
Изображение создала Юлия Замжицкая, фотография выполнена Александром Матвеевым.
Калининградская область является самым западным регионом России. Преимущества и недостатки такового обособленного положения участники «Школьной команды» обсудили на круглом столе в Калининградском областном институте развития образования.
Там, где сельские школы на 1000 учеников
В Калининградской области развита сеть сельских школ, среди которых не встретишь малокомплектных. Еще в начале 2000-х годов здесь одними из первых провели оптимизацию, результатом которой стало закрытие некоторых учреждений. После этого началось строительство новых школ совсем другого типа.
Благодаря оптимизации качество образования осталось на прежнем уровне. Показатели оказались сопоставимы с остальной страной, — говорит . Светлана ТрусеневаМинистр образования Калининградской области: «Появились средства, начали компенсировать оптимизацию — строить в сельской местности. Село калининградское и село сибирское — конечно, большая разница. У нас это населенные пункты, которые развиваются и где есть приток населения. Наша „типовая сельская школа“ — на 1100 человек. Например, „Школа будущего“. ». “ в Большом Исаково».
Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области.
Планируется построить шесть новых школ и два корпуса существующих учреждений в Калининградской области в рамках федеральных программ за три года. Работы на многих объектах отстают из-за проблем с поставками строительных материалов, вызванных пандемией. Регион, не имеющий сухопутной границы со страной, сталкивается с этим трудным вопросом.
Там, где полный контакт
Калининградская область небольшая с 182 средними школами: 162 государственные, семь частных и десять подведомственных. Между всеми здесь отношения дружеские и тесные. Действует также Ассоциация образовательных учреждений.
«В нашем регионе действует крепкое сообщество, и у представителей различных муниципалитетов свободные коммуникации. Можно просто позвонить приятелю из другого города и поболтать. Понимаю, что в других областях это редкость: развивается не взаимодействие, а соперничество», — отмечает . Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего».
О сельской школе имени Алексея Голубицкого под названием «Школа будущего» уже говорилось подробно: эта школа превзойдет многие городские по качеству образования. Учите детей с радостью в глазах. »
Александр Матвеев сфотографировал Алексея Голубицкого.
Ассоциация образовательных учреждений объединяет 52 школы. Это юридическое лицо, функционирующее на основе членских взносов — от одной до десяти тысяч рублей ежегодно, размер которых зависит от типа образовательного учреждения. Возможность вступления в Ассоциацию добровольная.
Общественная организация стремится поспособствовать знакомству образовательных учреждений региона, объединению ресурсов и их максимально эффективному применению. Виктория БеляковаПредседатель совета директоров Ассоциации, директор гимназии № 32 Калининграда и члены организации встречаются регулярно, обмениваются опытом, учатся друг у друга, сообща решают проблемы, в том числе помогают школам с низкими образовательными результатами перестроить методическую работу.
Виктория Белякова. Фото Александр Матвеева
Внутри Ассоциации выделены кластеры по интересам и направлениям деятельности: сельские школы, гимназии, учебные заведения с техническим уклоном. В рамках групп ведется обсуждение узконаправленных тем.
Там, где свобода как необходимость
В Калининградской области каждая школа формирует собственную систему оценки качества обучения. На основе стандарта руководство учебного заведения само определяет, как оценивать результаты работы и успеваемость учеников. Школа из Калининградской области может получить дополнительное финансирование из Фонда стимулирования качества образования при условии качественного обучения детей.
Все денежные перечисления открыты для всеобщего контроля: каждый может узнать на сайте о сумме средств на счетах каждой из школ. Каждый месяц бюджет пересчитывается, исходя из количества учеников в классах.
Мы очень ценим то, что Калининградская область в отличие от многих других регионов свободна. Контроль и запугивание — не наш путь. Коллеги из других регионов приезжают и спрашивают: «Кто вам штатное расписание утверждает, учебный план согласовывает?». Да никто. Все это школа сама делает, директор утверждает. Александр Ерохин, директор школы № 58 Калининграда.
Александр Ерохин. Фото Александр Матвеева
Там, где кадры решают всё
Участники круглого стола выделили кадровый дефицит как одну из главных проблем региона. Калининградские школы испытывают нехватку молодых и квалифицированных учителей. Виктория Белякова отметила, что пандемия внесла коррективы: из школ ушли педагоги старшего возраста, а замещение их сложнее найти.
Решают проблему комплексно. К примеру, нехватку работников возможно компенсировать специалистами из других областей. Калининградская область популярна для переезда: по показателям миграции она занимает третье место в России.
Светлана Трусенева говорит: «Не всё здесь так просто. Деловая культура специалистов из других регионов отличается от нашей. Часто говорят, что мы заставляем их работать слишком много. Сейчас переходим от почасовой к окладной системе и понимаем, что не все нас поддержат, как в своё время с оптимизацией».
Калининградский педагог – профессионал с глубокими знаниями в сфере компьютерных технологий.
Региональная информатизация — наша гордость, большое количество тех решений, о которых в других регионах только сейчас говорят, уже давно внедрили здесь. Например, дистанционное обучение инвалидов ведется с 2005 года. В свое время поддерживали образовательную платформу на базе Российской электронной школы. Учителя размещали методические разработки и получали деньги за количество скачиваний. Дмитрий КулагинРуководитель Центра информатизации образования региона.
Дмитрий Кулагин. Фото Александр Матвеева
Калининградская область стремится выращивать свою собственную учительскую квалификацию: в школах создадут педагогические классы, окажут помощь студентам выпускных курсов педагогических вузов, а также развивают и расширяют систему дополнительного профессионального образования.
Система ДПО многое определяет. Мы поддерживаем региональные проекты и процессы, иногда наша задача — помочь преодолеть сопротивление новому. Главная цель — мотивировать учителей, трудиться в цифровом мире при непредсказуемости обстановки. Лилия ЗорькинаРектор КОИРО.
Лилия Зорькина. Фото Александр Матвеева
Там, где заботятся об одарённых
В образовательной системе региона приоритетом является поддержка одаренных детей. Для этого работает Центр развития одаренных детей, который сотрудничает со школами. Ученики средних и старших классов приезжают в центр на неделю: учатся по углубленным программам и общаются. Профили — технологические и гуманитарные.
Результаты участия детей в конкурсах и проектах всегда отслеживаются. Школы ощущают постоянную поддержку, дети находятся под контролем. Если школа забывает о ребёнке, то региональная система напомнит об этом и направит его в Центр одаренных детей.
В данном регионе школы, направляющие детей на предметные олимпиады, могут получать грантовую поддержку. Самые успешные из них получают больше средств и превращаются в центры подготовки.
В рамках образовательного проекта «Звезда будущего» в школах появились классы предпрофильной и ранней профильной подготовки при сотрудничестве с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта. У университета — лекции, семинары, у министерства — финансовая помощь.
Детям, интересующимся рабочими специальностями, доступен проект, позволяющий обучаться как в школе, так и в колледже.
Выпускники девятого класса, определившиеся с рабочими специальностями, но не желающие сразу поступать в колледж, могут совмещать учебу в десятом и одиннадцатых классах с получением специальности в колледже, рассказала Юлия Скабицкая, проректор по развитию Калининградского института развития образования.
Чтобы не ошибиться с выбором профессии, можно пройти «профессиональные пробы» в колледже. Например, принять участие в многочасовом марафоне по приготовлению блюд и узнать о профессии повара изнутри.
От того, насколько ребенок свободен и способен проявлять инициативу, зависит многое. Авторитарность часто губит нашу систему. Необходимы правила и ограничения, но оскорблять ребенка нельзя. Важно найти время, чтобы работать со школьником как с личностью, считает Александр Ерохин.
По его убеждению, работоспособность учебного заведения определяется атмосферой, которую формирует весь коллектив школы.
Воздух Калининграда
В настоящее время многие регионы, в частности, во время пандемии, отмечают трудности с координацией действий в системе «школа… «. –муниципалитет–— Резюмируя результаты круглого стола, можно говорить о регионе. Татьяна Раитина, основатель „Атлас коммуникейшн“ и редактор „Школьной командыНа педагогическом совете подчеркнули: успех приходит туда, где кооперация присутствует на всех уровнях. В Калининградской области продемонстрирована успешная модель региональной команды, когда существует настоящее сообщество руководителей разных уровней, а министр основывается на нем.
«Да, мы с директорами очень честно общаемся, — говорит Светлана Трусенева. — Но, конечно, необходимость решать задачи в авральном режиме из-за пандемии повлияла и на нашу атмосферу. Обратила внимание, что руководители управлений образования стали пассивными. Получается, если я за руководителей всех уровней принимаю решение, то за свои решения отвечаю. История, когда люди покорно кивают: «Ну хорошо. Хочешь, мы так сделаем», — разрушительная на самом деле. Это справедливо и для федерального уровня. Важно, чтобы учитывались региональные инициативы, и именно это даст каждому региону развитие независимо от географии».