Фото: img.freepik.com

Изображение из Pixabay. Художник: Юлия Замжицкая.

Педагогам начальных классов нередко С дислексией и дисграфией сталкиваются дети. Об этом, как развивает орфографическую зоркость помогает решить данные проблемы, рассказывает Анастасия Щербакова, учитель русского языка и литературы, методист, автор телеграм-канала «». Синие занавески».

Как улучшить грамотность взгляда.

Орфографическая зоркость (ОЗ) Это способность распознавать потенциально проблемные места в словах, предсказывать их орфографию и замечать звуки в неустойчивых позициях.

Развитие ОЗ происходит при вовлечении четырех каналов восприятия.

  1. Видишь ли ты место в слове, где может появиться опечатка? Разные цвета пишущих приборов могут помочь с акцентом и запоминанием правописания.
  2. Слуховое восприятие – умение слышать и определять ударение в звуке, а также слабые позиции в слове.
  3. Для усвоения правила нужно произнести его вслух, а не просто записать слово с правильным написанием.
  4. Навык применения правила при написании.

Развитие орфографии не ограничивается только умением писать правильно.
Фокусировка учащихся на трудных словах повышает внимательность. Пополнение словарного запаса и изучение правил делают память более гибкой.

Развитие ОЗ в начальной школе включает…

  • Правильное оформление границ предложений и постановки знаков препинания при них.
  • слитное и раздельное написание слов;
  • В именах, фамилиях, кличках животных и прочих собственных именах пишется с большой буквы.
  • Написание пар букв «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
  • правила переноса.

Задачи по этим темам подойдут для учеников пятых и шестых классов, так как могут сохранять сложность и после завершения начального образования.

Когда уделять внимание ОЗ

  • Во время разминки

Эту пятиминутку по орфографии можно использовать при изучении других тем, таких как грамматика или синтаксис. Проводить ее можно не только фронтально, но и в виде парной или групповой работы.

  • Во время подведения итогов темы

Закончив изучение очередного правила, можно повторить ранее пройденные орфограммы.

  • Во время основного этапа урока

Сюда можно отнести диктанты и задания для парной работы по составлению текстов с орфограммами или сверке выполненных работ.

  • В процессе систематизации пройденной информации.

В этой ситуации уместны игровые форматы.

Разнообразие заданий и инструментов для развития ораторского мастерства велико. Например, это может быть организованное списывание, задания по исправлению ошибок в тексте или подстановке пропущенных букв, мемо-карточки и мемо-словари, комментированное письмо и письмо с проговариванием.

Факторы для учителя при выполнении заданий по саморазвитию.

  • В тетради ошибку исправляют чертой, а не корректором. На доске тоже зачеркивают ошибку и над ней пишут правильную букву.

Визуальная память ошибки поможет её исправить. В тетради можно пользоваться ручками разного цвета для выделения орфограмм.

  • Превратите задания на ОЗ во что-то более интересное, чем просто просмотр и запись информации.

В работе важно не просто переписывать, а помочь детям разобраться в теории и применять её на практике.

  • При выполнении заданий, когда задействовано больше каналов восприятия, орфограммы запоминаются лучше.

Чтобы дети усвоили правило верно, важно, чтобы оно не просто выучивалось наизусть, а запечатлелось в памяти благодаря слушанию, проговариванию, записыванию и повторению.

  • При выполнении упражнений по вставке пропущенных букв необходимо ожидать от учащихся не только верный ответ, но и примеры других слов с данной орфограммой.

Материалы по теме:

  • Семантическая дислексия: особенности и коррекция
  • Рекомендации специалиста по развитию речи для педагогов, работающих с детьми, имеющими дислекзию.
  • Нарушения письма у детей начальной школы: причины, проявления, исправление