
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Лидерство пригодится не только руководителям, но и всем стремящимся к профессиональному и личностному росту. Развитие этих качеств важно начинать с ученических лет. Эксперт поделится советами о том, как вырастить лидера. АкадемСитиПреподаватель высшей категории, магистр социально-культурной деятельности, Андрей Чипышев.
Что такое лидерство и для чего детям важно развивать личные качества, помогающие стать лидерами?
Лидерские качества у ребенка – это черты характера, навыки, таланты и способности, помогающие последовательно двигаться к цели и оказывать влияние на поведение других. Лидер не только руководит командой, но и умеет вдохновлять и вести за собой, принимать решения и создавать условия для продуктивной работы.
Склонности к лидерству закладываются с самого раннего детства при условии, что родители, родные и педагоги способствуют ощущению важности у ребенка и стремлению быть на первом месте. Лидерские качества продолжают совершенствоваться в школе под воздействием не только близких людей, но и друзей, сверстников, личных переживаний и наблюдений.
В каждом человеке есть скрытые возможности, сформированные по-разному.
Формирование у ребенка уверенности в себе и лидерских качеств не означает воспитание высокомерного эгоиста. Человек с лидерскими способностями умело распоряжается ресурсами и объективно оценивает самого себя, окружающих и сложившуюся ситуацию. В частности:
- Формулируют ясные цели и изыскивают собственные пути достижения успеха.
- Самодостаточны и горды собой.
- Способен слушать, вдохновлять и убедительно доносить свою точку зрения.
- Принимают решения и несут за них ответственность.
- Обладают эмоциональным интеллектом.
- Урегулирование разногласий и поддержание благоприятной атмосферы в коллективе.
- Поддерживают эффективность даже при напряжении и оперативно схватывают перемены.
Лидерский потенциал представляет собой сочетание природных качеств и развитых навыков, позволяющих человеку успешно управлять, мотивировать и вести других к выполнению общих задач.
Какие качества руководителя важны для ребенка? Цель и задача «Школы лидеров».
В расписании нет урока, специально направленного на развитие лидерства. Учителям часто не хватает времени на формирование лидерских качеств у подростков. Воспитание лидера в ребенке – это задача дополнительного образования, которое реализует «Школу лидеров».
«Школа лидеров» – детский совет самоорганизации, совместно с наставником выполняющий задачи общественного значения.
- Создаёт клубы по интересующим вопросам: научные группы, клубы по дискуссии, студии творчества.
- Разрабатывает образовательные медиапроекты: печатные издания, аудиопередачи и видеоконтент для YouTube.
- Внедряет экопроекты: зелёные зоны, сортировка отходов и посадка деревьев во дворе школы.
- Обществет работу с домами престарелых и приютами для животных.
- готовит тренинги и семинары.
Программа «Школа лидеров» воспитывает лидерские качества детей и представителей групп самоуправления, при этом прививая им активное отношение к жизни.
Как развивать лидерские качества? Об этом – Школа лидеров.
Для формирования группы лидеров необходим наставник, выполняющий функции руководителя и обучающего ребят. Для этой роли можно пригласить преподавателя или педагога-организатора.
Руководитель руководствуется принципом «Я» — это способствует его способности объединять руководителей вокруг себя. В работе применяют следующее:
Важно, чтобы педагог нравился ученикам и им интересовался. Руководителю необходимо искренне заботиться о детях, чтобы приобрести авторитет. Если ребята увидят, что наставник ценит их идеи, интересы и ценности, то будут ему доверять.
«Я» устанавливает направление работы группы. Тема определяется типом учреждения. В кадетской школе это могут быть театрализованные исторические сражения. Школа с инженерным уклоном может сосредоточиться на лего-конструкторе и робототехнике, а в школе с оркестром – вокруг музыки.
С проектами руководителей стоит участвовать в конкурсах. Победы повысят рейтинг школы, а дети увидят, что их труд полезен и востребован. Ученики гордятся собой, когда их проект отметят, и захотят предлагать новые идеи. Например, группа участников разработала дизайн контейнеров для сбора батареек и пластиковых крышек, которые установили в школах страны.
Руководитель заинтересовывает учеников выбранной темой, ставя перед ними как далекие, так и близкие цели, главное — чтобы обе вдохновляли. К примеру, большая цель — проводить ежегодные хакатоны, игры и соревнования по программированию между школами города. Но сначала нужно добиться меньшей цели: создать школьную IT-лабораторию – площадку для таких мероприятий.
«Я» собирает вокруг себя группу ближайших помощников – активистов. «Школа лидеров» будет развиваться и действовать при помощи этого актива. Потом эти ребята будут учить новичков самоорганизации.
Лидерство в группе проявляется через стиль общения «Я». Дети будут подражать лидеру, поэтому важно быть примером для подражания. Руководителю нужно проявлять внимание к другим, уважительно относиться к их мнению, быть конструктивным, сохранять спокойствие в трудных ситуациях и аргументировать свою позицию с достоинством.
«Я» частично передает контроль ребятам, создавая органы самоуправления. Формирование лидерских качеств у подростков зависит от их самостоятельности. Руководитель не делает за детей, а наблюдает и при необходимости корректирует процесс. Подростки сами учатся управлять временем и ресурсами. Их ошибки – верный способ понять, как стоило сделать, и в следующий раз поступить по-другому.
«Я» предлагает группе знаки отличия, элементы формы, ритуалы для того, чтобы дети могли выделиться и глубже погрузиться в проект. Дайте возможность ребятам самим выбрать знаки отличия. Главное, чтобы они соответствовали идее проекта, «Закону об образовании» и специфике учреждения.
«Я» находит подходящее место для сбора группы и обустраивает его. Важно, чтобы там лидеров не отвлекали другие преподаватели и ученики. Кабинет, свободный от занятий, идеально подходит для этого. Из него убирают всё лишнее, выполняют косметический ремонт – в случае наличия средств, а также устанавливают столы и компьютер.
Лучше повесить постеры с мотивационными рисунками, которые выбирают дети. Дополнительным инструментом может стать пробковая доска, на которую прикрепляют задачи: предстоящие, выполняемые и завершенные.
Руководитель формирует у группы ощущение безопасности, поскольку дети должны знать, что он придёт на помощь и защитит их проекты перед руководством школы.
Группа лидеров ищет друзей для взаимодействия с детьми в рамках обучения навыкам построения связей. Подходят другие группы лидеров или социальные партнёры, работающие со школами.
«Я» акцентирует внимание группы не на личных, а на социальных потреностях. Давайте проект станет результатом стремления улучшить жизнь других. Например, помочь природе, нуждающимся или сделать более толерантной школьную среду.
Созданный руководителями проект следует рассматривать как прототип, а не завершенную версию. Важно, чтобы постоянно возникали идеи по его развитию. Например, ребята разработали бренд школы: фирменный шрифт, цвета, эмблему. Дизайнерская студия высоко оценила результат и предложила использовать его в бренде города.
Школа лидеров действует по следующим принципам: уважение к собеседнику, стремление понять речь других, тактичное отстаивание своего мнения, поиск аргументов для убеждения, справедливость, признание правоты другого и учет интересов всех сторон. Эти правила полезно распечатать и разместить в кабинете заседаний самоуправленцев или создать видеоролик для периодического просмотра — это станет ритуалом Школы лидеров.
В «Школе лидеров» развитие лидерских качеств поддерживают коучи и наставники.
Развитие лидерских способностей нуждается в активном участии руководителя и знании различных приёмов общения с детьми. Руководитель может быть как тренером, так и наставником.
Коуч Поддержка коуча помогает ребенку реализовать конкретную жизненную, учебную или проектную цель. К примеру, научиться справляться со стрессом, разрешать конфликты, обрести уверенность. Коуч обладает опытом достижения желаемого результата, но не предоставляет готовых ответов. Вместо этого вопросами направляет ученика на самостоятельное выявление решения.
Наставник Ведёт себя иначе. Тратит знания детям непосредственно. К примеру, делится опытом, даёт рекомендации, повествует об обычных ошибках и как им противостоять.
Руководители обычно применяют разные методы в зависимости от ситуации. Для быстрого достижения цели, например, оформления заявки на конкурс, уместнее наставничество – научить ребенка самому выполнять задачу. В случае долгосрочных целей, как развитие уверенности в себе, универсального алгоритма нет, подходящим может стать коучинг. Ребенок через рефлексию и поддержку определит свой индивидуальный путь к уверенности в себе.
Шаги внедрения «Школы лидеров»
В учебном заведении разрабатывается образовательная инициатива при участии руководства, учителей и родителей.
В план работы учреждения внести организацию «Школы лидеров».
Составьте «Положение о „Школе лидеров“» , учитывая особенности вашего учреждения.
Разработайте программу дополнительного образования с включением деятельности «Школы лидеров» в устав организации.
«Школу лидеров» возглавят педагоги дополнительного образования и кураторы: представители учебно-воспитательного отдела, учебно-методического отдела, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор и директор.
Программная и техническая база «Школы лидеров» должна быть обеспечена.
7. Наполните «Школу лидеров» пользователями.
Список требований к работе Школы лидеров.
Материалы по теме:
- Как развить у ребёнка уверенность в себе и как это поможет ему в жизни?
- Знания учителя о проектной деятельности.
- Как похвала может вредить росту ребёнка, и что вместо неё использовать.