
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Лидерство важно не только руководителям, но и всем, стремящимся к профессиональному и личностному росту.
Развитие лидерских качеств целесообразно начинать с обучения в школе. Эксперт делится советами о том, как воспитать лидера. АкадемСитиПреподаватель высшей категории, магистр социально-культурной деятельности – Андрей Чипышев.
Что такое лидерство и для чего его развивать детям?
Лидерские качества у ребенка – это черты характера, навыки, таланты и способности, которые помогают добиваться цели и оказывать влияние на поведение других. Лидер не только руководит группой, но и умеет вдохновлять и вести за собой, принимать решения и создавать условия для эффективного взаимодействия.
Склонности к лидерству закладываются с раннего возраста, если взрослые создают ощущение важности и стремления быть лучшим. Лидерские качества продолжают формироваться в школе под влиянием не только семьи, но и друзей, сверстников, личных переживаний и наблюдений.

Потенциал — качество, вложенное в личность различными способами.
Развить в ребенке уверенность в себе и лидерские качества – не значит вырастить из него заносчивого человека с преувеличенной самооценкой. Лидер грамотно распределяет ресурсы и адекватно оценивает себя, окружающих и обстановку.
- Выдвигают конкретные задачи и создают собственный алгоритм достижения целей.
- Самодостаточны и обладают самооценкой.
- Способны слушать, вдохновлять и чётко излагать свою точку зрения.
- Принимают решения и несут за них ответственность.
- Различает собственные чувства и умеет их контролировать, а также воспринимает и принимает во внимание эмоциональное состояние окружающих.
- Способны урегулировать разногласия и способствовать благоприятной обстановке в команде.
- Остаются продуктивными даже под давлением и легко вносятся коррективы.
Лидерский потенциал — сочетание природных качеств и развитых навыков, позволяющих человеку успешно управлять, мотивировать и направить усилия других для достижения совместных результатов.
Каковы ценные для ребёнка черты лидера, и что ставит перед собой школа?
В расписании нет урока, посвящённого развитию лидерства. Учителям редко хватает времени для формирования лидерских качеств у подростков. Воспитание лидера берёт на себя дополнительное образование, где реализуют «Школу лидеров».
«Школа лидеров» — детский самовправление, которое под руководством взрослого проводит социальную работу.
- Создаёт клубы по интересам: научные кружки, клубы для дебатов, творческие студии.
- Выпускает образовательные медиапроекты: печатные издания, аудиоподкасты или видео на YouTube.
- Пропагандирует экологические проекты: зелёные зоны, сортировка отходов и благоустройство школьной территории.
- Занимается благотворительностью, помогая домам престарелых и приютам для животных.
- готовит тренинги и семинары.
Программа «Школа лидеров» помогает детям и руководителям групп самоуправления раскрыть свой лидерский потенциал и стать более активными участниками жизни.

Как развивать лидерские качества: о работе Школы лидеров.
Для формирования группы лидеров необходим руководитель, способный наставничество и обучение вести.
Руководитель следует принципу «Я» — это способствует объединению лидеров вокруг него. В работе применяются:
Важно, чтобы «Я» нравился ученикам и учился понимать их. Руководителю нужно искренне интересоваться детьми, чтобы получить авторитет. Если ребята увидят, что наставник ценит их идеи, интересы и ценности, то будут готовы ему следовать.
«Я» устанавливает тему для работы группы, которая определяется особенностями учреждения. Например, для кадетской школы подходящей темой могут быть театрализованные исторические сражения. В школе с инженерным уклоном проект можно связать с лего-конструированием и робототехникой. При наличии в школе оркестра его деятельность может стать основой проекта.
С проектами участников стоит отправляться на конкурсы. Победы в них повысят рейтинг школы, а дети увидят пользу и востребованность своей работы. Ученики будут гордиться собой при отмеченном проекте и захотят предлагать новые идеи. Например, группа участников разработала дизайн контейнеров для сбора батареек и пластиковых крышек, которые установили в школах страны.
Руководитель по интересам «Я» вдохновляет учеников на изучение выбранной темы, ставя им далекие и близкие цели. Важное значение имеет то, чтобы обе цели были вдохновляющими. Например, большая цель – ежегодные хакатоны, игры и соревнования по программированию между школами города. Но для начала нужно достичь цели поменьше: создать школьную IT-лабораторию как площадку для таких мероприятий.
«Я» собирает вокруг себя людей, которые могут стать ближайшими помощниками. «Школа лидеров» будет строиться и работать с помощью этих ребят. Потом эти дети будут учить новичков основам самоуправления.
Лидер устанавливает стиль общения внутри группы. Поскольку дети подражают организатору, важен пример для подражания. Руководителю нужно быть внимательным, уважительно относиться к мнению других, проявлять конструктивность, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях и аргументировать свою позицию чётко.
Я частично передаю контроль ребятам и создаю органы самоуправления. Формирование лидерских качеств у подростков зависит от их самостоятельности. Руководитель не делает за детей, а наблюдает и при необходимости корректирует процесс. Подростки сами учатся управлять временем и ресурсами. Их ошибки –– это верный способ понять, как стоило сделать, и в следующий раз поступить по-другому.
«Я» предлагает группе символику, образцы униформы, ритуалы.
Это поможет детям отличаться от других и углубленно войти в проект. Пусть ребята сами выбирают знаки отличия. Главное, чтобы они не шли вразрез с идеей проекта, законом «Об образовании» и особенностями образовательного учреждения.
«Я» находит и готовит место для собраний группы. Лучше всего, чтобы в этом месте руководителей не отвлекали другие преподаватели и ученики. Для этого подходит кабинет, не занятый уроками. Там убирают ненужные вещи, делают косметический ремонт – если есть средства, а также ставят столы и компьютер.
Пустота стен отражается в головах руководителей. Лучше повесить на них плакаты, которые подбирают дети.
Пробковая доска служит еще одним полезным инструментом. Как и канбан-доска, ее используют для крепления задач: будущих, находящихся в процессе работы и выполненных.
Андрей Чипышев
«Я» внушает группе ощущение безопасности. Детям нужно верить, что руководитель встанет на их защиту и поможет сохранить проекты при взаимодействии со школьным руководством.
Группа лидеров ищет коллег для взаимодействия с детьми. Подходят другие лидеры или социальные партнёры, работающие со школами.
«Я» акцентирует внимание группы не на личных, а на социальных потребностях. Необходимо, чтобы проект был запущен с желанием сделать жизнь других лучше. К примеру: помочь природе, нуждающимся или создать более толерантную обстановку в школах.
Проект, созданный лидерами, является прототипом, а не окончательным вариантом. Важно постоянно генерировать идеи для его развития. Например, разработанный бренд школы – фирменный шрифт, цвета, эмблема – произвел впечатление на дизайнерскую студию, которая предложила использовать его в бренде города.
«Школа лидеров работает по правилам:
- уважай собеседника;
- Стремитесь постичь смысл слов других.
- отстаивай мнение тактично;
- ищи аргументы, чтобы убедить собеседника;
- будь справедливым;
- признавай правоту другого;
- учитывай интересы других.
Эти правила стоит распечатать и разместить в комнате совещаний, или же снять видео и регулярно просматривать его, как особый ритуал для Школы лидеров.
Андрей Чипышев
В чем польза участия в «Школе лидеров» для развития лидерских качеств?
Развитие лидерских способностей у детей нуждается в активном участии руководителя и использовании разнообразных подходов к общению.
Коуч Посредством коучинга ребенок может достигнуть определенной жизненной, учебной или проектной цели. Например, научиться справляться со стрессом, разрешать разногласия, обрести уверенность в себе. Коуч осведомлен о путях достижения желаемого, однако не дает готовых решений, а задает вопросы, провоцирующие ученика на самостоятельное выработку решения.

Коучинг относят к особому типу психологического консультирования. В отличие от психолога, который исследует корни проблем, коуч ориентирован на поиск решений. Коучинг строится на сотрудничестве и сотворчестве, а его задача — выявить лидерские качества в ребенке и побудить к сознательному обучению.
Андрей Чипышев
Наставник Работает по-другому. Напрямую передает знания детям. Пример: делится опытом, даёт советы, рассказывает об обычных ошибках и как от них уйти.

Руководители применяют различные методы, выбирая подходящий для конкретной ситуации. В случаях необходимости быстрого достижения цели, например, оформления заявки на конкурс, эффективнее использовать наставничество и обучить ребенка выполнению этих действий. В ситуациях долгосрочной перспективы, такой как развитие уверенности в себе, не существует единого алгоритма, а коучинг может помочь ребенку через рефлексию и поддержку сформировать свой индивидуальный путь к уверенности в себе.
Шаги внедрения «Школы лидеров»
Разработайте учебную программу в своем учебном заведении. В этом проекте примут участие руководство, преподаватели и представители родителей.
Включите в план работы учреждения организацию «Школа лидеров».
Создайте положение о «Школе лидеров», соответствующее особенностям вашего учреждения.
Разработайте программу по дополнительному образованию и внесите пункт о деятельности «Школы лидеров» в устав своей организации.
«Школу лидеров» обеспечат педагогами дополнительного образования и кураторами из учебно-воспитательного отдела, учебно-методического отдела, заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора и директора.
Обеспечьте «Школу лидеров» необходимыми ресурсами.
7. Наполните «Школу лидеров» пользователями.
Перечень необходимых вещей для работы школы лидеров.

Материалы по теме:
- Как развить у ребёнка уверенность в себе и зачем это важно.
- Знания учителя по проектированию.
- Как похвала может тормозить рост ребёнка и что вместо неё использовать.