Фото: img.freepik.com

Представьте: ребенок играет с конструктором, старательно собирая детали. Не все получается гладко: элементы не соединяются, падают и перемешиваются. В результате дом получается «не такой». Мама желает помочь малышу, показать правильный способ сборки и обучить его. Но мама не выдерживает: «Давай помогу. Надо не так, а вот так». Ребенок недоволен и отвечает: «Не надо, я сам!».

Взаимодействие с родителями может вызывать у детей разную реакцию: бунт, обиду и печаль. Некоторые заявляют о том, что прекратят плохое поведение. Все реакции свидетельствуют об одном: детям не нравится подобный диалог.

Когда ребёнок чем-то занимается и не просит помощи, вмешиваться не следует.

Вспомните свое детство: у вас не сразу получалось писать буквы или делать аппликацию аккуратно? Сейчас эти действия кажутся простыми. Если мы навязываем эту «простоту» малышу, который пока не справляется, то поступаем несправедливо. Потому ребенок реагирует негативно.

Не скажете же ребенку, который делает первые шаги: «Так ходить нельзя? Вот так надо!» Любые замечания малышу, только начинающему учиться держать ложку, брать стакан с водой со стола или убирать игрушки, являются критическими и не помогают развитию его самостоятельности. Критикой даже взрослого во время обучения встретитесь с негативной реакцией.

С другой стороны, невмешательство в самостоятельную деятельность малышей как бы говорит ему: «У тебя получится! Все хорошо!»

Четыре результата учения

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, российский психолог, иллюстрирует процесс обучения в своих трудах, указывая на четыре получаемых результата ребенком.

  • Знание или умение, к которому он стремится;
  • Тренировка своих навыков;
  • Занятия оставляют эмоциональный след. После завершения его происходит изменение уровня уверенности в себе – либо растет, либо падает. Ребенок может испытывать удовлетворение или разочарование.
  • Влияние родительского вмешательства: удовлетворенность ребенка и взрослого.

Родители зачастую обращают внимание лишь на конечный результат: получилось или нет? Однако важно помнить и о других аспектах, которые равнозначны по значимости и способствуют развитию независимости у детей.

Если ребенок рисует отца похожим на колобка, лепит цветок в виде гусеницы и увлечённо, но нескладно рассказывает о чём-то, не стоит исправлять и критиковать. Лучше проявить искренний интерес к его занятию, и вы сразу почувствуете усиление связи между вами и рост принятия друг друга, что важно в общении и воспитании.

Важно обращать внимание на ошибки, но делать это нужно аккуратно, не замечая каждую из них во время деятельности. Лучше сделать это в спокойной обстановке после завершения работы. Ребенок обычно осознает, что всё ещё не идеально, но относится к этому с терпимостью и радуется, что процесс движется вперёд.

Давай вместе

Если ребенок желает действовать самостоятельно и это доставляет ему радость, вмешиваться не нужно, иначе можно разрушить желание к самодеятельности. В иной ситуации, если малыш столкнулся с затруднениями и обращается за поддержкой, позиция невмешательства свидетельствует о равнодушии и может только навредить развитию навыков самостоятельности.

Вы вручили ребёнку новенькую развивающую игрушку. Младенец проявил интерес, но через пять минут начинает плакать и зовут вас, поскольку не способен открыть замочки, повернуть ручку или вставить фигурку. В такой ситуации необходимо оказать ему помощь.

Четко произносить слова «Давай вместе» поддерживает малыша, когда вы действуют не за него, а вместе с ним. Если ребенок просит помощи, говорит о затруднениях или бросает занятие, это сигнал о необходимости поддержки. Помогите малышу только там, где ему трудно, дайте самостоятельно выполнить остальное. По мере освоения навыков полностью передавайте дело ему.

Зона ближнего развития

Русский психолог Лев Семенович Выгодский говорит о том, что ребенок может выполнить ряд действий в «зоне ближнего развития». Пример: в два года ребенок сам надевает шапку, снимает штанишки и садится на горшок, собирает пирамидку. Но ему пока не по силам самому накрыть на стол, развесить стирку, помыть пол. С взрослым же всё это он способен сделать.

Завтра он самостоятельно выполнит те действия, которые сегодня совершал вместе с родителями. Список совместных дел — это ценный запас для ребёнка. Если одному ребёнку постоянно уделяют внимание, а другому предоставят самостоятельность, то первый будет больше знать и уметь, станет более уверенным и без затруднений справляться с задачами.

Дети знают или чувствуют свою потребность.
Вспомните, как часто звучат такие фразы: «Можно с тобой?», «Пошли погуляем», «Давай поиграем», «Я тоже хочу». Если нет серьёзных причин отказа, говорите: «Да!».

Пример перечня дел «САМ-ВМЕСТЕ» для ребенка 2 лет

САМ

Собирать игрушки

Кушать ложкой

Пить из кружки

Залазить на диван и слазить с него

Снимать шапку и носочки

Разглядывать картинки в книжке

Собирать пирамидку

ВМЕСТЕ С МАМОЙ

Собираться на прогулку

Пылесосить

Мыть посуду

Готовить обед

Делать покупки в супермаркете

Заправлять постель

Наводить порядок в доме

Что значит сохранять естественный интерес и независимость юных людей?

Дети проявляют активность в своих желаниях: девочка хочет вместе с мамой лепить пирожки из теста, а мальчик просит у папы отвертку для ремонта стула. Важно замечать эти стремления и не подавлять их.

  • Лучше не спешить полностью возложить ответственность за занятие на ребёнка. К примеру, если приобретёте ребёнку самокат, покажете ему, как им управлять, но затем уйдёте и не будете обучать, возможно, он упадет и желание кататься исчезнет.
  • Излишняя помощь может быть во вред. Если постоянно подстраховывать ребенка, научившегося управлять самокатом, появляться рядом, поддерживать и поправлять, ему станет неинтересно присутствие взрослого, а затем он вообще откажется заниматься этим.

Поощряем ребенка к самостоятельности, поддерживаем при трудностях и всё меньше участвуем, пока не возложим полномочия полностью на него.

Выводы

  1. Если малыш чем-то увлечен и помощи не просит, оставьте его в покое.
  2. Если ребёнок просит помощи, помогите ему.
  3. Внимайте четырем выводам из обучения. Не обращайте внимания лишь на успех или неудачу.
  4. В детском саду активная самостоятельность проявляется лучше, когда взрослый произносит фразу «Давайте вместе».
  5. Способствуйте развитию зоны близкого взаимодействия, поэтапно увеличивая объем самостоятельных задач ребёнка.
  6. Уберегайте природную активность ребенка.