
Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Просветитель и публицист, автор telegram-канала «Учимся учить иначеСветлана Моторина предлагает родителям и педагогам методы, развивающие у детей осознанность и умения XXI века.
-
Моделировать
Лучше показывать ребёнку пример эмпатии, чем просто говорить о её важности.
-
Сосредоточить внимание на проявлениях компетенций
Вспоминаем навыки, которые обучаем детям, и уделяем ребёнку внимание, показывая, как это делаем мы сами, как поступают окружающие или персонажи из книг и фильмов.
- Почему папа так сделал?
- А почему зайчик так сделал?
- Какие же по натуре Гусеницы из мультфильма «Лунтик» – добрые или злобные?
- Что тебе кажется, какие черты характера и поступки недоставали Обломову?
Подобным образом ежедневно, во множестве обыденных событий и историй.
-
Формулировать ожидания
С детьми происходит то, чего от них ждешь. Будь ты родителем или учителем, каждый день выбирай навык, умение или качество и рассказывай об этом.
Начинается обычный урок математики, у вас есть учебный план, но помимо академического материала озвучьте детям ещё одну цель урока. «Ребята, сегодня мы работаем над кооперацией. Это наша главная ценность. Кооперация — это когда помогаем друг другу, поддерживаем, если кто-то затрудняется, подсказываем. Сегодня весь день, пожалуйста, помогайте друг другу. Для этого прямо сейчас с вами разделимся на группы… и т. д.»
Весь урок нужно напоминать об этом, а по окончании урока проделать рефлексию. Завтра можно изучить другой навык, например, внимательность, а послезавтра — умение услышать чужую точку зрения. Учитель может записать название навыка или качества, которое отрабатывается сегодня, на доске. А дома в семье его можно повесить на холодильник не на один день, а на неделю. Можно устроить неделю кооперации или неделю бесед с аргументацией.
-
Подключить речь и лексику
Усердно совершенствуя какой-либо навык или качество, в речи появятся определённые слова.
Осуществляя наблюдения за детьми, говорите с ними: «Смотри, вот ты сейчас так сказал. Как думаешь, проявил эмпатию? Что я почувствовала, как думаешь?».
Попробуйте общаться с детьми таким языком. Вы скоро приятно удивитесь. В речи детей появится всё то же самое.
Да, и не стесняйтесь делать мир ребёнка более богатым словарно.
На своём Дзен-канале публиковала статью о том, как провожу с детьми работу над рефлексией и обратной связью. Очень удивило большое количество комментариев от взрослых в стиле «Аха-ха, если я такому своему скажу, он заржет!» или «Шта? Вы серьезно с детьми говорите таким языком?». Да, говорю таким языком. И регулярно получаю обратную связь от педагогов как по старшей, так и по младшей группе, что дети по речи и рассуждениям развиты, сильно отличаются от большинства. Значит, все не зря.
-
Давать возможности
Чтобы формировать у детей определённые качества и навыки, нужно им предоставить для этого возможность. Развивая критическое мышление, в частности умение принимать во внимание разные точки зрения, а потом утверждать «Я — мать, я всегда права», мы не даём такую возможность. Желаем развивать сотрудничество в школе, но заставляем молчать: «Не разговаривайте! Не списывайте! Рассажу сладкую парочку! Каждый в свою тетрадь! Оценку я тоже на двоих буду ставить?» — это не создаёт условий для проявления кооперации на уроке.
-
Заставить пространство говорить
Вместо тысяч слов пространство может рассказать многое. Почему провожу обучение педагогов по пересадке детей в группы? Пока они сидят в три ряда, взгляды устремлены назад, о развитии мягких навыков и качеств говорить бессмысленно, разве что, кроме стойкости и индивидуальной ответственности.
Как говорил Рон Ритчхарт: «Культура мышления складывается в классе, где ценятся как коллективное, так и индивидуальное мышление, являясь „видимым“ и активно пропагандируемым элементом регулярного ежедневного опыта всех участников группы».
Рассадка в три ряда устарела. Её мало где сохранили в современных школах. Бежевые стены тоже давно не актуальны. Они должны быть яркими и вдохновляющими, отображать ценность познания и мышления. Стационарные картинки и плакаты, которые остаются неизменными весь год, перестали раздражать мозг и вызывать любопытство, по крайней мере после десятого раза просмотра. Проекты друг друга же всё ещё вызывают интерес, пусть они висят на стенах.
Проекты заставляют думать, оценивать, включать пятый и шестой уровень таксономии Блума. Особенно если рядом с проектами лежат бланки обратной связи, которые ученики могут оставлять друг другу. Особенно если я учу их давать конструктивную обратную связь, а не критиковать.
-
Постоянно рефлексировать
Рефлексия полезна как для саморазвития, так и для развития других. Научите детей рефлексии, тогда им будет легче учиться. Объясните, зачем это нужно. Расскажите, что мозг лучше усваивает информацию во время рефлексии. Особенно если вы — учитель, вы изучали это в педвузе на психологическом курсе, знаете как работает мозг при обучении.
Пусть в классе главный постер – изображение мозга. Сделайте его центральным, как священный образ.
Стационарные картинки не советую. Картинку мозга рекомендую, но только живую. Можно какую-то динамическую и показывать буквально, что сейчас мозг порастягивали, прокачали. Рефлесия — крутая прокачка для мозга. Пусть на перемене все порастягивают модель мозга. С детьми младшего возраста можно постепенно раскрашивать те части мозга, которые прокачиваем.
Материалы по теме:
- Как научить ребенка учиться
- Как научить детей не бояться ошибок
- Что делать, если школьники считают обучение бессмысленным?