.

«Кто дольше не уронит». Участники сгибают ногу в колене и поднимают ее. На поднятую ногу ставят мешок с песком или другой тяжелый предмет, который можно удержать. Важно сохранять равновесие и не уронить предмет.

Координация и работа с подростками

Многие подростки ведут малоподвижный образ жизни, проводя много времени с гаджетами. Из-за этого ослабевают и не тренируются мышцы. Нужно мотивировать детей на физическую активность и предлагать различные упражнения для восстановления координации движений.

Период полового созревания сопровождается гормональными изменениями. Часто рост и вес меняются неравномерно, что может приводить к временным трудностям с координацией движений. Важно помнить о нормальности этого процесса и подбирать тренировки с учетом этих особенностей.

Подростки активнее участвуют в тренировках, если в них используются игровые или соревновательные формы. В качестве занятий можно использовать игры с мячом, эстафеты, танцевальные элементы, упражнения на ловкость. Динамичные тренировки не позволяют заскучать и мотивируют продолжать занятия.

В этом возрасте юноши и девушки имеют разные спортивные предпочтения.

Подходят для девочек

Подходят для мальчиков

Йога

Игры с мячом

Пилатес

Единоборства

Современные танцы

Кроссовый бег

Фитнес

Воркаут

Легкая атлетика

Скейтбординг

Развитие координации должно быть индивидуальным для каждого. Необходимо найти увлекательные занятия и реализовать свой потенциал. Подросткам независимо от пола важна поддержка и мотивация.