Фото: img.freepik.com

Изображение: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Постоянное обучение свойственно ребенку. Все для него — непознанное и сложное, поэтому неизбежно возникают ситуации, когда что-то не получается. Что делать, если ребенок отказывается начинать дело из-за трудности? Как помочь ему обрести веру в себя? Об этом рассказывает семейный психолог Елизавета Филоненко.

Упрощать нельзя усложнять

Взрослым часто бывает трудно представить, насколько непросто ребенку освоить что-то новое.

Ребенку, избегающему трудностей при обучении чему-либо новому, нужно помочь почувствовать свою компетентность. Вместо указания на ошибки лучше предложить лёгкие способы выполнения действия. Например, если у него не получается нарисовать рыбку, покажите, как обвести руку и пририсовать глаз и плавники.

Хвалить не только результат, но и попытки

Ребенку трудно самостоятельно оценить свои действия, и из-за слабого осознания себя ему сложно понять, что сегодня он действовал лучше, чем вчера. Самоощущение формируется под воздействием родителей.

Самооценка ребёнка формируется под влиянием мнения окружающих его взрослых.

Важно деликатно не акцентировать внимание на неудачах ребенка, а хвалить его старания. Покажите ему, как упорно и старательно он собирал конструктор, рисовал или пытался одеться. Такие моменты, отмеченные взрослым, накопивятся и станут качествами, которые ребенок будет проявлять в жизни.

Критиковать и сравнивать экологично

В наше время многие считают, что ребенка нельзя ругать и сравнивать с другими детьми, так как это может сформировать у него убеждение о своей никчемности. Родители стараются создать для ребенка комфортную атмосферу, где он чувствует себя безупречным. Однако, когда ребенок попадает в обстановку, где присутствуют соревнования или сравнения, и ему приходится столкнуться с реалиями своего несовершенства, он начинает закрываться от этого.

Родители, желающие такого же отношения к себе, активно пропагандируют мысль о том, что сравнение — это ужасно. Часто такие люди не реализовали себя в профессиональной сфере или считают, что достигли всего лишь малого, чего заслуживали. Возможно, им самим не удалось выжить в конкурентной среде, и поэтому они хотят избежать любой прямой или косвенной критики.

Критика и сравнения могут быть полезны, но их переусердствованное и эмоционально окрашенное применение ведет к негативным последствиям.

Нельзя:

  • Критиковать 100 процентов времени

Постоянные фразы родителя «Не вертись, выпрямись, что ты тут устроил какой-то свинарник?!» создают патологическую среду, негативно влияющую на ребенка.

  • Не учитывать темперамент

Его пассивность или чрезмерная энергичность не устраивают вас, и вы стараетесь изменить это с помощью критики.

  • Не учитывать контекст

Например, когда вы критиковать ребёнка за слабую учебу, если тот испытывает стресс или усталость и не способен учиться эффективнее.

  • Высказывать критику для снятия эмоционального напряжения.

В некоторых случаях бывает трудно уживаться с ребёнком, его поведение может вызывать раздражение и негативные чувства. Критика в этом случае может служить способом выразить собственную неудовлетворенность.

Можно:

  • Оценивать конкретное действие, а не характер ребёнка.

Можно показать ребенку беспорядок на столе. Нельзя говорить: «Ты такой поросенок, как отец!» В обоих случаях это критика. Но в первом случае она направлена на действие, во втором же создаёт неблагоприятный образ ребёнка.

Критику и сравнение следует применять правильно. Несколько правил:

  • Не сравнивать братьев и сестер

Это только усугубит отношения.

  • Не сравнивать разновозрастных детей

Более опытный человек, как правило, выполняет задачи качественнее из-за накопленного опыта. В случае противопоставления его менее опытному оппоненту, это может стать для него ещё более унизительным, поскольку он будет не просто хуже, но и хуже младшего.

  • Не стоит постоянно находить преимущества у других детей.

Это испортит представление о себе и вызовет сниженную уверенность в себе.

Часто сравнение помогает развиваться: если кто-то может, то и я смогу. Ребенку нужно понимать, что кое-что делается хуже, чем у других, а кое-что – лучше.
Умение видеть себя среди других и не страдать от этого – признак здоровой психики.


Материалы по теме:

  • Как воспитать уверенного в себе ребенка
  • 5 способов отказать капризному ребенку
  • Как мы мешаем детям стать ответственными