
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Представляем основные методы формирования критического мышления, применяемые на всех этапах взаимодействия с текстом: поэтапе «вызова», «осмысления» и «рефлексии».
-
Кластер
Этот прием помогает вызвать ассоциации.
В центре доски или листа бумаги пишут главное понятие. К нему по линиям или стрелкам присоединяют понятия второго уровня — возникающие идеи или ассоциации.
-
Корзина идей
Учитель указывает главное понятие текущей темы. Дети в течение заданного времени придумывают, а учитель фиксирует, сколько возможно, слов и фраз, относящихся к этому понятию.
-
Дерево предсказаний
На занятии участники сначала делятся догадками о проблеме или теме, а затем приводят доводы в их поддержку.
Преподаватель отображает все концепции на доске в виде древа.
- ствол — это тема;
- ветки — идеи учеников;
- листва — аргументы для этих предположений.
В конце занятия ученики обращаются к «дереву предсказаний», чтобы узнать, сбылись ли предположения.
-
Чтение с остановками
На этапе знакомства дети видят название произведения, информацию о его создателе и высказывают свои гипотезы о содержании текста.
На этапе понимания текста учащиеся читают его частями, анализируют содержание каждой и предсказывают дальнейший ход событий.
Помимо чтения требуется периодическое прерывание для постановки вопросов различной сложности: простых — на уровне восприятия текста и более глубоких — для анализа его содержания. Необходимо обязательно задавать вопрос: «Что произойдет далее и по какой причине?».
На стадии рефлексии, когда дети познакомятся с частью текста, корректируют свое представление о материале: сравнивают с идеями, которые были озвучены в начале работы.
-
«Фишбоун»
Эта техника построения графиков позволяет упорядочить анализ информации по схеме «рыбьего скелета». Центральная часть — главный вопрос темы, верхние элементы — ключевые идеи, нижние — подробности этих идей, конец — краткое решение проблемы.
-
Таблица «Плюс — минус — интересно»
Этот прием развивает умение анализировать и классифицировать. Когда дети заполняют подобную таблицу, учиться обрабатывать информацию, сохраняя её смысл.
Таблица состоит из трех столбцов.
- В графу «Плюс» вносятся факты, подтверждающие позитивную сторону вопроса.
- В графу «Минус» заносятся сведения, дающие ответ на вопрос «Что в этом плохого?».
- В графе «Интересно» ученики фиксируют факты и идеи, поразившие и запечатлевшиеся в памяти.
Учитель должен специально уделять вниманию детей сначала к положительным моментам, потом к отрицательным, а затем к интересным. .
-
Матрица ЗХУ: осознаю, стремлюсь узнать, получил информацию.
В начале изучения темы учащиеся заполняют разделы таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».
При анализе сопоставляют известную и новую информацию.
На этапе размышлений, завершившись беседой о тексте, заполняется третья колонка таблицы — «Открыл».
-
«Шесть шляп мышления»
Прием применяется на этапе рефлексии.
Учитель разделяет класс на шесть групп и каждому участнику даёт шляпу разных цветов. Дети должны поделиться своими впечатлениями и мыслями о занятии, руководствуясь цветом своей шляпы.
Белая: Пожалуйста, поделитесь текстом.
Желтая: Обсуждаем лишь позитивные моменты, ценные уроки, успехи и плодотворные взаимодействия. Обосновываем свои оценки.
Черная: Выявляем противоречия, недостатки, и разберёмся в причинах их возникновения.
Красная: Перечислим испытанные эмоции.
Зеленая: Мы размышляем о возможных альтернативных действиях и способах их осуществления.
Синяя: Сформулируем общие положения из высказываний остальных участников и приведем заключительные результаты.
-
Диаманта
«Диаманта» — это стихотворение из семи строк, где первое и последнее упоминают обратные понятия.
Первая строка: тема (существительное)
Вторая строка: определение (2 прилагательных)
Третья строка: действие (3 причастия)
Четвертая строка: ассоциации (4 существительных)
Пятая строка: Действие (три причастных). Начинается смена темы.
Шестая строка: определение (2 прилагательных)
Седьмая строка: День
-
Синквейн
Это вид стиха, состоящий из пяти строк.
Первая строка: Предмет.
Вторая строка: описание темы (два прилагательных);
Третья строка: Действует, движется, взаимодействует.
Четвертая строка: Авторское отношение к теме
Пятая строка: Суть.