Фото: img.freepik.com

В первом году жизни дитя развивается с такой скоростью, как ничто другое в природе.

Игра как способ познания мира

Для малышей до года игра — основной и самый естественный способ постигать окружающий мир. В процессе игры дети изучают предметы, узнают о их качествах, учатся ориентироваться в пространстве и накапливают множество впечатлений.

Статья посвящена интересным развивающим играм для малышей до года, помогающим развить слух, зрение, крупную и мелкую моторику, а также ориентировку в пространстве. Будут предложены упражнения для развития физической активности и взаимодействия с предметами, которые можно делать дома и гуляя.

Формирование слухового восприятия, зрительных способностей, усиление тактильных связей.

Первые три месяца жизни называются четвертым триместром беременности. В это время ребенку жизненно важны тактильные ощущения, которые в будущем станут залогом чувства безопасности и уверенности. Качайте ребёнка на руках, обнимайте, поглаживайте и делайте массаж, ласково разговаривая с ним. Мамины объятия и прикосновения — самый правильный тренажер для интеллекта малыша.

«Где мама»

Подойдите к ребенку на расстояние 30-40 см, чтобы малыш видел ваше лицо. Медленно двигайтесь влево-вправо и разговаривайте с ребенком. Примерно в два месяца ребенок начнет следить за вашими движениями и поворачивать голову. Игра тренирует зрение и слух, способствует физическому развитию.

«Нежный шепот»

Чтобы развить слух малыша, зовите его по имени из разных частей комнаты. Подходите ближе и продолжайте говорить. Шепчите ему нежные слова на ушко. Замечательно наблюдать, как малыш останавливается и прислушивается к вашему голосу.

«Изучаем мир»

Покажите малышу предметы с разной фактурой: шелк, мягкую поролоновую губку, резиновую игрушку, бумажную салфетку и тому подобное.

Исследования доктора Жаклин Хардинг, эксперта по раннему детству и директора организации Tomorrow’s Child в Мидлсекском университете, показывают, что игры играют важную роль в формировании нейронных связей у детей. Оценка деятельности головного мозга выявила, что во время игры мозг «загорается», создавая новые связи между нейронами. Эти цепочки являются основой для будущих когнитивных способностей, таких как решение проблем и эмоциональная регуляция.

Геометрия с помощью карточек

Карточки — самый эффективный способ познакомить малышей первого года жизни с фигурами. Метод основал американский врач Глен Доман, затем его популярность распространилась по всему миру. Принцип основан на том, что сознание ребенка в раннем возрасте восприимчиво и активно усваивает информацию. Занятия карточками помогают малышу быстро запомнить все фигуры с минимальными усилиями со стороны родителей.

Как заниматься

Создайте или купите карточки с картинками главных геометрических форм (круга, квадрата, треугольника) насыщенными цветами.
Начните занятие с показа одной фигуры за раз. Предложите ребенку рассмотреть её, называйте фигуру вслух. Например: «Это круг!». Потом показывайте две фигуры по очереди. Постепенно увеличивайте количество фигур, показывая на 1-2 секунды и чередуя их.

Родители могут эффективно обучать детей с 3-4 месяцев таким образом. Занятия проходят короткими сессиями (1-2 минуты) 2-3 раза в неделю, что помогает избежать усталости и сохранить интерес ребенка. Если периодически продолжать такие несложные занятия, то к году малыш сможет показывать нужную фигуру по просьбе взрослого.

Взаимодействие взрослого с ребёнком по обучению ориентировке в пространстве.

«Малышовые прятки»

Игра «ку-ку» нравится малышкам и вызывает у них бурный восторг. Спрячьте лицо руками и появитесь с фразой «Ку-ку!».
Не смотря на простоту игры, она помогает развивать ориентацию в пространстве и постоянства предметов.

«Веселый мяч»

Удерживая ребёнка за руки, предложите малышу катать мяч вперёд или назад.

«Фитбол для мозжечка»

Положите младенца животом на фитбол, плавно качайте его из стороны в сторону и вперед-назад. Это упражнение активизирует вестибулярный аппарат, отвечающий за чувство равновесия и ориентирование в пространстве. Оно помогает улучшить моторные навыки и стимулировать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, благотворно влияя на развитие мозга.

«Мамин навигатор»

Игру можно проводить во время обычных ежедневных дел. Передвигаясь с ребенком на руках, в коляске или люльке-переноске, рассказывайте ему, куда идете, что это за место. Покажите предметы вокруг, называйте их и перечисляйте свойства. Например: «Это кухня. Здесь есть холодильник, в котором хранятся продукты; плита, чтобы готовить суп; ложка, чтобы кушать и так далее. А сейчас мы пойдем в гостиную».

Развивающие игры с рождения до года — важный компонент раннего развития. С помощью игр дети знакомятся с миром, развивают способности и приобретают навыки, которые пригодятся всю жизнь.

Выводы

  1. Ребенок постигает мир преимущественно через игру.
  2. Для развития слуха, зрения и тактильных ощущений: «Где мама», «Нежный шепот», «Изучаем мир».
  3. Карточки – эффективный инструмент для ознакомления детей до года с геометрией.
  4. Взрослые могут обучать детей ориентировке в пространстве с помощью игр: «Малышовые прятки», «Веселый мяч», «Фитбол для мозжечка» и «Мамин навигатор».
  5. Развивающие игры для детей до года просты, увлекательны и приносят пользу. Каждая мама вправе проводить их во время повседневных занятий с ребёнком.