Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos. Иллюстрации: Юлия Замжицкая.

Двадцать лет назад к логопеду в детском саду ходили два-три малыша, которым давались с трудом звуки [р] и [л]. Сейчас ситуация изменилась: со специалистом занимается вся группа, а нуждаются в помощи всего один-два ребенка. Проблема не только в постановке сонорных звуков, а в формировании речи. Даже опытные специалисты иногда не знают, как запускать речь. Педагог-дефектолог детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс рассказывает о причинах подобной ситуации.

В группе риска до рождения

Чаще всего детей приводят к логопеду уже в подготовительной группе детского сада.
Работу над речью стоит начинать раньше, ведь нарушения часто закладываются ещё до рождения ребёнка. Беременность и роды оказывают серьёзное влияние на развитие речи малыша.

  • В последнее время всё чаще появляются на свет малыши. перинатальными поражениями нервной системыВрачи и родители признают данный диагноз несущественным, но часто в будущем это ведет к отставанию в развитии речи, а также к гиперактивности, плохой успеваемости и трудностям с управлением эмоциями.
  • Медицинский прогресс имеет обратную сторону. Ребенок, родившийся естественным путем, проходит через родовые пути и появляется на свет плавно. кесаревом сечении Беременность сопряжена с рисками: разное давление внутри и вне утробы может привести к резкому перепаду для ребенка, вредящему его сосудам.
  • К нарушениям в развитии речь приводит и малоподвижность будущей мамыУзнав о беременности, некоторые женщины становятся менее активными, проводя больше времени в лежачем положении. Такое поведение небезопасно, поскольку для формирования сенсорной системы плода необходимо движение, свежий воздух и насыщение клеток кислородом.
  • Большую роль играет питание материВ настоящее время полноценное питание встречается нечасто из-за магазинного товара, готовых блюд, добавок и консервантов. Также множество мам с первых месяцев беременности начинают прием гормональных лекарств, что может повлиять на развитие ребенка.
  • Способ кормления ребенка После родов грудное вскармливание оказывает существенное влияние на развитие речи. Отказ от него может привести к негативным последствиям.
    С бутылочкой малыш не прилагает усилий: достаточно одного движения губами, и молоко потечет. Мамино молоко, однако, требует напряжения важных для речи мышц языка, щек и мягкого неба. Такая тренировка благотворно воздействует на артикуляционный аппарат ребенка.

Дисфункция сенсорной интеграции

Речевое развитие тесно связано с развитием сенсорной системы: осязания, обоняния, вкуса, зрения и слуха, проприоцепции, вестибулярного аппарата. Детям необходимо бегать, прыгать, играть во всевозможных играх, пробовать всё на вкус и запах, хватать всё руками — это важный фактор их гармоничного развития. Современные родители стремятся оградить малышей от любой активности, не осознавая проблем, которые это может вызвать в будущем.

Чрезмерная опека родителей может привести к проблемам с сенсорной интеграцией у детей: нервная система ошибочно воспринимает сигналы от органов чувств. Это негативно сказывается на развитии моторики, речи и поведения.

Часто родители приводят детей на массаж, в бассейн и различные секции, однако для гармоничного развития достаточно бытовых условий. Например, когда ребенок моет посуду, он ощущает множество различных воздействий, знакомится с категориями грязного, жирного, теплого, чистого. Действуя двумя руками, он развивает межполушарное взаимодействие, тренирует мозжечок и ствол мозга — зоны, отвечающие за двигательную активность. В программе Монтессори есть даже упражнение на мытье посуды. Видимо, это воспринимается как вопрос дисциплины, но на самом деле такие занятия способствуют развитию мозга.

Развитию речи способствует совместная сенсорная интеграция. Родители или воспитатели должны комментировать игры и действия ребенка, а также просить его повторять слова. Дети учатся говорить, повторяя за взрослыми все движения и звуки.

Некоторые детские сады применяют сенсорные комнаты для стимулирования органов чувств детей. В таких комнатах малыши могут свободно двигаться, прикасаться ко всему и исследовать окружающее пространство, в то время как взрослые следят за их поведением и добавляют новые игры.

Людмила Вайс:

Из подручных материалов — коробок и ящиков из-под бытовой техники — создали сенсорную комнату. В ней сухой бассейн с наполнителями: фасолью, горохом и рисом. Дети ходят по крупам босиком, бегают по шишкам или принимают сухой душ из пластиковых пробок. В игровой форме знакомятся с внешними свойствами предметов, их величиной и структурой, разными материалами. Комната помогает успокоиться и снять стресс. Это особенно заметно при работе с малышами с аутизмом — им нужно напитать сенсорную систему, чтобы сосредоточиться и спокойно сесть за обучение.

Гаджет вместо мамы

Чрезмерное увлечение молодых родителей технологиями затрудняет нормальное развитие речи у детей. Раньше женщины постоянно взаимодействовали с малышами: пели колыбельные во время укачивания, играли во время пеленания, смотрели им в глаза на прогулке, озвучивали каждое свое действие. Сейчас появились электронные качели, видеоняни, и мамы на детской площадке сидят в телефонах.

Чтобы малыш заговорил, важно эмоционально погружаться в его жизнь. Полезно, чтобы ребенок видел лицо матери как можно чаще. Мама должна поддерживать его двигательную и речевую активность, хвалить, после каждого занятия улыбаться и не стесняться веселиться вместе с ним.

Мамы часто пользуются телефонами сами, и также с удовольствием дают их детям для развлечения. Телевизоры и гаджеты оказывают сильное воздействие на неокрепший мозг из-за аудиовизуальной стимуляции. Ребенок может не обращать внимания на экран, но его внутренний мир перевернется от динамики происходящего, хотя сам этого не заметит. В результате малыш может получить невроз уже в раннем возрасте.

По мнению детского психиатра и психотерапевта профессора Драпкина, ребенок подобен сосуду, который необходимо наполнить материнской любовью. При недостатке любви у ребенка могут развиваться болезни. Драпкин рекомендует мамам применять метод эмоционального и — что особенно важно — словесно-речевого воздействия: ежедневно говорить ребенку о своей большой любви, его силе, здоровье и крепости.

Успех воспитания детей во многом определяется качеством взаимоотношений между родителем и ребёнком. Дети нуждаются в ощущении любви и заботы, а это не заменишь ничем.