
Изображения: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Просветитель и публицист, автор telegram-канала «Учимся учить иначеСветлана Моторина предлагает прием Кооперативного обучения, способствующий проработке пройденной информации, обновлению знаний, развитию аргументации, критического и творческого мышления, а также коммуникативных навыков.
Для каких заданий подходит
Существуют разные пути решения задачи.
Примеры вопросов
Литература: кто виноват в смерти Муму?
а) Герасим
б) Барыня
в) Дворецкий
г) Крепостное право
Естественные науки: Чтобы сформулировать гипотезы, можно сначала продемонстрировать детям различные предметы и попросить каждого выбрать то, которое, по его мнению, утонет.
Математика: Примеры задач, допускающие разные решения.
История: Какая реформа Петра имела наибольший вес для этого лица?
а) Церковная
б) Судебная
в) Военная
г) Денежная
Алгоритм
- Составьте вопрос с 2-5 вариантами ответа. Напишите его и варианты на доске.
- В кабинете отметьте каждый угол соответствием к определенному варианту ответа. Например: угол 1 – а, угол 2 – б, угол 3 – в и так далее. Число углов должно быть равно количеству ответов.
- Спросите вопрос и попросите детей встать возле угла с нужным номером ответа.
Когда класс покинул аудиторию, можно без оценки показать количество учеников, которые выбрали каждый вариант ответа: первый, второй и так далее. Такой способ более нагляден, чем простой подъем рук.
- Разделите класс на группы по номерам, чтобы ребята высказывались по одному и не мешали друг другу. Для изложения мнения дается 30 секунд — воспользуйтесь таймером. На доске запишите примерный план, например: «Я считаю, что виноват… потому что…».
Детям важно помнить: задача не в том, чтобы спорить, а в том, чтобы слышать других и запоминать интересные аргументы.
- Рассредоточьте детей, составив новые группы так, чтобы в каждой были учащиеся с разными ответами.
Инструкция аналогична предыдущей: 30 секунд на ответ по шаблону. Но теперь речь нужно дополнить аргументацией из предыдущего раунда, если какая-то понравилась. - После высказываний всех участников наступает тишина. Предложите ребятам подумать, чье мнение показалось им более убедительным, чем сначала казалось. Затем попросите ребят вернуться к своим группам и пусть каждый по очереди за 30 секунд расскажет, изменилось ли его мнение после выступлений одноклассников. Для этого есть шаблон: Сначала я думал, что в смерти Муму виноват… сейчас же считаю, что и сам виноват.
Возможно сохранение мнения без изменений. После этой стадии по желанию можно повторно задавать вопросы для проверки внимательного аудирования.
Когда учитель ведет занятие динамично и понятно, прием длится 10-15 минут. Если иногда предоставлять задания таким образом, чтобы ученики могли не только высказаться, но и услышать других, а также найти в их словах разумное, у них развивается умение встать на позицию другого, понять его точку зрения и принять, что другие мнения тоже могут существовать.
Материалы по теме:
- Десять методов для формирования критического мышления в образовательном учреждении и семейной среде.