
Изображения: Depositphotos, иллюстрация — Юлия Замжицкая.
Родители предвкушают первые слова ребёнка. Иногда ожидание затягивается: порой до трёх-четырёх лет у малыша не проявляется речи. детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс Рассказала о причинах молчания детей в моменты, когда речь должна быть, и о необходимости беспокоиться родителям.
Причины задержки речевого развития у детей.
Задержка речевого развития (или ЗРРЭто задержка развития устной речи у ребенка по сравнению с возрастом.
- в 11-14 месяцев Ребенок следует начинать произносить первые простые слова: «мама», «папа», «баба», «дядя».
- к 2 годам К возрасту малыша словарь должен состоять из 100-200 слов.
Причины развития задержки речи разнообразны, и установить точную причину в каждом случае бывает непросто. Возникновению этого явления могут способствовать как органические, так и социальные факторы.
Органические факторы
К первым по счету относятся органические факторы. Травма ЦНС во время родов Повреждение, возможное в период беременности или первых месяцев жизни ребенка, обусловлено следующими причинами:
- Внутриутробная гипоксия Это состояние возникает, когда ребёнок в утробе матери испытывает нехватку кислорода. Дефицит кислорода вредит всем системам и органам, в том числе головному мозгу.
- Внутриутробные инфекции Это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции.
- Родовые травмы Возможны травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения.
Родовая травма вероятнее при проведении в родах вакуумной экстракции или наложения щипцов. - Недоношенность и переношенность.
Может быть причиной задержки речевого развития и то, что…
- Заболевания, произошедшие в детском возрасте: менингоэнцефалит или энцефалопатия разной природы.
- нарушение слуха;
- Наследственная предрасположенность к нарушениям речи, если таковые были у ближайших родственников ребенка в детстве.
Социальные факторы
- Отсутствие общения.
Ребенка можно вырастить в полной изоляции от речи, если вокруг него не говорят.
- Переизбыток мультиков и гаджетов.
Дети в наши дни вместо живого общения с родителями много времени проводят перед экранами телевизоров или телефонов. Такой образ жизни отключает их от реальности: видят мигающие изображения и слышат поток бессмысленных звуков. Это мешает развитию речи, ведь без соответствующей речевой среды ее формирование затруднено.
- Гиперопека со стороны родителей.
Родители так хорошо знают своего ребёнка, что угадывают каждое его желание и стремление даже без слов.
Как врачи распознают и классифицируют ЗРР
О проблемах речи можно предположить уже в раннем возрасте. Если к году малыш не произносит десяти простых слов, это может свидетельствовать о задержке развития речи.
Врач-невролог ставит предварительный диагноз ребенку до трех-четырех лет при совпадении с возрастными нормами. После четырех лет неврологический диагноз уточняется у детей. Для постановки диагноза проводят медицинские обследования, анализируют речь и поведение ребенка.
Врачи выделяют несколько видов задержки речи:
- Темповая задержка речевого развития.
У ребёнка наблюдается задержка речевого развития при сохранении интеллекта и нормальном понимании речи взрослых. Эта задержка может быть связана с частыми болезнями, физическим ослаблением или негативными социальными условиями.
- Алалия.
Отсутствие или частичное отсутствие речи. Когда ребенок воспринимает слова, пользуется жестами, но не говорит, речь идет о моторной алалии. Если ребенок не произносит звуки и не понимает сказанного, это сенсорная алалия.
- Задержка речи из-за ухудшения слуха. .
Мальчик до годика может быть как все сверстники, «гулять», издавать звуки. Трудности появляются ближе к концу первого года: малыш замирает, пропадает лепет и гуление.
- Аутизм.
Задержка речи при аутизме отличается от других видов задержек. Проблемы у ребенка с аутизмом связаны с нарушением коммуникации, что сказывается на социальном взаимодействии. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению.
Необходимо как можно скорее выявить проблему и обратиться к специалистам для назначения лечения и педагогической коррекции.
- логопеда;
- дефектолога;
- психолога;
- нейропсихолога.
Если есть подозрения о наличии задержки речевого развития, родителям следует обратиться к врачу, вместо ожидания, пока ребёнок начнёт говорить самостоятельно.
Как устранить задержку речевого развития
-
Формируем правильную речевую среду
При отсутствии оснований для постановки диагноза и временном характере проблем родители должны серьезно относиться к созданию благоприятной языковой среды, которая оказывает как позитивный, так и негативный эффект на речевое развитие ребенка.
Правильная речевая среда Хорошо спланирована и оснащена разными стимулами для органов чувств, в ней развиты устная и невербальная коммуникация.
Важно:
- С малышом нужно много разговаривать, изменяя тон голоса.
- читать книжки и стихи вслух;
- минимизировать взаимодействие с гаджетами;
- обеспечить физическое развитие ребенка;
- Избегать чрезмерной опеки и поощрять ребёнка к самостоятельному общению.
- проконсультироваться с логопедами.
-
Развиваем речь с помощью игр и обыденных действий.
Уже в утробе матери малыш способен слышать и узнавать знакомые голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начинать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время купания и ухода за ним.
После шести месяцев Родители должны веселиться с малышом в играх «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогата». Нужно показывать и называть детали тела, просить повторить звуки и простые слова.
Примерно через шесть месяцев малыш начинает карабкаться на коленях. В этот период важно поощрять физическую активность и использовать игры для развития ловкости рук и ног.
Ближе к годуКогда малыш освоил ходьбу, наступает период активного познания мира. Родителям следует воздержаться от препятствий в этом процессе. Бегание, прыжки и рассыпание игрушек — естественные проявления для здорового ребёнка.
На втором году Ребенок в этом возрасте старательно имитирует взрослых, поэтому можно вовлекать его в повседневные дела: готовить еду или убирать дом. Малыш с радостью повторит действия взрослого.
-
Подбор игрушек для языкового развития.
Не стоит приобретать малышу дорогостоящие раскрученные игрушки. Лучшими товарищами в играх станут:
- кубики;
- пирамидки;
- книжки с большими картинками;
- обычные бытовые предметы.
Дети любят пакетики, фольгу, всё, что держала в руках мама. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой: пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.
Важно не в чём играть с ребёнком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребёнка с родителями, общение и обмен эмоциями – основные факторы здорового развития малыша и его речи.
Материалы по теме:
- В профессии логопеда произошли кардинальные изменения.
- Комната для развития сенсорики у детей. Цель и пошаговое создание своими руками.