Представьте себе ситуацию: ребёнок строит домик из конструктора, увлечённо пытаясь соединить детали. Не все получается так, как нужно: элементы не собираются, падают и перемешиваются, и дом выходит «не такой». Мама хочет помочь малышу, показать, как правильно, и научить. И вот мама не выдерживает: «Давай я помогу. Надо не так, а вот так». И слышит недовольный ответ: «Не надо, сам!»

Реакция детей на вмешательства родителей может быть различной: некоторые проявляют бунт, другие — обиду и грусть, третьи заявляют о прекращении подобных действий в случае непонимания. Разные реакции свидетельствуют об одном: детям не нравится взаимодействие по такому принципу.

Когда ребёнок чем-то увлечён и не обращается за помощью, лучше не прерывать его.

Помните своё детство: сначала буквы и аппликации давались с трудом. Сейчас всё кажется простым. Если мы навязываем эту легкость малышу, которому ещё сложно, то действуем нечестно. Отсюда и негативная реакция ребёнка.

Не стоит указывать ребенку, который только начинает ходить: «Так нельзя ходить! Вот как надо!» Любые замечания подобного рода, когда ребенок учится пользоваться ложкой, брать стакан с воды или убирать игрушки, оказывают на него критическое влияние и препятствуют развитию самостоятельности. Критика в адрес взрослого во время обучения также вызывает негативную реакцию.

С другой стороны, не вмешиваясь в самостоятельные действия детей, вы как бы говорите ему: «У тебя получится! Всё хорошо!»

Четыре результата учения

Российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер иллюстрирует процесс обучения в своих трудах, указывая на четыре результата, которые ребенок получает в ходе обучения.

  • Знание или умение, к которому он стремится;
  • Тренировка своих навыков;
  • Занятие оставляет эмоциональный отпечаток. После его завершения у ребенка либо возрастает, либо снижается уверенность в себе, он ощущает удовлетворение или разочарование.
  • Влияние родительской причастности. Удовлетворенность ребенка и взрослого.

Родители иногда обращают внимание только на конечный результат, но важно помнить о других аспектах.

Если ребенок рисует отца похожим на колобка, лепит цветок в виде гусеницы и увлеченно, но нескладно рассказывает о чем-то — не стоит поправлять или критиковать его. Лучше проявите искренний интерес к его действиям, и вы сразу почувствуете, как усиливается связь между вами и растет принятие друг друга. Это очень важно в процессе общения и воспитания.

Можно обращать внимание на ошибки, но делать это надо бережно: не замечать каждую и лучше — после завершения работы в тишине. Ребенок обычно знает или чувствует, что пока не всё идеально, но относится к этому спокойно, радуясь процессу.

Давай вместе

Когда ребенок с энтузиазмом занимается чем-то самостоятельно, лучше не вмешиваться, чтобы не убить его желание действовать. Исключение составляют ситуации, когда у ребенка возникают сложности, и он обращается за помощью. В таких случаях неучастие свидетельствует о равнодушии и может помешать развитию самостоятельности.

Если вы подарили ребёнку новую развивающую игрушку, малыш может сначала заинтересоваться, но через 5 минут начать плакать и звать вас из-за неспособности открыть замочки, повернуть ручку или вставить фигурку. В этом случае необходимо помочь ему.

Хорошо говорить слова «Давай вместе». Это поддерживает малыша, когда вы делаете не за него, а вместе с ним. Если ребенок прямо просит о помощи, говорит, что у него не получается или вообще прекращает занятие, это сигнал о том, что ему нужна помощь. Примите на себя только то, что он не может сделать самостоятельно, и дайте ему выполнить остальное. Далее, по мере освоения навыков, передавайте дело ему полностью.

Зона ближнего развития

Российский психолог Лев Семенович Выгодский называет список задач для ребенка «зоной ближнего развития». Пример: в два года ребенок может надеть шапку, снять штанишки, сесть на горшок, собрать пирамидку.
Но ему пока трудно самому накрыть на стол, развесить стирку, помыть пол. Вместе со взрослым же это ребенок способен сделать.

Завтра он сможет самостоятельно выполнить те задачи, которые сегодня выполнял вместе с мамой или папой.
Список совместных занятий — ценный ресурс для ребенка. Если одному ребенку постоянно уделяют внимание, а другой остается один, то первый будет больше знать и уметь, станет увереннее и проще справляться с различными делами.

Дети знают или ощущают, в чем им нужно. Заметьте, как часто просят: «Можно с тобой?», «Пошли погуляем», «Давай поиграем», «Я тоже хочу». Без серьезных причин отказывать не стоит, попробуйте отвечать: «Да!»

Пример перечня дел «САМ-ВМЕСТЕ» для ребенка 2 лет

САМ

Собирать игрушки

Кушать ложкой

Пить из кружки

Залазить на диван и слазить с него

Снимать шапку и носочки

Разглядывать картинки в книжке

Собирать пирамидку

ВМЕСТЕ С МАМОЙ

Собираться на прогулку

Пылесосить

Мыть посуду

Готовить обед

Делать покупки в супермаркете

Заправлять постель

Наводить порядок в доме

Зачем сохранять природное стремление к действиям, инициативность и независимость детей?

Дети проявляют себя активно в своих начинаниях: девочка желает лепить пирожки из теста вместе с мамой, а мальчик просит у папы отвертку для ремонта стула. Важно замечать такие стремления и не подавлять их. Вместе с тем следует учитывать два момента:

  • Не следует сразу поручать ребенку всё целиком. Если приобретаете для него самокат, продемонстрируйте, как на нем ездить, однако оставьте без обучения — вероятно, ребенок упадет, и интерес к катанию исчезнет.
  • Если долго настаивать на помощи, то можно получить обратный эффект. Например, с самокатом: если продолжать идти рядом, поддерживать и поправлять после того, как ребенок научился уверенно ездить, ему станет неинтересно присутствие взрослого, и потом он вообще может считать это занятие бесполезным.

Поощряем ребенка проявлять самостоятельность, поддерживаем при затруднениях и постепенно уменьшаем собственное вмешательство, в итоге доведя дело до полного завершения ребенком.

Выводы

  1. Когда ребёнок чем-то занимается и не просит помощи, не вмешивайтесь.
  2. Помогите ребенку, если попросит помощь.
  3. Запомни четыре итога обучения. Не обращай внимания только на успех или неудачу.
  4. Взаимодействие с детьми дошкольного возраста через фразу «Давай вместе» способствует развитию самостоятельной деятельности.
  5. Постепенно увеличивайте объем дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, расширяя зону его ближайшего общения.
  6. Уберегайте природную активность ребенка.