Ребёнок с рождения до трёх лет развивается стремительно: из беспомощного младенца вырастает подвижный малыш, который бегает, говорит, питается как взрослый и сооружает башни из кубиков.

Современные мамы стараются с рождения развивать ребенка комплексно: занимаясь не только физическим, но и интеллектуальным, когнитивным, эмоциональным развитием. В помощь маме предлагаем список навыков и умений, которые должны быть у детей определенного возраста.

Чек-лист поможет проанализировать развитие ребёнка до трёх лет, выявит его сильные стороны и даст помощь в развитии слабых.

При сомнениях обратитесь к специалисту. Врач обнаружит отклонения, указывающие на потенциальные проблемы со здоровьем.

1. Физические навыки и координация (моторика)

Движение и умение обращаться с вещами важны для малышей.

Физические умения ребёнка в возрасте трёх лет.

Бегает уверенно, хорошо лазит. Самостоятельно может забираться на ступеньки или возвышение, но иногда не может с них самим спуститься.

— катается на самокате и беговеле;

Может ходить на носочках и перепрыгивать через предметы, находящиеся на полу.

— может переносить нетяжелые предметы;

Бегает на двух ногах и может удерживать равновесие на одной.

— взбирается и спускается по лестнице, чередуя ступени.

— ловит мяч двумя руками;

— умеет самим отстегивать пуговицы и застёжки. Закрепляет с помощью взрослых.

Может открывать и закрывать пробки на бутылках.

— вырезает простые фигуры ножницами.

Как развивать

Важно поддерживать природную активность ребенка. Не останавливайте кроху, когда бегает, прыгает и исследует каждый уголок. Учите бросать и ловить мяч, лазать по детскому городку, играть в догонялки, висеть на канате, бросать кольца, стоять на одной ножке, изображая цаплю, ходить по узким бордюрам и перешагивать через препятствия.

Рисуйте, лепите, делайте поделки, сооружайте из конструктора дома, замки и гаражи. Играйте в развивающие игры: собирайте пазлы, играйте в мозаику и детское лото. Хороший вариант — записать кроху на занятия по развитию физических навыков.

2. Навыки самообслуживания

В три года малыш способен многое делать, и во многих вещах уже независим. Когда ребенок произносит «я сам», следует его поддерживать. К примеру, можно дать ему возможность перенести стакан на кухню, одеть обувь или распаковать покупки самостоятельно.

Список навыков самообслуживания в 3 года:

Ребенок может кушать и пить сам.

Снимает одежду и обувь, старается одеться и обуться самостоятельно.

Знает, как подбирать одежду для разных условий. В дождливую погоду посоветует резиновые сапоги и плащ, а при холоде — шапку и куртку.

— способен сам умываться, мыть руки и чистить зубы.

— ходит на горшок;

— способен убрать игрушки;

— пытается сам пользоваться мочалкой и мыться;

— способен осуществлять незатейливые домашние задачи: накормить кошку, полить растения, вытереть пыль.

Как развивать

В силу того, что дети только начинают развивать навыки самообслуживания, процессы могут протекать медленно и не всегда безупречно. Не бойтесь допускать самостоятельность детей. Малыш может долго одеваться для прогулки, неумело питаться или играть во время мытья рук. Это естественно. Родителям важно проявлять терпение и стараться не вмешиваться, предоставляя ребенку возможность действовать самостоятельно. Чтобы сохранять спокойствие, планируйте достаточное время на сборы в детский сад, прием пищи, гигиену и т. д. Не забудьте похвалить ребенка за самостоятельные попытки.

Не давайте ребенку есть ложкой, позвольте ему самому питаться. Чтобы это получилось, установите распорядок дня и откажитесь от перекусов, чтобы ребенок чувствовал голод и с интересом подходил к еде.

3. Интеллектуальные навыки.

В три года дети познают мир прикосновениями и зрением. Ребята запоминают описания предметов и узнают что-то новое. В этом возрасте формируются причинно-следственные связи: ребенок понимает, что нажатие на кнопку музыкальной игрушки вызывает звук, а кататься на беговеле можно, отталкиваясь ножками.

К трем годам у ребёнка развивается способность воспринимать и обрабатывать информацию, появляется стремление к самостоятельному выбору, формируется умение мыслить логически и творчески. Это проявляется в различных сферах умственного развития, таких как внимание, память, мышление, воображение и восприятие.

Влияние интеллектуального развития на ребёнка к трем годам.

С лёгкостью выполняет простые поручения, например, приносит вещь по указанию, закрывает дверь или поднимает объект.

Ребенок начинает ориентироваться во времени. Знает, что такое «утро», «день» и вечер. Осознаёт понятия «вчера», «сегодня» и «завтра». Если мама скажет, что «сейчас будет обед, затем мы поиграем и пойдем на прогулку», ребенок запомнит порядок и будет ему следовать.

Разбирает цвета. Может сказать цвет и подобрать предмет нужного оттенка.

— может выполнить простую поделку при помощи взрослого. К примеру, аппликацию в виде цветка, фигурку змейки из пластилина.

— знает названия геометрических фигур;

Может выделить категории. Такими как «фрукты», «овощи», «мебель», «животные» и другие.

Понимает назначение обычных вещей дома (машина для стирки стирает, а холодильник хранит еду).

Создаёт простые, понятные изображения красками, карандашами или мелками.

— развитие памяти: способность сохранять знания и применять их позже. К примеру, малыш может запомнить изображение и вспомнить местонахождение игрушки.

— развитие логического мышления: способность решать простые задачи и выявлять связи между причинами и следствиями. К примеру, ребенок может собрать несложную головоломку, пазлы или мозаику.

— развитие фантазии: ребенок может создать игру или ситуацию. Фантазия малышей в этот период такая яркая, что взрослым не всегда удаётся отличить вымысел от реальности.

Может решать простые логические задачи, например, находить путь в лабиринте, различать похожие и отличающиеся предметы, группировать их по признакам.

Как развивать

В три года ребенок много узнает играя, включая развивающие игры. Полезно показывать ребенку наглядные примеры. Например, можно читать книжки с ребенком и обсуждать сюжет и картинки. Можно задавать вопросы: куда пошел заяц? Зачем лягушка так поступила? Кто живет в этом лесу? Возьмите игрушки и предметы, рассмотрите их вместе с ребенком, обсуждайте свойства.

Когда малыш интересуется чем-то и задает вопросы, важно давать ответы. В этом возрасте у ребенка активно развивается понимание мира, ему нужно получать как можно больше информации. То, что кажется вам ясным, может быть для него новым и интересным. Например, ребенок может много раз спрашивать, из чего готовят пирожные, где живут вороны и чем питаются собачки. Отвечая, пользуйтесь простыми словами, знакомыми малышу, и применяйте различные выражения.

Вовлекайте ребенка в игры на внимание, например, «найди отличия», «определи лишнее». Читайте вместе сказки, стихи и рассказы, сочиняйте истории. Изучайте окружающий мир: наблюдайте за смены времен года, учите названия растений, животных и птиц.

Во время прогулок по парку с ребенком или походов в магазины обращайте его внимание на различные объекты и рассказывайте о предназначении каждого из предметов.

4. Речевые навыки.

К трем годам многие дети умеют строить предложения и рассказывать о предметах. Некоторые в этом возрасте уже говорят очень хорошо, однако такое развитие свойственно не всем.

Основные характеристики речевого развития к трем годам.

Ребенок учится строить предложения, задавать вопросы и рассказывать о том, что его окружает.

Пополняется словарь, накапливаются новые слова и фразы.

Развитие речи идёт плавно и предусмотрительно.

Ребенок может рассказывать о изображениях на картинках, имитировать речь взрослых и давать ответы на вопросы.

— начинает использовать местоимения «я», «ты», «он», «она»;

— может поделиться своими мыслями и поступками.

Как развивать

Для правильного развития речи ребенка общайтесь с ним как можно больше. Важно, чтобы малыш слышал ясную, грамотную речь. Не нужно при этом использовать детские слова и искажать произношение, иначе ребенок будет говорить так же. Расскажите о своем дне, расспросите о делах малыша и стимулируйте его речь вопросами.

Речь ребенка формируется под влиянием слуха. Вовлекайте его в прослушивание песенок, аудиосказок, предлагайте игрушки с звуками. Развитие мелкой моторики тоже важно, ведь сенсорные ощущения пальчиков тесно связаны с речью. Лепите, рисуйте, складывайте пазлы, предлагайте бизиборды с шнуровками и крутилками. Организуйте музыкальные занятия с движениями (логоритмику), развивайте артикуляционный аппарат (мышцы языка, щек) специальными упражнениями.

Если к трёх годам ребёнок не говорит фразами и простыми предложениями, обратитесь к специалисту.

5. Социальные навыки.

Примерно в год дети начинают осваивать первые навыки общения с окружающими. Малыши проявляют интерес к другим детям и обращают внимание на разговоры. К трем годам умение взаимодействовать с другими людьми становится всё более совершенным.

Развитие социальных навыков у малышей к трём годам.

— играет с другими детьми;

— способен постичь правила простых игр, умеет сотрудничать в группе.

— с удовольствием играет в различные роли. Предпочитает такие игры как «парикмахерская», «доктор», «мастерская» и тому подобные.

Может проявлять сочувствие к грустящему, утешать плачущего.

— может делиться и меняться игрушками;

— начинает высказывать чувства словами. Например, можно сказать «я боюсь», «мне понравилась».

Как развивать

Развивайте у ребенка стремление к общению с друзьями. Например, на детской площадке предложите малышу спросить имя того, кого он заинтересовал. Поддерживайте коллективные игры. Способствуйте разрешению конфликтов: учите договариваться, играть вместе и придумывать игры для всех.

Вовлекайте ребенка в обсуждения чувств персонажей из книг, учите его замечать эмоции окружающих. Расскажите ему о дружбе и любви.

Помните, что каждый ребенок уникален: одни более коммуникабельны, другие — нет. Не нужно присваивать детям роли, лучше находиться рядом и поддерживать формирование социальных связей.

6. Психическое развитие

Три года – возраст первого серьёзного кризиса, получившего в медицине и психологии название «кризис трёх лет». Некоторые дети проходят его легко, но большинство малышей ведут себя таким образом, что родители помнят этот период долгое время.

Характерные симптомы кризиса 3 лет:

— ребенок все чаще произносит «я сам»;

— становится очень обидчивым и упрямым;

Выступает против всего, даже того, что ещё вчера ему нравилось.

— часто плачет и уходит в истерику.

Этот период бывает сложным не только для родителей, но и для малыша. Из-за особенностей нервной системы кроха быстро выходит из себя: протестует и устраивает истерики. Ребенок начинает понимать, что маму всегда слушаться нельзя, и постоянно проверяет границы дозволенного.

Как помочь ребенку пережить кризис 3 лет

Когда малыш плачет или имеет истерику, не пытайтесь остановить его или добиться чего-то от него. Пока кроха находится в таких эмоциях, он вас не услышит.
После того как ребенок успокоится, назвите эмоцию, которую испытывает. Например: «Ты рассердился на Петю, и я тебя понимаю». Затем объясните ребенку причину, так как для детей всё не так очевидно, как для взрослых.
Научите малыша выражать негативные эмоции, например, побить подушку, потопать ногами и т.д. Старайтесь давать свободу там, где это возможно, не дистанцируясь от ребенка. Это помогает гармонично исследовать мир вокруг и познавать его устройство.

Чтобы чувствовать себя хорошо физически, придерживайтесь режима сна. Не принимайте все близко к сердцу. Кризис трех лет на самом деле имеет положительное влияние, потому что за трудным периодом скрываются позитивные изменения: ребенок со временем учится управлять эмоциями, становится более общительным и самостоятельным.

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему графику: один может активно лазить по детскому городку в два года, а другой освоит этот навык к два с половиной или трем годам. Возможно, такой малыш добился большего успеха в прыжках, беге или рисовании.

Полноценному развитию ребёнка важно регулярное общение, телесный контакт (глажение, поцелуи, объятия), сбалансированное питание, занятия и создание комфортной семейной атмосферы, а также совместное проведение времени.

Если развитие идёт не по строгому плану, не волнуйтесь. Обсудите свои опасения с педиатром.

Когда необходимо обратиться к педиатру

  1. Если к трёх годам речь ребёнка не развивается и ему сложно произносить простые фразы.
  2. Часто спотыкается, падает и испытывает трудности при подъеме и спуске по лестнице.
  3. Не может выполнять элементарные манипуляции, такие как открытие двери, мытье рук.
  4. Не ходит на горшок.
  5. Он не увлекается ролевыми играми и не интересуются игрушками.
  6. Не интересуется другими детьми.
  7. Не реагирует на речь, не выполняет простые поручения, избегает зрительного контакта, не проявляет желания общения.
  8. Утрачивает ранее полученные умения.

Выводы

  1. Для развития ребёнка трёх лет важно физическое активное времяпрепровождение, которое нужно поощрять.
  2. К трем годам малыш осваивает основные навыки ухода за собой: ест и пьет самостоятельно, умеет одеваться, мыть руки и выполнять простые домашние поручения.
  3. В три года ребенок понимает просьбы, знает названия цветов и геометрических фигур. Научается ориентироваться во времени. Рисует осознанные рисунки, может запоминать и придумывать собственные истории.
  4. Владеет умением строить осмысленные фразы, пополняет словарь новыми словами, может поделиться своими ощущениями.
  5. Стремится к общению с другими детьми, увлекается ролевыми играми и может делиться игрушками.
  6. Психическое развитие проходит через кризис в три года. Некоторые дети переходят этот этап легко, но многие становятся капризными, непослушными и раздражительными. Важно поддерживать ребенка в управлении своими чувствами.
  7. Когда у ребенка возникают трудности с речью, движениями или общением, а также когда пропадают ранее усвоенные навыки, обратитесь к врачу.