
Изображение из Pixabay. Художник: Юлия Замжицкая.
Педагогам начальных классов нередко С дислексией и дисграфией сталкиваются дети. Об этом, как развивает орфографическую зоркость помогает решить данные проблемы, рассказывает Анастасия Щербакова, учитель русского языка и литературы, методист, автор телеграм-канала «». Синие занавески».
Как улучшить грамотность взгляда.
Орфографическая зоркость (ОЗ) Это способность распознавать потенциально проблемные места в словах, предсказывать их орфографию и замечать звуки в неустойчивых позициях.
Развитие ОЗ происходит при вовлечении четырех каналов восприятия.
- Видишь ли ты место в слове, где может появиться опечатка? Разные цвета пишущих приборов могут помочь с акцентом и запоминанием правописания.
- Слуховое восприятие – умение слышать и определять ударение в звуке, а также слабые позиции в слове.
- Для усвоения правила нужно произнести его вслух, а не просто записать слово с правильным написанием.
- Навык применения правила при написании.
Развитие орфографии не ограничивается только умением писать правильно.
Фокусировка учащихся на трудных словах повышает внимательность. Пополнение словарного запаса и изучение правил делают память более гибкой.
Развитие ОЗ в начальной школе включает…
- Правильное оформление границ предложений и постановки знаков препинания при них.
- слитное и раздельное написание слов;
- В именах, фамилиях, кличках животных и прочих собственных именах пишется с большой буквы.
- Написание пар букв «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
- правила переноса.
Задачи по этим темам подойдут для учеников пятых и шестых классов, так как могут сохранять сложность и после завершения начального образования.
Когда уделять внимание ОЗ
- Во время разминки
Эту пятиминутку по орфографии можно использовать при изучении других тем, таких как грамматика или синтаксис. Проводить ее можно не только фронтально, но и в виде парной или групповой работы.
- Во время подведения итогов темы
Закончив изучение очередного правила, можно повторить ранее пройденные орфограммы.
- Во время основного этапа урока
Сюда можно отнести диктанты и задания для парной работы по составлению текстов с орфограммами или сверке выполненных работ.
- В процессе систематизации пройденной информации.
В этой ситуации уместны игровые форматы.
Разнообразие заданий и инструментов для развития ораторского мастерства велико. Например, это может быть организованное списывание, задания по исправлению ошибок в тексте или подстановке пропущенных букв, мемо-карточки и мемо-словари, комментированное письмо и письмо с проговариванием.
Факторы для учителя при выполнении заданий по саморазвитию.
- В тетради ошибку исправляют чертой, а не корректором. На доске тоже зачеркивают ошибку и над ней пишут правильную букву.
Визуальная память ошибки поможет её исправить. В тетради можно пользоваться ручками разного цвета для выделения орфограмм.
- Превратите задания на ОЗ во что-то более интересное, чем просто просмотр и запись информации.
В работе важно не просто переписывать, а помочь детям разобраться в теории и применять её на практике.
- При выполнении заданий, когда задействовано больше каналов восприятия, орфограммы запоминаются лучше.
Чтобы дети усвоили правило верно, важно, чтобы оно не просто выучивалось наизусть, а запечатлелось в памяти благодаря слушанию, проговариванию, записыванию и повторению.
- При выполнении упражнений по вставке пропущенных букв необходимо ожидать от учащихся не только верный ответ, но и примеры других слов с данной орфограммой.
Материалы по теме:
- Семантическая дислексия: особенности и коррекция
- Рекомендации специалиста по развитию речи для педагогов, работающих с детьми, имеющими дислекзию.
- Нарушения письма у детей начальной школы: причины, проявления, исправление