Нейроигры — особые развивающие занятия для маленьких детей, которые предлагают уникальный подход к развитию детского разума. Эту разновидность упражнений легко выполнять, дети их любят, а польза от них огромна.
Исследование Мичиганского университета показало, что дети, которые регулярно играют в нейроигры, усваивают новую информацию на 20-30% лучше, чем те, кто играет в традиционные игры. Ученые Калифорнийского университета доказали, что у таких детей более высокий уровень эмоционального интеллекта: хорошо понимают свои эмоции и эмоции других, рационально оценивают ситуацию, могут управлять собой и психологически стабильны.
Статья посвящена нейрогригам, их сути и правилам игры с 1 года.
Что такое нейроигры?
Специальные задания с обучающими и развлекательными элементами – это нейроигры. Задания направлены на стимулирование умственной активности ребенка и развитие нейронных связей, которые отвечают за речь, логику, мышление и память.
Дело в том, что ребёнок делает специальные действия, которые оказывают прямое воздействие на работу головного мозга. Например, согласованные движения рук стимулируют обе части головного мозга.
Функционирование таково. Человеческий мозг разделён на два полушария — правое и левое.
Левое полушарие | Правое полушарие |
---|---|
Левое полушариеАналитические способности | Правое полушариеТворческие способности |
Левое полушариеРечь | Правое полушариеВоображение |
Левое полушариеМатематические способности | Правое полушариеИнтуиция |
Левое полушариеПамять | Правое полушариеПространственное мышление |
Взаимодействие полушарий — это сложное взаимодействие сигналов и импульсов. Нейротренинги способствуют улучшению этой работы, активизируя мозг.
У детей оба полушария головного мозга развиваются неравномерно. До пяти-семи лет активнее работает правое полушарие, отвечающее за интуицию, творчество и воображение. В это время дети лучше воспринимают информацию в образах и символах, чем в словах. Рисование, лепка, танцы и другие творческие виды деятельности даются им легче.
С возрастом доминирует активность левого полушария головного мозга, отвечающего за логику, анализ и речь. Дети начинают постигать факты, решать задачи и следовать алгоритмам.
Правое полушарие продолжает существовать и оказывает значительное влияние на жизнь человека, помогая ему воспринимать общую картину, проявлять эмпатию и творить произведения искусства.
В чем польза нейроигр
Нейроигры предназначены для развития когнитивных функций.
- Ребенок проявляет креативность, отыскивая неординарные решения.
- Кроха развивает все органы чувств, чтобы воспринимать и запоминать информацию.
- Развитие мелкой и крупной моторики благотворно сказывается на становлении навыков письма.
- Развитие речи, восприятия и запоминания информации, внимания, мышления и воображения.
- Ребенок приобретает положительную эмоциональную сферу, становясь более спокойным и уравновешенным.
Этот инструмент необходим педагогам и психологам для развития детей, укрепления их психического здоровья и коррекции поведения. Нейроигры различной сложности подходят малышам от 1 до 3 лет, дошкольникам, школьникам и взрослым.
Виды нейроигр
Игры с мячом су-джок
Шарик су-джок с шипами можно катать в руках или по телу, применяя его для массажа и стимулирования точек на ладонях и пальцах. Эти точки связаны с разными органами и системами человеческого тела.
Можно катать мяч в ладонях, массировать пальчики (приятно) или играть с ним на столе. Ребенок получит полезные тактильные ощущения и потренирует ловкость, координацию и пространственное восприятие.
Нейротренажер «Восьмерка»
Развивающая игрушка для малышей от 2,5 лет. Представляет собой доску с лабиринтом в виде восьмерки и шариком, который нужно протащить по нему. Для этого потребуется согласованные движения рук и фокус внимания. Игра развивает пространственное восприятие, а наблюдение за движением шарика при одновременной работе рук оказывает успокаивающий эффект и снижает стресс за 3-4 минуты. Увлекает даже взрослых.
Лабиринт
Можно создать задания для прохождения лабиринтов самостоятельно. Например, соорудить тоннель из стульев, накрыть его покрывалом, а продолжением сделать тропинки из подушек, переходы из обручей и скакалок. Малышу нужно пройти лабиринт целиком и найти выход.
Нейромоторное рисование
Для рисования двух фигур, обозначенных пунктирной линией, нужно использовать обе руки одновременно.
Игра «Найди меня»
Разместите на столе или полу две пары картинок, в каждой по 4-5 штук. Попросите ребёнка найти пару картин одновременно правой и левой рукой.
Игра «Ловкие ручки»
Ребенку показывают три фигурки: круг, квадрат и треугольник. Каждой фигурке соответствует определенное действие: круг – хлопок, квадрат – сжать ручки в кулачок, треугольник – хлопнуть по столу. По мере роста ребенка ряд можно расширить новыми фигурами и действиями.
Игра «Твистер для малышей»
Для игры понадобится цветной кубик и игровое поле с соответствующими цветами (можно воспользоваться листами цветного картона). Ребенок бросает кубик и кладет ладони на поле того цвета, который выпал.
Игра «Зоопарк»
Разложите по полу картинки с изображением животных и птиц. Предложите ребёнку две корзины и попросите разделить их на группы.
Вместе называйте звуки, которые издаёт каждое животное или птица.
Игра «Рыболов»
Вставьте фасоль в сосуд и укромно положите внутрь маленькие игрушки. Попросите ребенка находить их, приговаривая первый звук каждого предмета.
Игра «Золушка»
Возьмите емкость с сухими макаронами, фасолью или небольшими шариками. Рядом поставьте два стакана и возле каждого поставьте игрушку. Попросите ребенка «накормить» игрушки, насыпая содержимое миски двумя руками в разные стаканы.
Рекомендации по проведению нейроигр с детьми
Для проведения интересных и результативных занятий соблюдайте следующие правила.
- Подготовьте все нужное заблаговременно, чтобы во время игры не возникало необходимости останавливаться.
- Начните с простых упражнений, постепенно увеличивая сложность. Не создавайте давления на ребёнка и не ждите, что он всё сразу сделает верно. Ваша цель — пробудить у него интерес.
- Обеспечьте уютную обстановку, исключите шум и посторонние раздражители.
- Позвольте себе совершать ошибки с терпением, быть готовыми многократно объяснять задание или проходить его совместно.
- Обращайте внимание на поведение детей. При утомлении или потере интереса предложите паузу или другую занятие.
- Старайтесь воодушевлять малышей, хвалите их за успехи и не проводите параллелей между ними и другими ребятами. Обратите внимание на личные достижения каждого. Тогда дети приложат усилия и порадуют вас результатами.
Выводы
- Нейроигры – особый путь развития детских умов. Занятия такими играми продвигают развитие находчивости и делают детей более сдержанными и уравновешенными.
- Человеческий мозг делится на два полушария. Нейроигры способствуют развитию каждого из них.
- Нейротренинги развивают творческое мышление, сенсорные каналы, моторику, когнитивные функции и успокаивают нервную систему.
- Нейроигры разработаны для разных возрастных групп: от малышей до трёх лет до взрослых.
- Виды нейроигр: игры с мячом су-джок, нейротренажер «Восьмерка», Лабиринт, нейромоторное рисование, игра «Найди меня», игра «Ловкие ручки», игра «Твистер для малышей», игра «Зоопарк», игра «Рыболов», игра «Золушка».
- Для продуктивных занятий подберите материалы заранее и начните с простых заданий. Создайте комфортную обстановку, делайте перерывы и чередуйте виды деятельности. Поощряйте, хвалите ребенка и не сравнивайте его с другими.