Фото: img.freepik.com


Фотографии: Викимедиа Коммонс / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Михаил Вершинин, директор «Лаборатории игр В-агон» из Новосибирска, обсуждает основы игровых механик для совместной работы и предлагает советы по их эффективному применению.

Что такое командная работа

Этот общий навык также называют сотрудничеством или коллаборацией. Это означает, что:

  • Команда совместно трудится над общим проектом.
  • Совместное взаимодействие даёт более высокий итог, чем индивидуальная деятельность.
  • В команде задачи распределяются для достижения максимальной эффективности.

Каждому воину римского легиона в одиночку могла быть не по силам победа над галлом или франком. Вместе, прикрываясь щитами, маневрируя и соединяя силы разных родов войск, римляне достигали успеха в различных военных операциях — от сражений на равнинах до штурма крепостей.

Признаки игры, которая развивает КР

  1. Есть действие и взаимодействие в командах.

Без него кооперация в этой игре не развивается.

  1. Каждый участник имеет свою роль и сферу обязанностей.

Каждый участник команды выполняет определённые обязанности. Нельзя быть частью группы, не участвуя в её деятельности.

  1. Можно изменять действия команды в процессе игры.

В успешной командной игре группа может меняться, заменяя слабые решения сильными, тем самым развивая себя и своих членов.

  1. В процессе игры допускается изменение состава команды.

Это опция обогащает действия игроков.

Как развивать командную работу в играх

Игра, способствующая развитию когнитивных ресурсов человека, должна соответствовать ряду важных критериев. В неё следует включить:

  1. Игроки могут создавать команды и объединения.

Хорошо, когда игра порождает ситуацию, где участники в ходе игры осознают: индивидуальные старания одного недостаточны для победы, и требуется объединение сил. Такое сотрудничество должно приносить пользу и быть результативным, иначе совместной работы не будет.

  1. Свобода игровом выборе.

Важно, чтобы игроки имели возможность выбирать разные стратегии и действовать по-разному.

  1. Достаточно времени на развитие в игре.

Это важно, чтобы игроки могли использовать весь потенциал игры и открыть необычные решения, повышающие шансы на успех.

Как сделать командную игру эффективной

Для эффективного командного взаимодействия игры на кооперацию должны соответствовать трем условиям.

  • Согласие на правила игры и взаимодействие с участниками.

В командных играх важны лояльные отношения между игроками. Наличие конфликта мешает нормальной игре в кооперативном формате.

  • включенность всех игроков в игру.

Без явного разделения обязанностей в игре некоторые игроки могут остаться незадействованными.

  • самостоятельные действия игроков.

Когда один игрок становится руководителем и диктует другим, что им делать, игра принесет пользу лишь ему самому. Остальные участники потеряют интерес.

Типы игр на командное взаимодействие

  1. Игровые механики, объединяющие самостоятельное выполнение заданий с совместной работой.

Классическая современная настольная игра «Каркассон» – хороший пример. Участники играют индивидуально, создавая объекты, формируя поле и выстраивая карту средневековой провинции Каркассон.

При участии нескольких игроков проявляется особенность балльной системы: игроки могут договориться и разделить зону влияния, получив равное количество очков. Никому не достанется меньше баллов. Эта игра демонстрирует, что даже в конкурентной ситуации некоторые взаимодействия могут быть полезны и выгодны.

К этой категории относятся кабинетные ролевые игры или лангедоки — сюжетные игры с определёнными персонажами и ролями. У каждого участника есть собственная квента (история персонажа), а также информация, которую можно разделить с другими или оставить при себе.

У него есть свои критерии успеха: определенные действия и цели – добыть предмет, договориться о чем-то, найти решение. Часть игр по типу Лангедоков построена таким образом, что для победы игрокам необходимо эффективно общаться и, как в «Каркассоне», создавать временные или постоянные команды.



  1. Игры со специализацией внутри команд

Как повысить эффективность таких игр при противостоянии команд?

  1. Каждая специализация играет свою роль и может повлиять на исход игры.
  2. Вся игра доступна для каждой специальности.
  3. Игроки имеют возможность самостоятельно определять свою специализацию или изменять её.

Хорошо спроектированные игры дают игроку широкие возможности для развития личности.

3. Игры на конкуренцию между командами

Условия эффективности:

  • Постоянный состав команды.

Постоянная и длительная борьба команды с внешними факторами способна привести к повышению уровня взаимодействия участников.

  • Справедливая и прозрачная конкуренция по ясным для всех нормам.

Этот пункт выглядит само собой разумеющимся, но иногда его упускают из виду. Закрытая система соревнований не подходит для игрового взаимодействия.

  • Состав команд сопоставим по силе.

Соревнования между любителями, детской командой и профессионалами не принесут удовольствия никому. При формировании команд важно приблизительно оценить потенциал игроков, чтобы обеспечить равновесие сил и сделать командное взаимодействие реальным.

Игры, механика которых направлена на конфликт между участниками («Слабое звено», «Последний герой» или стандартные эстафеты), не способствуют командному взаимодействию и сплочению коллектива. Понадобятся игры, где люди не станут противниками, а откроют друг друга и найдут новые общие интересы.

Как включить игровые задачи для сотрудничества в образовательный процесс?

Командные игры обычно требуют много времени, поэтому проводить их на уроках не всегда практично. Можно использовать отдельные моменты совместной работы в рамках класса или небольшой группы.

В свободное от уроков время можно использовать игровые программы для развития сотрудничества: как однодневные занятия, так и погружения (3-5 дней) во время каникул.
Многие популярные компьютерные игры, например Dota или World of Tanks, развивают кооперацию как основную компетенцию. Если ученик занимается командным спортом, то будет более подготовленным в этом плане по сравнению с одноклассниками.