Фото: img.freepik.com

Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Лидерство пригодится не только руководителям, но и всем стремящимся к профессиональному и личностному росту. Развитие этих качеств важно начинать с ученических лет. Эксперт поделится советами о том, как вырастить лидера. АкадемСитиПреподаватель высшей категории, магистр социально-культурной деятельности, Андрей Чипышев.

Что такое лидерство и для чего детям важно развивать личные качества, помогающие стать лидерами?

Лидерские качества у ребенка – это черты характера, навыки, таланты и способности, помогающие последовательно двигаться к цели и оказывать влияние на поведение других. Лидер не только руководит командой, но и умеет вдохновлять и вести за собой, принимать решения и создавать условия для продуктивной работы.

Склонности к лидерству закладываются с самого раннего детства при условии, что родители, родные и педагоги способствуют ощущению важности у ребенка и стремлению быть на первом месте. Лидерские качества продолжают совершенствоваться в школе под воздействием не только близких людей, но и друзей, сверстников, личных переживаний и наблюдений.

В каждом человеке есть скрытые возможности, сформированные по-разному.

Формирование у ребенка уверенности в себе и лидерских качеств не означает воспитание высокомерного эгоиста. Человек с лидерскими способностями умело распоряжается ресурсами и объективно оценивает самого себя, окружающих и сложившуюся ситуацию. В частности:

  • Формулируют ясные цели и изыскивают собственные пути достижения успеха.
  • Самодостаточны и горды собой.
  • Способен слушать, вдохновлять и убедительно доносить свою точку зрения.
  • Принимают решения и несут за них ответственность.
  • Обладают эмоциональным интеллектом.
  • Урегулирование разногласий и поддержание благоприятной атмосферы в коллективе.
  • Поддерживают эффективность даже при напряжении и оперативно схватывают перемены.

Лидерский потенциал представляет собой сочетание природных качеств и развитых навыков, позволяющих человеку успешно управлять, мотивировать и вести других к выполнению общих задач.

Какие качества руководителя важны для ребенка? Цель и задача «Школы лидеров».

В расписании нет урока, специально направленного на развитие лидерства. Учителям часто не хватает времени на формирование лидерских качеств у подростков. Воспитание лидера в ребенке – это задача дополнительного образования, которое реализует «Школу лидеров».

«Школа лидеров» – детский совет самоорганизации, совместно с наставником выполняющий задачи общественного значения.

  • Создаёт клубы по интересующим вопросам: научные группы, клубы по дискуссии, студии творчества.
  • Разрабатывает образовательные медиапроекты: печатные издания, аудиопередачи и видеоконтент для YouTube.
  • Внедряет экопроекты: зелёные зоны, сортировка отходов и посадка деревьев во дворе школы.
  • Обществет работу с домами престарелых и приютами для животных.
  • готовит тренинги и семинары.

Программа «Школа лидеров» воспитывает лидерские качества детей и представителей групп самоуправления, при этом прививая им активное отношение к жизни.

Как развивать лидерские качества? Об этом – Школа лидеров.

Для формирования группы лидеров необходим наставник, выполняющий функции руководителя и обучающего ребят. Для этой роли можно пригласить преподавателя или педагога-организатора.

Руководитель руководствуется принципом «Я» — это способствует его способности объединять руководителей вокруг себя. В работе применяют следующее:

Важно, чтобы педагог нравился ученикам и им интересовался. Руководителю необходимо искренне заботиться о детях, чтобы приобрести авторитет. Если ребята увидят, что наставник ценит их идеи, интересы и ценности, то будут ему доверять.

«Я» устанавливает направление работы группы. Тема определяется типом учреждения. В кадетской школе это могут быть театрализованные исторические сражения. Школа с инженерным уклоном может сосредоточиться на лего-конструкторе и робототехнике, а в школе с оркестром – вокруг музыки.

С проектами руководителей стоит участвовать в конкурсах. Победы повысят рейтинг школы, а дети увидят, что их труд полезен и востребован. Ученики гордятся собой, когда их проект отметят, и захотят предлагать новые идеи. Например, группа участников разработала дизайн контейнеров для сбора батареек и пластиковых крышек, которые установили в школах страны.

Руководитель заинтересовывает учеников выбранной темой, ставя перед ними как далекие, так и близкие цели, главное — чтобы обе вдохновляли. К примеру, большая цель — проводить ежегодные хакатоны, игры и соревнования по программированию между школами города. Но сначала нужно добиться меньшей цели: создать школьную IT-лабораторию – площадку для таких мероприятий.

«Я» собирает вокруг себя группу ближайших помощников – активистов. «Школа лидеров» будет развиваться и действовать при помощи этого актива. Потом эти ребята будут учить новичков самоорганизации.

Лидерство в группе проявляется через стиль общения «Я». Дети будут подражать лидеру, поэтому важно быть примером для подражания. Руководителю нужно проявлять внимание к другим, уважительно относиться к их мнению, быть конструктивным, сохранять спокойствие в трудных ситуациях и аргументировать свою позицию с достоинством.

«Я» частично передает контроль ребятам, создавая органы самоуправления. Формирование лидерских качеств у подростков зависит от их самостоятельности. Руководитель не делает за детей, а наблюдает и при необходимости корректирует процесс. Подростки сами учатся управлять временем и ресурсами. Их ошибки – верный способ понять, как стоило сделать, и в следующий раз поступить по-другому.

«Я» предлагает группе знаки отличия, элементы формы, ритуалы для того, чтобы дети могли выделиться и глубже погрузиться в проект. Дайте возможность ребятам самим выбрать знаки отличия. Главное, чтобы они соответствовали идее проекта, «Закону об образовании» и специфике учреждения.

«Я» находит подходящее место для сбора группы и обустраивает его. Важно, чтобы там лидеров не отвлекали другие преподаватели и ученики. Кабинет, свободный от занятий, идеально подходит для этого. Из него убирают всё лишнее, выполняют косметический ремонт – в случае наличия средств, а также устанавливают столы и компьютер.

Стены без украшений свидетельствуют о пустоте головах руководителей.
Лучше повесить постеры с мотивационными рисунками, которые выбирают дети. Дополнительным инструментом может стать пробковая доска, на которую прикрепляют задачи: предстоящие, выполняемые и завершенные.

Андрей Чипышев

Руководитель формирует у группы ощущение безопасности, поскольку дети должны знать, что он придёт на помощь и защитит их проекты перед руководством школы.

Группа лидеров ищет друзей для взаимодействия с детьми в рамках обучения навыкам построения связей. Подходят другие группы лидеров или социальные партнёры, работающие со школами.

«Я» акцентирует внимание группы не на личных, а на социальных потреностях. Давайте проект станет результатом стремления улучшить жизнь других. Например, помочь природе, нуждающимся или сделать более толерантной школьную среду.

Созданный руководителями проект следует рассматривать как прототип, а не завершенную версию. Важно, чтобы постоянно возникали идеи по его развитию. Например, ребята разработали бренд школы: фирменный шрифт, цвета, эмблему. Дизайнерская студия высоко оценила результат и предложила использовать его в бренде города.

Школа лидеров действует по следующим принципам: уважение к собеседнику, стремление понять речь других, тактичное отстаивание своего мнения, поиск аргументов для убеждения, справедливость, признание правоты другого и учет интересов всех сторон. Эти правила полезно распечатать и разместить в кабинете заседаний самоуправленцев или создать видеоролик для периодического просмотра — это станет ритуалом Школы лидеров.

Андрей Чипышев

В «Школе лидеров» развитие лидерских качеств поддерживают коучи и наставники.

Развитие лидерских способностей нуждается в активном участии руководителя и знании различных приёмов общения с детьми. Руководитель может быть как тренером, так и наставником.

Коуч Поддержка коуча помогает ребенку реализовать конкретную жизненную, учебную или проектную цель. К примеру, научиться справляться со стрессом, разрешать конфликты, обрести уверенность. Коуч обладает опытом достижения желаемого результата, но не предоставляет готовых ответов. Вместо этого вопросами направляет ученика на самостоятельное выявление решения.

Коучинг относят к виду психологического консультирования. В отличие от психолога, который исследует причины проблем, коуч направлен на поиск решений. Коучинг основан на сотрудничестве и сотворчестве, его цель — выявить лидерские ресурсы у ребенка и побудить к осознанному обучению.

Андрей Чипышев

Наставник Ведёт себя иначе. Тратит знания детям непосредственно. К примеру, делится опытом, даёт рекомендации, повествует об обычных ошибках и как им противостоять.

Руководители обычно применяют разные методы в зависимости от ситуации. Для быстрого достижения цели, например, оформления заявки на конкурс, уместнее наставничество – научить ребенка самому выполнять задачу. В случае долгосрочных целей, как развитие уверенности в себе, универсального алгоритма нет, подходящим может стать коучинг. Ребенок через рефлексию и поддержку определит свой индивидуальный путь к уверенности в себе.

Шаги внедрения «Школы лидеров»

В учебном заведении разрабатывается образовательная инициатива при участии руководства, учителей и родителей.


В план работы учреждения внести организацию «Школы лидеров».


Составьте «Положение о „Школе лидеров“» , учитывая особенности вашего учреждения.


Разработайте программу дополнительного образования с включением деятельности «Школы лидеров» в устав организации.


«Школу лидеров» возглавят педагоги дополнительного образования и кураторы: представители учебно-воспитательного отдела, учебно-методического отдела, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор и директор.


Программная и техническая база «Школы лидеров» должна быть обеспечена.

7. Наполните «Школу лидеров» пользователями.

Список требований к работе Школы лидеров.


Материалы по теме:

  • Как развить у ребёнка уверенность в себе и как это поможет ему в жизни?
  • Знания учителя о проектной деятельности.
  • Как похвала может вредить росту ребёнка, и что вместо неё использовать.