
Развитие речи у детей — удивительное явление для каждой матери. Малыш издает звуки, пытается произнести слова и постепенно формирует полноценные предложения. Для мамы это радость и ответственность, ведь ей нужно помогать ребёнку в развитии речи.
Статья посвящена важным моментам развития речи у детей, содержит практические советы для помощи ребёнку говорить правильно и вовремя, а также описывает ситуации, когда требуется консультация специалистов.
Развитие речи ребенка предполагает появление гуления в возрасте от двух до пяти месяцев. К девяти месяцам у малыша появляется лепет, проявляя интерес к окружающему миру и постоянно издаваемые звуки.
Средства развития речи детей
1. Общайтесь с малышом все время
Для того чтобы ребенок хорошо говорил, с ним нужно постоянно разговаривать, желательно начиная с рождения. Чем больше вы общаетесь с малышом, тем быстрее он начнет понимать и повторять ваши слова. Даже если кажется, что он вас не понимает, продолжайте рассказывать о происходящем, описывать окружающие предметы. Это поможет ребенку пополнить пассивный словарный запас, который важен для развития речи.
Психологи и педагоги это подтверждают. Исследование «Роль матери в развитии речи у детей», проведенное известными детскими психологами Бетти Харт и Тоддом Рисли из Университета Канзас, показывает, что матери, которые постоянно разговаривают с ребенком и обогащают его речевую среду, способствуют более быстрому и богатому развитию речи у детей.
Для полного развития речи ребенку нужно слышать правильное звучание слов. Избегайте сюсюканья и искажений. Так к трем годам малыш будет строить предложения ясно.
2. Развивайте слух и внимание ребенка
Чтобы начать понимать и произносить слова, детям нужно слышать и воспринимать звуки. Включайте детские песни, дарите музыкальные игрушки, обращайте внимание малышей на звуки вокруг: поют птицы, лает собака, завелась машина и так далее.
3. Читайте ребенку книги
Чтение — важный инструмент для развития речи у детей дошкольного возраста. Регулярно читайте ребенку сказки, стихи и рассказы, чтобы обогатить его словарный запас, познакомить с новыми понятиями и развить речь малыша. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и интересным сюжетом. Задавайте ребенку вопросы по ходу рассказа, стимулируйте его отвечать и комментировать сюжет. В идеале чтение должно стать ежедневным ритуалом, например, по вечерам перед сном.
4. Развивайте мелкую моторику
Работа с мелкими деталями или действия, требующие точных движений пальцев, улучшают кровообращение в кистях рук и мозге. Развивается координация, стимулируются нервные окончания, активируясь тем самым речевые зоны коры головного мозга. Это способствует формированию межполушарных связей и запускает работу речевого центра. Лепка, рисование, игры с кубиками и конструкторами, паззлы, пальчиковые игры, бизиборды и сортеры – все это полезно для развития мелкой моторики.
5. Используйте логоритмику
Логоритмика — эффективный прием развития речи у детей раннего возраста. Это комплекс упражнений под музыку с использованием речи и двигательной активности одновременно.
Повторение слов и движений в ритме активизирует процессы, отвечающие за речь. Все занятия проходят в игровой форме.
Логоритмика для малышей. Примеры упражнений:
«Весёлые шаги»
Дети танцуют под музыку, повторяя слова или предложения в ритме шагов.
«Танцующие ручки»
Дети двигают руками под музыку: хлопают, машут вверх-вниз или крутят кистями.
6. Используйте психогимнастику
Психогимнастика — метод для выражения эмоций и чувств через жесты и лицевые мимические движения. Упражнения снимают напряжение, способствуют самовыражению и включают невербальную часть в развитие речи.
Психогимнастика для малышей. Примеры упражнений:
«Какой фрукт?»
Предложите ребёнку представить себе фрукт – например, арбуз, яблоко или лимоны. Просите малыша изобразить мимикой вкус этого фрукта: сладкий, кислый, горький и так далее.
«Кто ты?»
Предложи ребенку нарисовать предмет или животное. К примеру, крокодила, снеговика, стул, машину или самолет.
7. Используйте артикуляционные упражнения.
Для полноценного развития речи малышу важно тренировать речевой аппарат: прорабатывать мускулатуру лица, щек, языка и учиться правильно дышать во время разговора.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата:
«Веселая лошадка»
Попродемонстрируйте ребенку способ издать звук «цок», как будто лошадь топает копытами. Попросите его повторить ваш звук. Это упражнение укрепляет мускулы языка и щек.
«Качели»
Рассотрите рот как можно шире и кончиком языка прикасайтесь к верхним и нижним зубам по очереди. Продолжайте 10-15 раз. Такое упражнение тренирует мышцы языка.
«Тигр»
Разместите на языке ребёнка узкую ленту бумаги. Предложите дышать и шипеть. Это упражнение хорошо помогает выговаривать букву «Р».
Когда начинать беспокоиться?
Первые слова малыши произносят около года. Это лишь начало пути к полноценной речи. Даже если в два года ребенок не говорит полными предложениями, но постоянно добавляет новые слова и фразы, процесс идет своим чередом. Продолжайте разговаривать с ребенком, читайте книги и играйте в развивающие игры. Обращайте внимание на развитие мелкой моторики: лепите, рисуйте, делайте поделки. Все это влияет на развитие речи.
На что обратить внимание:
- Отсутствие «ба-ба-ба», «да-да-да» и подобных звуков в возрасте 9-12 месяцев.
- Если ребёнку исполнилось 1,5 года, а он всё ещё не говорит ни слова.
- К трем годам малыш должен строить предложения из трёх-четырёх слов. При отсутствии такового обратитесь к врачу для определения вероятных причин и дальнейшего консультирования у специалиста по речи.
- Если считаете, что ребёнок плохо слышит, обратитесь к педиатру независимо от возраста. Врач направит к специалистам, которые проведут проверку слуха с помощью прибора.
Развитие речи у детей – важное и постоянное явление, требующее поддержки на протяжении всей жизни.
Выводы
- С двух до пяти месяцев малыш начинает гулить, а около девяти месяцев — лепетать.
- Для правильного и своевременного развития речи ребенка регулярно разговаривайте с ним и развивайте его слух.
- Для развития речи полезно читать книги, развивать мелкую моторику, выполнять логоритмические упражнения, психогимнастику и артикуляционные занятия.
- Если ребёнок не выговаривает слоги до 12 месяцев, не говорит слов в полтора года и не строит предложения к 3–4 годам, обратитесь к специалисту. Сделайте это также, если кажется вам, что малыш плохо слышит.