Нейрогимнастика — движущиеся тренировки для стимуляции работы головного мозга.

Это особые игры, развивающие мышление, речь и память, совершенствующие моторику и помогающие ребёнку стать более сбалансированным и рассудительным.

Плюсы упражнений:

  1. Их можно выполнять практически где угодно
  2. Просты и не требуют много времени
  3. Предметы имеют вид игрушек и радуют детей.

Как это работает

Человеческий мозг делится на два полушария, каждое контролирует определенные виды деятельности.

  • Правое полушарие мозга способствует восприятию пространства, координации движений и фантазированию. Движение левой ноги активизирует правое полушарие, а движение правой — левое.
  • Левое полушарие мозга отвечает за логику, математику и речь.

Когда разговариваем или считаем, активен левый участок мозга, а при лепке, рисовании или фантазировании — правый.

Мозговая активность всегда распределяется между полушариями. Максимальную производительность мозга можно достигнуть только при активации обоих полушарий. Нейрогимнастика способствует этому легко и естественно.

Что нужно учитывать при организации занятий для малышей?

Недостаток согласованной деятельности полушарий головного мозга часто приводит к невнимательности, задержке развития речи, проблемам с концентрацией внимания, трудностям в ориентировании в пространстве и неустойчивому эмоциональному состоянию ребенка.

Ребенок, выполняя упражнения с элементами нейрогимнастики, лучше ощущает своё тело, ориентируется в пространстве, развивает сенсорную активность и улучшает зрительно-моторную координацию, точность движений. Это оказывает влияние на речь, мышление и поведение.

Слабая связь между полушариями мозга может привести к тому, что одно из них берет на себя ведущую функцию, а другое тормозится. В результате могут возникнуть трудности с письмом, речью, восприятием на слух и эмоциями. Такому ребенку сложно учиться, он может быть неусидчивым или ленивым, обидчивым, замкнутым или же наоборот — чересчур эмоциональным. Межполушарное развитие особенно важно к 3 годам, так как в этот период закладывается зрительное, слуховое и кинетическое восприятие, которое напрямую влияет на интеллект.

Нейрогимнастика полезна всем детям, независимо от имеющихся или отсутствующих проблем. Эффект от упражнений проявляется быстро и усиливается с течением времени.

В будущем это благоприятно скажется на развитии мышления ребенка, сделав его более общительным, эмоционально стабильным и творчески развитым. Выполнение синхронных симметричных и асимметричных упражнений развивает физическую активность, помогает сохранять равновесие и стимулирует кровообращение.

Как делать нейрогимнастику

Нейрогимнастику можно выполнять в любое время. Для детей занятия длится 5-15 минут два или три раза в неделю. Если ребёнок заинтересовался и хочет заниматься дольше, разрешите ему продолжать.

Во время занятий побуждайте ребенка использовать обе руки и/или ноги. Это способствует стимуляции работы обоих полушарий мозга и увеличивает эффективность тренировок.

Нейрогимнастика для детей до 1 года

В этом возрасте важно, чтобы ребёнок познавал окружающие предметы: трогал их руками, пробовал на вкус, слушал речь взрослых и другие звуки. Самыми полезными занятиями для малыша считаются массаж, гимнастика и водные процедуры (в идеале плавание).

Носить малыша на руках, называя предметы вокруг, давая возможность рассматривать и трогать: чашку на столе, часы на стене, одежду, деревья во дворе, машины на парковке, полезно для знакомства крохи с миром.

Нейрогимнастика для детей 1-2 года

  • Игры с пирамидками, кубиками, сортерами и шнуровками способствуют развитию тонкой и общей моторики.
  • Стихи, песни, потешки, сказки – важное не количество, а частое воспроизведение привычных историй.
  • Можно начать с простых хлопков в игре «ладушки», добавляя перекрестные, и постепенно усложняя действия.
  • В ходе пальчиковых игр фразы произносятся при массировании каждого пальчика. Simultaneously, малыш использует слух, зрение и сенсорные ощущения.
    Этот пальчик маленький,
    Этот пальчик сладенький,
    Этот пальчик длинненький,
    Этот пальчик сильненький
    Этот пальчик — толстячок.
    Ну а вместе — кулачок.
  • Игра «Цыплята». Пальчики малышки становятся «цыплятами», клюя носиком на ладошке. Потом ручки меняются местами, и действия повторяются.

Нейрогимнастика для детей 3-4 года

Игра «Хождение по канате». На полу разложите веревку или пояс. Ребенок изображает канатоходца и ходит по натягиваемой в воздухе веревке. Задача: плотно прижимая ножки к веревке, добраться до конца.

Предложите ребенку задуть зажжённую свечу. Для этого попросите его сделать глубокий вдох и, выпятив губки, подуть на огонь. Продолжайте упражнение 4-5 раз, каждый раз смещая свечу дальше от ребёнка.

Игра «Речка». Определите линию между «сушей» и «водой», разложив на полу сенсорный коврик. По сигналу взрослого ребенок выходит на «сушу» или погружается в «воду». Усложните игру, повторяя команды, но меняя их порядок.

Игра «Я капитан» тренирует координацию движений. Ребенку нужно сжать одну руку в кулак, приподняв большой палец вверх (показать «лайк»). Вторую руку поднести к лбу, изображая козырек. Потом меняют руки. Когда ребенок освоится, между сменой позиций добавляйте хлопок.

«Зарядка для мозга» приносит пользу как детям, так и взрослым. Самые заметные результаты нейрогимнастики наблюдаются у детей, потому что в этот период формируются связи между полушариями мозга и закладываются основы мышления, интеллекта и речи.

Выводы

  1. Нейрогимнастика — это мозговые упражнения для детей. Физические действия стимулируют развитие правого и левого полушарий головного мозга.
  2. Развитие мышления, памяти, речи и координации движений происходит благодаря упражнениям. Ребенок становится более сосредоточенным, общительным и эмоционально уравновешенным.
  3. Ребенку до года принесут пользу массаж, гимнастика и плавание.
  4. В возрасте от одного до двух лет это развивающие игрушки для мелкой моторики, сказки и игры «Ладушки» и «Цыплята».
  5. С трех до четырех лет тренировки для ума могут проводиться посредством игр «Хожу по канату», «Задуй свечу», «Речка» и «Я капитан».