Ребёнок с рождения до трёх лет развивается стремительно: из беспомощного младенца вырастает подвижный малыш, который бегает, говорит, питается как взрослый и сооружает башни из кубиков.
Современные мамы стараются с рождения развивать ребенка комплексно: занимаясь не только физическим, но и интеллектуальным, когнитивным, эмоциональным развитием. В помощь маме предлагаем список навыков и умений, которые должны быть у детей определенного возраста.
Чек-лист поможет проанализировать развитие ребёнка до трёх лет, выявит его сильные стороны и даст помощь в развитии слабых.
При сомнениях обратитесь к специалисту. Врач обнаружит отклонения, указывающие на потенциальные проблемы со здоровьем.
1. Физические навыки и координация (моторика)
Движение и умение обращаться с вещами важны для малышей.
Физические умения ребёнка в возрасте трёх лет.
Бегает уверенно, хорошо лазит. Самостоятельно может забираться на ступеньки или возвышение, но иногда не может с них самим спуститься.
— катается на самокате и беговеле;
Может ходить на носочках и перепрыгивать через предметы, находящиеся на полу.
— может переносить нетяжелые предметы;
Бегает на двух ногах и может удерживать равновесие на одной.
— взбирается и спускается по лестнице, чередуя ступени.
— ловит мяч двумя руками;
— умеет самим отстегивать пуговицы и застёжки. Закрепляет с помощью взрослых.
Может открывать и закрывать пробки на бутылках.
— вырезает простые фигуры ножницами.
Как развивать
Важно поддерживать природную активность ребенка. Не останавливайте кроху, когда бегает, прыгает и исследует каждый уголок. Учите бросать и ловить мяч, лазать по детскому городку, играть в догонялки, висеть на канате, бросать кольца, стоять на одной ножке, изображая цаплю, ходить по узким бордюрам и перешагивать через препятствия.
Рисуйте, лепите, делайте поделки, сооружайте из конструктора дома, замки и гаражи. Играйте в развивающие игры: собирайте пазлы, играйте в мозаику и детское лото. Хороший вариант — записать кроху на занятия по развитию физических навыков.
2. Навыки самообслуживания
В три года малыш способен многое делать, и во многих вещах уже независим. Когда ребенок произносит «я сам», следует его поддерживать. К примеру, можно дать ему возможность перенести стакан на кухню, одеть обувь или распаковать покупки самостоятельно.
Список навыков самообслуживания в 3 года:
Ребенок может кушать и пить сам.
Снимает одежду и обувь, старается одеться и обуться самостоятельно.
Знает, как подбирать одежду для разных условий. В дождливую погоду посоветует резиновые сапоги и плащ, а при холоде — шапку и куртку.
— способен сам умываться, мыть руки и чистить зубы.
— ходит на горшок;
— способен убрать игрушки;
— пытается сам пользоваться мочалкой и мыться;
— способен осуществлять незатейливые домашние задачи: накормить кошку, полить растения, вытереть пыль.
Как развивать
В силу того, что дети только начинают развивать навыки самообслуживания, процессы могут протекать медленно и не всегда безупречно. Не бойтесь допускать самостоятельность детей. Малыш может долго одеваться для прогулки, неумело питаться или играть во время мытья рук. Это естественно. Родителям важно проявлять терпение и стараться не вмешиваться, предоставляя ребенку возможность действовать самостоятельно. Чтобы сохранять спокойствие, планируйте достаточное время на сборы в детский сад, прием пищи, гигиену и т. д. Не забудьте похвалить ребенка за самостоятельные попытки.
Не давайте ребенку есть ложкой, позвольте ему самому питаться. Чтобы это получилось, установите распорядок дня и откажитесь от перекусов, чтобы ребенок чувствовал голод и с интересом подходил к еде.
3. Интеллектуальные навыки.
В три года дети познают мир прикосновениями и зрением. Ребята запоминают описания предметов и узнают что-то новое. В этом возрасте формируются причинно-следственные связи: ребенок понимает, что нажатие на кнопку музыкальной игрушки вызывает звук, а кататься на беговеле можно, отталкиваясь ножками.
К трем годам у ребёнка развивается способность воспринимать и обрабатывать информацию, появляется стремление к самостоятельному выбору, формируется умение мыслить логически и творчески. Это проявляется в различных сферах умственного развития, таких как внимание, память, мышление, воображение и восприятие.
Влияние интеллектуального развития на ребёнка к трем годам.
С лёгкостью выполняет простые поручения, например, приносит вещь по указанию, закрывает дверь или поднимает объект.
Ребенок начинает ориентироваться во времени. Знает, что такое «утро», «день» и вечер. Осознаёт понятия «вчера», «сегодня» и «завтра». Если мама скажет, что «сейчас будет обед, затем мы поиграем и пойдем на прогулку», ребенок запомнит порядок и будет ему следовать.
Разбирает цвета. Может сказать цвет и подобрать предмет нужного оттенка.
— может выполнить простую поделку при помощи взрослого. К примеру, аппликацию в виде цветка, фигурку змейки из пластилина.
— знает названия геометрических фигур;
Может выделить категории. Такими как «фрукты», «овощи», «мебель», «животные» и другие.
Понимает назначение обычных вещей дома (машина для стирки стирает, а холодильник хранит еду).
Создаёт простые, понятные изображения красками, карандашами или мелками.
— развитие памяти: способность сохранять знания и применять их позже. К примеру, малыш может запомнить изображение и вспомнить местонахождение игрушки.
— развитие логического мышления: способность решать простые задачи и выявлять связи между причинами и следствиями. К примеру, ребенок может собрать несложную головоломку, пазлы или мозаику.
— развитие фантазии: ребенок может создать игру или ситуацию. Фантазия малышей в этот период такая яркая, что взрослым не всегда удаётся отличить вымысел от реальности.
Может решать простые логические задачи, например, находить путь в лабиринте, различать похожие и отличающиеся предметы, группировать их по признакам.
Как развивать
В три года ребенок много узнает играя, включая развивающие игры. Полезно показывать ребенку наглядные примеры. Например, можно читать книжки с ребенком и обсуждать сюжет и картинки. Можно задавать вопросы: куда пошел заяц? Зачем лягушка так поступила? Кто живет в этом лесу? Возьмите игрушки и предметы, рассмотрите их вместе с ребенком, обсуждайте свойства.
Когда малыш интересуется чем-то и задает вопросы, важно давать ответы. В этом возрасте у ребенка активно развивается понимание мира, ему нужно получать как можно больше информации. То, что кажется вам ясным, может быть для него новым и интересным. Например, ребенок может много раз спрашивать, из чего готовят пирожные, где живут вороны и чем питаются собачки. Отвечая, пользуйтесь простыми словами, знакомыми малышу, и применяйте различные выражения.
Вовлекайте ребенка в игры на внимание, например, «найди отличия», «определи лишнее». Читайте вместе сказки, стихи и рассказы, сочиняйте истории. Изучайте окружающий мир: наблюдайте за смены времен года, учите названия растений, животных и птиц.
Во время прогулок по парку с ребенком или походов в магазины обращайте его внимание на различные объекты и рассказывайте о предназначении каждого из предметов.
4. Речевые навыки.
К трем годам многие дети умеют строить предложения и рассказывать о предметах. Некоторые в этом возрасте уже говорят очень хорошо, однако такое развитие свойственно не всем.
Основные характеристики речевого развития к трем годам.
Ребенок учится строить предложения, задавать вопросы и рассказывать о том, что его окружает.
Пополняется словарь, накапливаются новые слова и фразы.
Развитие речи идёт плавно и предусмотрительно.
Ребенок может рассказывать о изображениях на картинках, имитировать речь взрослых и давать ответы на вопросы.
— начинает использовать местоимения «я», «ты», «он», «она»;
— может поделиться своими мыслями и поступками.
Как развивать
Для правильного развития речи ребенка общайтесь с ним как можно больше. Важно, чтобы малыш слышал ясную, грамотную речь. Не нужно при этом использовать детские слова и искажать произношение, иначе ребенок будет говорить так же. Расскажите о своем дне, расспросите о делах малыша и стимулируйте его речь вопросами.
Речь ребенка формируется под влиянием слуха. Вовлекайте его в прослушивание песенок, аудиосказок, предлагайте игрушки с звуками. Развитие мелкой моторики тоже важно, ведь сенсорные ощущения пальчиков тесно связаны с речью. Лепите, рисуйте, складывайте пазлы, предлагайте бизиборды с шнуровками и крутилками. Организуйте музыкальные занятия с движениями (логоритмику), развивайте артикуляционный аппарат (мышцы языка, щек) специальными упражнениями.
Если к трёх годам ребёнок не говорит фразами и простыми предложениями, обратитесь к специалисту.
5. Социальные навыки.
Примерно в год дети начинают осваивать первые навыки общения с окружающими. Малыши проявляют интерес к другим детям и обращают внимание на разговоры. К трем годам умение взаимодействовать с другими людьми становится всё более совершенным.
Развитие социальных навыков у малышей к трём годам.
— играет с другими детьми;
— способен постичь правила простых игр, умеет сотрудничать в группе.
— с удовольствием играет в различные роли. Предпочитает такие игры как «парикмахерская», «доктор», «мастерская» и тому подобные.
Может проявлять сочувствие к грустящему, утешать плачущего.
— может делиться и меняться игрушками;
— начинает высказывать чувства словами. Например, можно сказать «я боюсь», «мне понравилась».
Как развивать
Развивайте у ребенка стремление к общению с друзьями. Например, на детской площадке предложите малышу спросить имя того, кого он заинтересовал. Поддерживайте коллективные игры. Способствуйте разрешению конфликтов: учите договариваться, играть вместе и придумывать игры для всех.
Вовлекайте ребенка в обсуждения чувств персонажей из книг, учите его замечать эмоции окружающих. Расскажите ему о дружбе и любви.
Помните, что каждый ребенок уникален: одни более коммуникабельны, другие — нет. Не нужно присваивать детям роли, лучше находиться рядом и поддерживать формирование социальных связей.
6. Психическое развитие
Три года – возраст первого серьёзного кризиса, получившего в медицине и психологии название «кризис трёх лет». Некоторые дети проходят его легко, но большинство малышей ведут себя таким образом, что родители помнят этот период долгое время.
Характерные симптомы кризиса 3 лет:
— ребенок все чаще произносит «я сам»;
— становится очень обидчивым и упрямым;
Выступает против всего, даже того, что ещё вчера ему нравилось.
— часто плачет и уходит в истерику.
Этот период бывает сложным не только для родителей, но и для малыша. Из-за особенностей нервной системы кроха быстро выходит из себя: протестует и устраивает истерики. Ребенок начинает понимать, что маму всегда слушаться нельзя, и постоянно проверяет границы дозволенного.
Как помочь ребенку пережить кризис 3 лет
Когда малыш плачет или имеет истерику, не пытайтесь остановить его или добиться чего-то от него. Пока кроха находится в таких эмоциях, он вас не услышит.
После того как ребенок успокоится, назвите эмоцию, которую испытывает. Например: «Ты рассердился на Петю, и я тебя понимаю». Затем объясните ребенку причину, так как для детей всё не так очевидно, как для взрослых.
Научите малыша выражать негативные эмоции, например, побить подушку, потопать ногами и т.д. Старайтесь давать свободу там, где это возможно, не дистанцируясь от ребенка. Это помогает гармонично исследовать мир вокруг и познавать его устройство.
Чтобы чувствовать себя хорошо физически, придерживайтесь режима сна. Не принимайте все близко к сердцу. Кризис трех лет на самом деле имеет положительное влияние, потому что за трудным периодом скрываются позитивные изменения: ребенок со временем учится управлять эмоциями, становится более общительным и самостоятельным.
Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему графику: один может активно лазить по детскому городку в два года, а другой освоит этот навык к два с половиной или трем годам. Возможно, такой малыш добился большего успеха в прыжках, беге или рисовании.
Полноценному развитию ребёнка важно регулярное общение, телесный контакт (глажение, поцелуи, объятия), сбалансированное питание, занятия и создание комфортной семейной атмосферы, а также совместное проведение времени.
Если развитие идёт не по строгому плану, не волнуйтесь. Обсудите свои опасения с педиатром.
Когда необходимо обратиться к педиатру
- Если к трёх годам речь ребёнка не развивается и ему сложно произносить простые фразы.
- Часто спотыкается, падает и испытывает трудности при подъеме и спуске по лестнице.
- Не может выполнять элементарные манипуляции, такие как открытие двери, мытье рук.
- Не ходит на горшок.
- Он не увлекается ролевыми играми и не интересуются игрушками.
- Не интересуется другими детьми.
- Не реагирует на речь, не выполняет простые поручения, избегает зрительного контакта, не проявляет желания общения.
- Утрачивает ранее полученные умения.
Выводы
- Для развития ребёнка трёх лет важно физическое активное времяпрепровождение, которое нужно поощрять.
- К трем годам малыш осваивает основные навыки ухода за собой: ест и пьет самостоятельно, умеет одеваться, мыть руки и выполнять простые домашние поручения.
- В три года ребенок понимает просьбы, знает названия цветов и геометрических фигур. Научается ориентироваться во времени. Рисует осознанные рисунки, может запоминать и придумывать собственные истории.
- Владеет умением строить осмысленные фразы, пополняет словарь новыми словами, может поделиться своими ощущениями.
- Стремится к общению с другими детьми, увлекается ролевыми играми и может делиться игрушками.
- Психическое развитие проходит через кризис в три года. Некоторые дети переходят этот этап легко, но многие становятся капризными, непослушными и раздражительными. Важно поддерживать ребенка в управлении своими чувствами.
- Когда у ребенка возникают трудности с речью, движениями или общением, а также когда пропадают ранее усвоенные навыки, обратитесь к врачу.