Нейроигры — особые развивающие занятия для маленьких детей, которые предлагают уникальный подход к развитию детского разума. Эту разновидность упражнений легко выполнять, дети их любят, а польза от них огромна.

Исследование Мичиганского университета показало, что дети, которые регулярно играют в нейроигры, усваивают новую информацию на 20-30% лучше, чем те, кто играет в традиционные игры. Ученые Калифорнийского университета доказали, что у таких детей более высокий уровень эмоционального интеллекта: хорошо понимают свои эмоции и эмоции других, рационально оценивают ситуацию, могут управлять собой и психологически стабильны.

Статья посвящена нейрогригам, их сути и правилам игры с 1 года.

Что такое нейроигры?

Специальные задания с обучающими и развлекательными элементами – это нейроигры. Задания направлены на стимулирование умственной активности ребенка и развитие нейронных связей, которые отвечают за речь, логику, мышление и память.
Дело в том, что ребёнок делает специальные действия, которые оказывают прямое воздействие на работу головного мозга. Например, согласованные движения рук стимулируют обе части головного мозга.

Функционирование таково. Человеческий мозг разделён на два полушария — правое и левое.

Левое полушарие Правое полушарие
Аналитические способности Творческие способности
Речь Воображение
Математические способности Интуиция
Память Пространственное мышление

Взаимодействие полушарий — это сложное взаимодействие сигналов и импульсов. Нейротренинги способствуют улучшению этой работы, активизируя мозг.

У детей оба полушария головного мозга развиваются неравномерно. До пяти-семи лет активнее работает правое полушарие, отвечающее за интуицию, творчество и воображение. В это время дети лучше воспринимают информацию в образах и символах, чем в словах. Рисование, лепка, танцы и другие творческие виды деятельности даются им легче.

С возрастом доминирует активность левого полушария головного мозга, отвечающего за логику, анализ и речь. Дети начинают постигать факты, решать задачи и следовать алгоритмам.
Правое полушарие продолжает существовать и оказывает значительное влияние на жизнь человека, помогая ему воспринимать общую картину, проявлять эмпатию и творить произведения искусства.

В чем польза нейроигр

Нейроигры предназначены для развития когнитивных функций.

  1. Ребенок проявляет креативность, отыскивая неординарные решения.
  2. Кроха развивает все органы чувств, чтобы воспринимать и запоминать информацию.
  3. Развитие мелкой и крупной моторики благотворно сказывается на становлении навыков письма.
  4. Развитие речи, восприятия и запоминания информации, внимания, мышления и воображения.
  5. Ребенок приобретает положительную эмоциональную сферу, становясь более спокойным и уравновешенным.

Этот инструмент необходим педагогам и психологам для развития детей, укрепления их психического здоровья и коррекции поведения. Нейроигры различной сложности подходят малышам от 1 до 3 лет, дошкольникам, школьникам и взрослым.

Виды нейроигр

Игры с мячом су-джок

Шарик су-джок с шипами можно катать в руках или по телу, применяя его для массажа и стимулирования точек на ладонях и пальцах. Эти точки связаны с разными органами и системами человеческого тела.

Можно катать мяч в ладонях, массировать пальчики (приятно) или играть с ним на столе. Ребенок получит полезные тактильные ощущения и потренирует ловкость, координацию и пространственное восприятие.

Нейротренажер «Восьмерка»

Развивающая игрушка для малышей от 2,5 лет. Представляет собой доску с лабиринтом в виде восьмерки и шариком, который нужно протащить по нему. Для этого потребуется согласованные движения рук и фокус внимания. Игра развивает пространственное восприятие, а наблюдение за движением шарика при одновременной работе рук оказывает успокаивающий эффект и снижает стресс за 3-4 минуты. Увлекает даже взрослых.

Лабиринт

Можно создать задания для прохождения лабиринтов самостоятельно. Например, соорудить тоннель из стульев, накрыть его покрывалом, а продолжением сделать тропинки из подушек, переходы из обручей и скакалок. Малышу нужно пройти лабиринт целиком и найти выход.

Нейромоторное рисование

Для рисования двух фигур, обозначенных пунктирной линией, нужно использовать обе руки одновременно.

Игра «Найди меня»

Разместите на столе или полу две пары картинок, в каждой по 4-5 штук. Попросите ребёнка найти пару картин одновременно правой и левой рукой.

Игра «Ловкие ручки»

Ребенку показывают три фигурки: круг, квадрат и треугольник. Каждой фигурке соответствует определенное действие: круг – хлопок, квадрат – сжать ручки в кулачок, треугольник – хлопнуть по столу. По мере роста ребенка ряд можно расширить новыми фигурами и действиями.

Игра «Твистер для малышей»

Для игры понадобится цветной кубик и игровое поле с соответствующими цветами (можно воспользоваться листами цветного картона). Ребенок бросает кубик и кладет ладони на поле того цвета, который выпал.

Игра «Зоопарк»

Разложите по полу картинки с изображением животных и птиц. Предложите ребёнку две корзины и попросите разделить их на группы.
Вместе называйте звуки, которые издаёт каждое животное или птица.

Игра «Рыболов»

Вставьте фасоль в сосуд и укромно положите внутрь маленькие игрушки. Попросите ребенка находить их, приговаривая первый звук каждого предмета.

Игра «Золушка»

Возьмите емкость с сухими макаронами, фасолью или небольшими шариками. Рядом поставьте два стакана и возле каждого поставьте игрушку. Попросите ребенка «накормить» игрушки, насыпая содержимое миски двумя руками в разные стаканы.

Рекомендации по проведению нейроигр с детьми

Для проведения интересных и результативных занятий соблюдайте следующие правила.

  1. Подготовьте все нужное заблаговременно, чтобы во время игры не возникало необходимости останавливаться.
  2. Начните с простых упражнений, постепенно увеличивая сложность. Не создавайте давления на ребёнка и не ждите, что он всё сразу сделает верно. Ваша цель — пробудить у него интерес.
  3. Обеспечьте уютную обстановку, исключите шум и посторонние раздражители.
  4. Позвольте себе совершать ошибки с терпением, быть готовыми многократно объяснять задание или проходить его совместно.
  5. Обращайте внимание на поведение детей. При утомлении или потере интереса предложите паузу или другую занятие.
  6. Старайтесь воодушевлять малышей, хвалите их за успехи и не проводите параллелей между ними и другими ребятами. Обратите внимание на личные достижения каждого. Тогда дети приложат усилия и порадуют вас результатами.

Выводы

  1. Нейроигры – особый путь развития детских умов. Занятия такими играми продвигают развитие находчивости и делают детей более сдержанными и уравновешенными.
  2. Человеческий мозг делится на два полушария. Нейроигры способствуют развитию каждого из них.
  3. Нейротренинги развивают творческое мышление, сенсорные каналы, моторику, когнитивные функции и успокаивают нервную систему.
  4. Нейроигры разработаны для разных возрастных групп: от малышей до трёх лет до взрослых.
  5. Виды нейроигр: игры с мячом су-джок, нейротренажер «Восьмерка», Лабиринт, нейромоторное рисование, игра «Найди меня», игра «Ловкие ручки», игра «Твистер для малышей», игра «Зоопарк», игра «Рыболов», игра «Золушка».
  6. Для продуктивных занятий подберите материалы заранее и начните с простых заданий. Создайте комфортную обстановку, делайте перерывы и чередуйте виды деятельности. Поощряйте, хвалите ребенка и не сравнивайте его с другими.