Фото: img.freepik.com

Изображения: Pexels. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Понятие «мягких навыков» становится все более популярным: раньше его использовали преимущественно кадровики, а теперь оно встречается и в школе, и в детском саду. Многие из этих навыков, например умение договариваться, работать в команде и находить нестандартные решения проблем, проще всего развить в раннем возрасте. Воспитатели, монтессори-педагог Евгений Пепеляев рассказывает о методиках развития таких навыков как дома, так и в детском саду.

1. Урок вежливости

В этой сцене педагог или родитель демонстрирует правильное поведение в разных ситуациях: что делать, если обидели словом, как попросить игрушку и как уговорить кого-то поиграть вместе.

Например, урок вежливости по теме «Как предложить помощь» может проходить следующим образом:

— Друзья, я сегодня покажу вам, как предложить помощь. Кого можно попросить о помощи?

Дети (хором): Я!

Маша, выходи! Тебе помочь?

— Да.

— Друзья, когда же нам уместно задать такой вопрос?

— Поддержать, протянуть руку помощи, помочь справиться с плохим настроением, поддержать в трудной ситуации.

— Превосходно! Все верно говорите. Какие еще слова можно использовать для предложения помощи?

Нужна помощь? Тяжело?

— Классно, а кого мы можем так спросить?

— Своего хорошего знакомого, друга.

— А в садике кого?

— Воспитателей, родителей, друзей.

— А что за слова ожидаем дальше?

— «Да, помоги».

Верно, а затем уже оказываем помощь.

Последний момент важен: часто вижу в своей группе ребят, увлечённых желанием помочь, но не уточняющих, действительно ли это нужно. В результате благородный порыв становится причиной ссор и конфликтов.

С помощью уроков вежливости можно продемонстрировать различные сценарии: правильно предложить что-либо другу, выразить несогласие, попросить прощения или отреагировать на неприятную реплику и так далее.

2. Упражнение на сплочение

Например: Мальчикам требуется переместить обруч с точки А в точку Б, используя только одну ладонь. При отставании или неверном перемещении процедура повторяется заново.

Когда мои ученики впервые выполняли это упражнение, у них получилось только примерно с десятого раза. Сначала долго были недовольны и расстраивались.
Это важный этап: нужно дать возможность ребятам самим прожить эту ситуацию и придумать, как ее изменить.

Десять повторений понадобилось детям, чтобы наконец-то заметить другого человека рядом и понять, что его интересы тоже важны для выполнения задания.
Поняли дети, что победа одного равносильна победе всей группы, а победа команды — это победа каждого.

В дополнение к переноске обруча можно применять разнообразные подвижные игры. Например, упражнение, где дети действуют парами, одному из которых завязывают глаза, а другой ведёт его по полосе препятствий. Это развивает чувство ответственности, ведь от него зависит безопасность и комфорт человеку с закрытыми глазами.

Я замечаю, что эти упражнения делают детей более терпимыми и снисходительными как к друг другу, так и к ошибкам, как своим, так и чужим.

Следующие упражнения относятся к данной методике. ТРИЗ Методику «теория решения изобретательских задач» разработал в 20-м веке инженер-изобретатель Генрих Альтшуллер. Для этого анализировал более 40 тысяч патентов, чтобы понять, как людям удается совершать изобретения и находить решения для различных противоречий. Ниже приведены несколько упражнений по методикам ТРИЗ, которые легко встроить в образовательную деятельность.

3. «Что общего?»

Эта игра отлично тренирует критическое мышление и творческие способности, помогает находить необычные решения.

Учитель предъявляет два отличающихся предмета и задаёт вопрос о их общих чертах. Например: В чем сходство шурупа и кактуса? Какой объект может быть острым, твердым и являться существительным?

Эта игра подходит для детей от трёх до четырёх лет. Чем старше дети, тем больше признаков они увидят. Ребятам следует попрактиковаться, чтобы предлагать как можно больше вариантов; чем чаще вы будете им давать такое упражнение, тем больше идей у них будет.

4. «Хорошо или плохо?»

Учитель просит детей судить о значимости разных событий. Например: Зима пришла. Хорошо ли это, плохо ли? Может быть, хорошо любителям зимних видов спорта или тем, чье лето рождения приходится на зиму. А кому-то, кто не терпит холода и тяжелой одежды – нет.

Это упражнение помогает детям понять, что оценки всегда индивидуальны, нет одной верной точки зрения и мир разнообразен, с большим количеством граней.

5. «Почему так произошло?»

Учитель просит ребят рассказать о связи между двумя случившимися когда-то событиями. Чем больше времени прошло между ними, тем интереснее.

Например: Белка сидела на дереве и уронила шишку. Самоход с грузом не прибыл по назначению вовремя.

Это упражнение рассчитано на детей 5-7 лет, ему способствуют абстрактное мышление. Сначала связь между событиями у ребят может быть похожа на сказку: могут появиться инопланетяне, колобок или другие сказочные персонажи. Хорошо, если от сказок ребята смогут перейти к более реалистичным сюжетам.

6. «Мозговой штурм»

Этот способ выдвижения идей по определенной теме не требует подробного описания. Важно, чтобы на первом этапе все высказывания были приняты во внимание, предотвратив тем самым подавление каких-либо предложений.

Например: Мальчик имел черепаху, которая обожала карабкаться по дому и пряталась в труднодоступных уголках, из которых самостоятельно выбраться не могла. Как помочь мальчику находить свою питомца?

Мальчик мог бы всегда оставить кого-нибудь дома для наблюдения за черепахой.

— Она могла бы жить в аквариуме.

К ней можно прикрепить нитку, чтобы, если игрушка убежит далеко, колокольчик начал звонить.

Обеспечить невозможность её скрытия.

Следующий этап – оценивание предложенных идей. Какую из них можно применить здесь? Какие идеи можно объединить? А какие непригодны (и почему)?

7. Креатив-бой

«Креатив-бой» — командная интеллектуальная игра, разработанная педагогами сообщества «Образование для новой эры» Анатолием Гином и Александром Кавтревым. В ней игрокам предлагают открытые исследовательские задачи без одного правильного ответа.

Как нарисовать радугу только простым карандашом?

Можно использовать слово «радуга», или же нарисовать семь полукругов, под каждым из которых написать «красный», «оранжевый», «желтый» и так далее.

Выполнять задания технического плана полезно: результат можно сразу оценить (например, проверить прочность сетки, заполненной водой или построить корабль из бумаги, не тонущий).

В игре участвуют от трёх до пяти человек. Командам даётся пять-семь минут на обсуждение, после чего капитан команды объявляет решение. Для детей дошкольного возраста это сложная задача, поэтому креатив-бой проводят с шести-семилетними детьми; желательно, чтобы в каждой команде присутствовал взрослый для записи ответа. Оптимальное время проведения креатив-боя — 30-40 минут, за это время можно решить три-пять задач. Первая задача может быть разогревочной и не учитываться.

В ходе креатив-боя оцениваются оригинальность, практичность и креативность предложенных решений. По окончании игры участники получают грамоты и дипломы для награждения каждой команды в определённой номинации.

Между детьми и родителями можно организовать креативный конкурс. Дошкольники порой придумывают более оригинальные идеи, поскольку их мышление отличается от взрослого стереотипа.

Примеры задач для креатив- Boyer и Тризы можно найти в книге Анатолия Гина «Задачи кота Потряскина».