Фото: img.freepik.com


Изображения: Depositphotos, иллюстрация — Юлия Замжицкая.

Родители предвкушают первые слова ребёнка. Иногда ожидание затягивается: порой до трёх-четырёх лет у малыша не проявляется речи. детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс Рассказала о причинах молчания детей в моменты, когда речь должна быть, и о необходимости беспокоиться родителям.

Причины задержки речевого развития у детей.

Задержка речевого развития (или ЗРРЭто задержка развития устной речи у ребенка по сравнению с возрастом.

  • в 11-14 месяцев Ребенок следует начинать произносить первые простые слова: «мама», «папа», «баба», «дядя».
  • к 2 годам К возрасту малыша словарь должен состоять из 100-200 слов.

Причины развития задержки речи разнообразны, и установить точную причину в каждом случае бывает непросто. Возникновению этого явления могут способствовать как органические, так и социальные факторы.

Органические факторы

К первым по счету относятся органические факторы. Травма ЦНС во время родов Повреждение, возможное в период беременности или первых месяцев жизни ребенка, обусловлено следующими причинами:

  • Внутриутробная гипоксия Это состояние возникает, когда ребёнок в утробе матери испытывает нехватку кислорода. Дефицит кислорода вредит всем системам и органам, в том числе головному мозгу.
  • Внутриутробные инфекции Это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции.
  • Родовые травмы Возможны травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения.
    Родовая травма вероятнее при проведении в родах вакуумной экстракции или наложения щипцов.
  • Недоношенность и переношенность.

Может быть причиной задержки речевого развития и то, что…

  • Заболевания, произошедшие в детском возрасте: менингоэнцефалит или энцефалопатия разной природы.
  • нарушение слуха;
  • Наследственная предрасположенность к нарушениям речи, если таковые были у ближайших родственников ребенка в детстве.

Социальные факторы

  • Отсутствие общения.

Ребенка можно вырастить в полной изоляции от речи, если вокруг него не говорят.

  • Переизбыток мультиков и гаджетов.

Дети в наши дни вместо живого общения с родителями много времени проводят перед экранами телевизоров или телефонов. Такой образ жизни отключает их от реальности: видят мигающие изображения и слышат поток бессмысленных звуков. Это мешает развитию речи, ведь без соответствующей речевой среды ее формирование затруднено.

  • Гиперопека со стороны родителей.

Родители так хорошо знают своего ребёнка, что угадывают каждое его желание и стремление даже без слов.

Как врачи распознают и классифицируют ЗРР

О проблемах речи можно предположить уже в раннем возрасте. Если к году малыш не произносит десяти простых слов, это может свидетельствовать о задержке развития речи.

Врач-невролог ставит предварительный диагноз ребенку до трех-четырех лет при совпадении с возрастными нормами. После четырех лет неврологический диагноз уточняется у детей. Для постановки диагноза проводят медицинские обследования, анализируют речь и поведение ребенка.

Врачи выделяют несколько видов задержки речи:

  • Темповая задержка речевого развития.

У ребёнка наблюдается задержка речевого развития при сохранении интеллекта и нормальном понимании речи взрослых. Эта задержка может быть связана с частыми болезнями, физическим ослаблением или негативными социальными условиями.

  • Алалия.

Отсутствие или частичное отсутствие речи. Когда ребенок воспринимает слова, пользуется жестами, но не говорит, речь идет о моторной алалии. Если ребенок не произносит звуки и не понимает сказанного, это сенсорная алалия.

  • Задержка речи из-за ухудшения слуха. .

Мальчик до годика может быть как все сверстники, «гулять», издавать звуки. Трудности появляются ближе к концу первого года: малыш замирает, пропадает лепет и гуление.

  • Аутизм.

Задержка речи при аутизме отличается от других видов задержек. Проблемы у ребенка с аутизмом связаны с нарушением коммуникации, что сказывается на социальном взаимодействии. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению.

Необходимо как можно скорее выявить проблему и обратиться к специалистам для назначения лечения и педагогической коррекции.

  • логопеда;
  • дефектолога;
  • психолога;
  • нейропсихолога.

Если есть подозрения о наличии задержки речевого развития, родителям следует обратиться к врачу, вместо ожидания, пока ребёнок начнёт говорить самостоятельно.

Как устранить задержку речевого развития

  1. Формируем правильную речевую среду

При отсутствии оснований для постановки диагноза и временном характере проблем родители должны серьезно относиться к созданию благоприятной языковой среды, которая оказывает как позитивный, так и негативный эффект на речевое развитие ребенка.

Правильная речевая среда Хорошо спланирована и оснащена разными стимулами для органов чувств, в ней развиты устная и невербальная коммуникация.

Важно:

  • С малышом нужно много разговаривать, изменяя тон голоса.
  • читать книжки и стихи вслух;
  • минимизировать взаимодействие с гаджетами;
  • обеспечить физическое развитие ребенка;
  • Избегать чрезмерной опеки и поощрять ребёнка к самостоятельному общению.
  • проконсультироваться с логопедами.
  1. Развиваем речь с помощью игр и обыденных действий.

Уже в утробе матери малыш способен слышать и узнавать знакомые голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начинать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время купания и ухода за ним.

После шести месяцев Родители должны веселиться с малышом в играх «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогата». Нужно показывать и называть детали тела, просить повторить звуки и простые слова.

Примерно через шесть месяцев малыш начинает карабкаться на коленях. В этот период важно поощрять физическую активность и использовать игры для развития ловкости рук и ног.

Ближе к годуКогда малыш освоил ходьбу, наступает период активного познания мира. Родителям следует воздержаться от препятствий в этом процессе. Бегание, прыжки и рассыпание игрушек — естественные проявления для здорового ребёнка.

На втором году Ребенок в этом возрасте старательно имитирует взрослых, поэтому можно вовлекать его в повседневные дела: готовить еду или убирать дом. Малыш с радостью повторит действия взрослого.

  1. Подбор игрушек для языкового развития.

Не стоит приобретать малышу дорогостоящие раскрученные игрушки. Лучшими товарищами в играх станут:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • книжки с большими картинками;
  • обычные бытовые предметы.

Дети любят пакетики, фольгу, всё, что держала в руках мама. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой: пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.

Важно не в чём играть с ребёнком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребёнка с родителями, общение и обмен эмоциями – основные факторы здорового развития малыша и его речи.


Материалы по теме:

  • В профессии логопеда произошли кардинальные изменения.
  • Комната для развития сенсорики у детей. Цель и пошаговое создание своими руками.