Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Представляем основные методы формирования критического мышления, применяемые на всех этапах взаимодействия с текстом: поэтапе «вызова», «осмысления» и «рефлексии».

  1. Кластер

Этот прием помогает вызвать ассоциации.

В центре доски или листа бумаги пишут главное понятие. К нему по линиям или стрелкам присоединяют понятия второго уровня — возникающие идеи или ассоциации.

  1. Корзина идей

Учитель указывает главное понятие текущей темы. Дети в течение заданного времени придумывают, а учитель фиксирует, сколько возможно, слов и фраз, относящихся к этому понятию.

  1. Дерево предсказаний

На занятии участники сначала делятся догадками о проблеме или теме, а затем приводят доводы в их поддержку.

Преподаватель отображает все концепции на доске в виде древа.

  • ствол — это тема;
  • ветки — идеи учеников;
  • листва — аргументы для этих предположений.

В конце занятия ученики обращаются к «дереву предсказаний», чтобы узнать, сбылись ли предположения.

  1. Чтение с остановками

На этапе знакомства дети видят название произведения, информацию о его создателе и высказывают свои гипотезы о содержании текста.

На этапе понимания текста учащиеся читают его частями, анализируют содержание каждой и предсказывают дальнейший ход событий.

Помимо чтения требуется периодическое прерывание для постановки вопросов различной сложности: простых — на уровне восприятия текста и более глубоких — для анализа его содержания. Необходимо обязательно задавать вопрос: «Что произойдет далее и по какой причине?».

На стадии рефлексии, когда дети познакомятся с частью текста, корректируют свое представление о материале: сравнивают с идеями, которые были озвучены в начале работы.

  1. «Фишбоун»

Эта техника построения графиков позволяет упорядочить анализ информации по схеме «рыбьего скелета». Центральная часть — главный вопрос темы, верхние элементы — ключевые идеи, нижние — подробности этих идей, конец — краткое решение проблемы.

  1. Таблица «Плюс — минус — интересно»

Этот прием развивает умение анализировать и классифицировать. Когда дети заполняют подобную таблицу, учиться обрабатывать информацию, сохраняя её смысл.

Таблица состоит из трех столбцов.

  • В графу «Плюс» вносятся факты, подтверждающие позитивную сторону вопроса.
  • В графу «Минус» заносятся сведения, дающие ответ на вопрос «Что в этом плохого?».
  • В графе «Интересно» ученики фиксируют факты и идеи, поразившие и запечатлевшиеся в памяти.

Учитель должен специально уделять вниманию детей сначала к положительным моментам, потом к отрицательным, а затем к интересным. .

  1. Матрица ЗХУ: осознаю, стремлюсь узнать, получил информацию.

В начале изучения темы учащиеся заполняют разделы таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».

При анализе сопоставляют известную и новую информацию.

На этапе размышлений, завершившись беседой о тексте, заполняется третья колонка таблицы — «Открыл».

  1. «Шесть шляп мышления»

Прием применяется на этапе рефлексии.

Учитель разделяет класс на шесть групп и каждому участнику даёт шляпу разных цветов. Дети должны поделиться своими впечатлениями и мыслями о занятии, руководствуясь цветом своей шляпы.

Белая: Пожалуйста, поделитесь текстом.

Желтая: Обсуждаем лишь позитивные моменты, ценные уроки, успехи и плодотворные взаимодействия. Обосновываем свои оценки.

Черная: Выявляем противоречия, недостатки, и разберёмся в причинах их возникновения.

Красная: Перечислим испытанные эмоции.

Зеленая: Мы размышляем о возможных альтернативных действиях и способах их осуществления.

Синяя: Сформулируем общие положения из высказываний остальных участников и приведем заключительные результаты.

  1. Диаманта

«Диаманта» — это стихотворение из семи строк, где первое и последнее упоминают обратные понятия.

Первая строка: тема (существительное)

Вторая строка: определение (2 прилагательных)

Третья строка: действие (3 причастия)

Четвертая строка: ассоциации (4 существительных)

Пятая строка: Действие (три причастных). Начинается смена темы.

Шестая строка: определение (2 прилагательных)

Седьмая строка: День

  1. Синквейн

Это вид стиха, состоящий из пяти строк.

Первая строка: Предмет.

Вторая строка: описание темы (два прилагательных);

Третья строка: Действует, движется, взаимодействует.

Четвертая строка: Авторское отношение к теме

Пятая строка: Суть.