
Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая
Критическое мышление – навык анализа информации, выявления ошибок и недостатков в её структуре. Без него невозможны научные исследования, построение и проверка гипотез. Как развивать критическое мышление у детей с помощью игр, поведает… Руководитель компании «Лаборатория игр В-агон» из Новосибирска Михаил Вершинин. .
Зачем нужно критическое мышление (КМ)
Развивая критическое мышление, человек становится исследователем собственного опыта.
Оно подразумевает:
- самостоятельный анализ материала.
С учетом его характера, а не по алгоритму.
- работу с гипотезами и экспериментами.
Критическое мышление позволяет формулировать предположения и подвергать их анализу.
Это можно назвать «искусством сомнения», когда вдруг мы начинаем предполагать, что все может быть не так, как нам кажется, и пытаемся найти этому подтверждение.
Примером качественного сомнения служит Николай Коперник, который засомневался в традиционных наблюдениях, предположил движение Земли вокруг Солнца и проверил своё предположение.
Практически любой выдающийся учёный может служить примером, поскольку большинство открытий рождаются из сомнения, хотя не всегда оно столь явным, как в случае с движением Земли и Солнца.
Какие игры развивают КМ
Множество игр способствует развитию критического мышления. Однако основная трудность заключается в том, чтобы выделить наиболее эффективные для этой задачи.
Двумя главными показателями значимости игр для развития когнитивных механизмов является…
- В игре существуют скрытые сведения, анализ которых прямо сказывается на исходах.
Работа с информацией методами логического анализа и формулирования гипотез напрямую развивает критическое мышление.
- Разные игроки ведут себя на поле по-разному.
В некоторых играх продвинутый игрок может влиять на результат. Например, шахматы. Другие игры создают впечатление полного контроля, но основаны на неизменной случайности. К примеру, «Камень, ножницы, бумага». В этой игре нет системы, которую можно было бы изучить для повышения шансов победы. Такие игры не способствуют развитию критического мышления.
Для решения данной задачи можно применять три вида игр.
-
Игры на работу с гипотезами и прогнозами
Создаются условия, позволяющие игроку формулировать гипотезы и проверять их экспериментально.
Игра должна быть объективной системой, независимой от внешних оценок, например мнения жюри. Решения, развивающие критическое мышление, часто рождаются на сложном материале, где легко ошибиться, и даже жюри не исключено от этого.
Кроме того, участникам игры важно не иметь заранее продуманной стратегии действий. Иногда для победы нужно разработать собственную тактику. Однако, как только это достигнуто, игра перестаёт стимулировать развитие мышления.
Всех знакома игра на угадывание предмета, где участники задают ведущему уточняющие вопросы. Обычно вопросы построены так, что отвечать на них можно только «Да» или «Нет». Игра полезна для детей — дошкольников и учеников младших классов. Она учит поиску по алгоритму, проверке нескольких гипотез, но в какой-то момент игрок начинает пользоваться одним выработанным им алгоритмом. В этот момент ценность игры для развития критического мышления снижается.
-
Игры с обманом и блефом
Игры, основанные на обмане и блефе, тренируют критическое мышление.
- В игре должна быть логика, позволяющая установить правду, даже если это бывает затруднительно.
- Эта логика должна быть достаточно сложной, чтобы не всем удавалось ее разгадать, но все же не такой уж сложной, чтобы никто не мог это сделать. Если никто не может ее разгадать, то скорее всего, в конструкции игры есть ошибка.
Блеф на развитие критического мышления можно демонстрировать с помощью покера, но из-за специфики его применения в учебной обстановке неудобно. Вместо этого можно использовать популярную игру Among Us.
Цель игры — найти игрока, который вредит группе и препятствует полёту на космическом корабле. По сути, это похоже на «Мафию», но помимо аргументации, как в «Мафии», в Among Us есть объективные улики: можно сравнить местонахождение каждого игрока во время преступления, его направление движения и объяснения действий. Это создаёт объективный уровень игры, который помогает логически определить подвоха.
-
Игры на анализ действий
Такая игра:
- Игра должна быть захватывающей и сложной, для освоения которой нужно сыграть не одну раз.
- Действия следует тестировать в реальных партиях.
- Для освоения игры, требующей высокого уровня сложности, нужен компетентный инструктор.
Шахматы — классический пример развития критического мышления. Человек играет множество партий и анализирует их.
В шахматной практике можно проверить результаты анализа и наблюдать его действие. Ученики, анализирующие партии, обычно играют лучше, чем те, кто этого не делают.
Как интегрировать игры на КМ в учебный процесс
Игры на построение гипотез можно применять на уроках естественнонаучных дисциплин. Например, на физике попросить учащихся предположить место поломки деревянной линейки при определенной силе. Или на уроке химии — составить гипотезу о возможных результатах эксперимента.
Блеф-прогнозирование также эффективно. На начальном этапе урока можно провести игру «Верю — не верю», где дети высказывают свое мнение о правдивости утверждения. Учителю необходимо иметь аргументы для ведения блефа, а ученикам — доводы для его разоблачения.
Лучше всего, когда отвечая «Да» или «Нет», ученики обосновывают свои предположения установленными фактами, поскольку случайное угадывание не способствует развитию критического мышления.
Прогностические игры разных масштабов можно использовать в учебном процессе для разнообразия подачи информации. Такие игры подойдут как старту занятий, к примеру, вначале урока, так и для подведения итогов изученной темы.
В свободное от уроков время можно использовать игры более активно. Можно организовать сессии по шахматам или шашкам с последующим анализом партий или провести научную школу, где игровые задания на построение гипотез дополнят неигровые эксперименты.
Игра – способ подачи материала и развития навыков, как и уроки, лекции или практические занятия. Полезно сочетать игры с другими учебными мероприятиями.
Материалы по теме:
- 5 современных настольных игр для детей и взрослых